«Меня били, и я буду»: Откуда родом агрессия отчимов к детям?

Неделю назад казахстанцев шокировала новость об отчиме, безжалостно избившем падчерицу. В это же время стало известно о мальчике, попавшем в больницу из-за жестокости сожителя матери. К сожалению, подобные случаи далеко не единичны. Вопрос взаимоотношений детей от первых браков с отчимами актуален для Казахстана. Ведь в нашей стране после развода дети в основном остаются с мамами. В причинах бессердечности отчимов и особенностях адаптации детей к новому члену семьи разбиралась корреспондент ИА «NewTimes.kz» Зифа Хабирова.

Фото: freepik.com

Ботагоз Галымова долгие годы скрывала от матери, что отчим ее бьет. Сейчас девушке 29 лет, и она признается, что детские травмы еще не зажили.

«Я даже никогда не называла его отчимом, он воспитывал меня с семи лет и сразу стал папой. Готовил мне любимую гречневую кашу с сахаром и молоком на завтрак. Спустя пару лет, когда родилась младшая сестренка, папа побил очень сильно, мама не видела, она ухаживала за бабушкой, а мне было стыдно что-либо сказать. Один раз папа побил меня, и я спряталась в шкафу, просидела там несколько часов, заснула. Когда проснулась, очень сильно испугалась, не поняла, где я. С тех боюсь тесных помещений, гардеробных. Физически это было не так больно, как психологически, синяков у меня почти не было. Когда я впервые об этом рассказала маме, отношения между родителями начали портиться и, что бы ни произошло, виновата была я: не так посмотрела, не так встала,  съела лишний кусок хлеба. Если обижала младшую сестру, то меня избивал папа, я засыпала тогда под его крики», — рассказала NT Ботагоз.

Собеседница отметила, что нападки отчима прекратились тогда, когда она начала жить самостоятельно.

«Мама не ушла от него, жили мы тяжело, папа пил. После, когда закодировался, в своем алкоголизме винил меня. В школе я всегда говорила, что у меня лучший отец, и мечтала, чтобы он когда-нибудь меня полюбил. Все прекратилось, когда я уехала в другой город и поступила в колледж. Я редко бываю дома, потому что он не всегда мне рад, и я боюсь создать свою семью, боюсь, что история повторится», — заключила она.

Глава фонда «НеМолчи» Дина Смаилова считает, что над приемными детьми издеваются мужчины, которые конкурируют с ребенком за внимание женщины.

«Это те же самые абьюзеры, которые воспитывались в агрессивной среде и плюс еще добавляется животная самоцовость. Есть такой яркий пример: когда бегемот приходит в стадо, он уничтожает всех самцов и потомство с целью завести свое собственное. А в человеке осталось от животного много. Те, кто идет на поводу у своих животных инстинктов, не развиваются, не работают со своей агрессией, а страдают от этого дети», — рассказывает Смаилова.

По ее словам, в ситуации, когда мужчина поднимает руку на приемного ребенка, все зависит от женщины.

«Если в одном случае женщина проявляет сразу же нетерпимость, готова впиться ему в горло, то в другом она несколько дней обдумывает все и вообще может отказаться от обращения в полицию. Пугает ее только уголовная ответственность, потому что мы уже не можем промолчать, не заявить. Я ее понимаю: ей страшно, потому что она не может защитить своего ребенка, не доверяет полиции и расстаться с мужчиной тоже не готова, но страдают дети. Поэтому мы за ужесточение закона. За то, чтобы у нас в законодательстве было четко прописано за каждое нарушение: поднял на ребенка руку – отвечай, ведь это преступление», — отмечает правозащитница.

Психолог-консультант Айгерим Мыктыбай назвала четыре причин сложных отношений отчимов с пасынками и падчерицами:

  • ревность супруги к ее детям, соревнование в «крутости» с ребенком (в основе перенос фигуры родного отца на ребенка), комплексы, низкая самооценка мужчины;
  • претензии к супруге, которые мужчина не может озвучить напрямую и сливает агрессию на беззащитных детей;
  • детские травмы мужчин, когда он думает, что «меня били, и я буду бить, сначала детей жены, жену, потом и общих детей»;
  • психологические или даже психические расстройства, алкоголизм, наркомания, игромания, психозы, нарциссическое расстройство, авторитарность, деспотичность.
  • Психолог считает, что женщине стоит быть внимательной при выборе супруга, при выстраивании взаимоотношений между детьми и новым членом семьи. Если вдруг женщина узнала о применении силы по отношению к детям, у нее есть несколько вариантов решения проблемы.

«Если женщина опасается не только за ребенка, но и за саму себя, из-за чего старается не вступать с мужем в конфликт на тему методов воспитания, – это весьма тревожный сигнал. Возможно, за время их семейной жизни она и сама становилась жертвой агрессии со стороны мужа. Если это так, то, скорее всего, она имеет дело с настоящим домашним тираном и изменить ситуацию на данном этапе будет практически невозможно. Лучшим выходом в этом случае будет уйти от супруга. Дело все в том, что с каждым годом ситуация будет усугубляться, насилие становится более жестоким, а моменты просветления более короткими. У детей неизбежно начнут накапливаться психотравмы, которые могут негативно сказаться и на их будущей семейной жизни. Кроме того, у самой женщины на фоне этой ситуации может прогрессировать невроз. Не ждите, что он одумается, и отбросьте иллюзии про любовь, это точно не это чувство», — уточняет собеседница.

Если случай насилия был единичным, то ситуацию можно решить, обратившись к психологу, чтобы найти причины агрессивного поведения мужа.

«Несмотря на занятость мужа и детей, женщина должна убедить всех членов семьи в необходимости семейной терапии и обратиться к семейному психологу. Хороший специалист поможет разобраться в причинах вспышек агрессии у мужа. Возможно, таким образом, он неосознанно вымещает стресс, связанный с работой», — рекомендует Айгерим Мыктыбай.

Кроме того, психолог не исключает, что корень проблемы скрывается в воспитании самого мужа.

«К сожалению, применяют силу в отношении детей и женщин чаще всего те мужчины, которые сами в детстве сталкивались с физическими наказаниями. Мы просто неосознанно копируем модель поведения наших мам и пап в отношении слабых и беззащитных. Остановить этот процесс также может помочь семейный психотерапевт, и основная часть работы проводится именно с отчимом», — предполагает она.

Айгерим также отмечает, что важно также помочь ребенку, пострадавшему от агрессивного отчима. Мама малыша должна проявить внимание, сострадание, показать свою любовь и поддержку.

«Не насаждать ребенку вину за произошедшее, быть защитой и опорой ребенку. Лучше это проговаривать, проживать с ребенком случившийся инцидент. Показать, что мама на его стороне. Отгородить от токсичного взаимодействия с отчимом. Маме важно быть в позиции взрослого, уметь выдерживать эмоции ребенка. Конечно, лучше ребенку совместно с мамой пройти терапию и переработать этот негативный жизненный опыт. Для этого можно обратиться к социальному педагогу, детскому психологу или психотерапевту. Но все же важна именно любовь и поддержка мамы. Важно, чтобы женщина, пытаясь создать иллюзию счастливого повторного брака, не старалась не замечать некоторые огрехи в общении нового мужа и ребенка. Ведь в таком случае ребенок чувствует, что с ним что-то не так, раз его избил отчим, так еще и переживает предательство самого главного человека в своей жизни – мамы», — делится собеседница.