Центробанк обязал банки усилить контроль за операциями с участием компаний из Казахстана. Теперь банки должны проверять на подлинность документы по импортным сделкам на сайте федеральной налоговой службы, передает газета «Известия».
Об этом говорится в письме за подписью зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина, направленном в коммерческие кредитные организации. Акцент в письме сделан именно на Казахстане: по словам источника, близкого к ЦБ, в Белоруссии — другом партнере по Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу — пока проблема фиктивного импорта не так остра.
В письме Скобелкин напоминает банкам, что те должны уделять повышенное внимание всем операциям с участием казахстанских компаний и с переводом денег в местные банки в рамках антиотмывочного закона 115-ФЗ. Отмечается, что с помощью сервиса на сайте ФНС — в разделе «Электронные услуги» — банки смогут проверять заявления о ввозе в Россию товаров и уплате сборов в рамках Таможенного союза.
«Для этого банкам нужно ввести в специальной форме сервиса поисковые реквизиты заявления, — пояснили «Известиям» в пресс-службе ФНС.
По мнению ЦБ, банки с помощью сервиса ФНС смогут удостовериться в реальном характере сделки — причем банки с уверенностью в своей правоте смогут проводить лишь сделки с постоплатой.
В декабрьском письме банкам ЦБ указывал, что зачастую в рамках таких сделок аванс за товар выплачивается российской компанией иностранному контрагенту, но сам товар не импортируется (это и есть фиктивный импорт). Как правило, в подобных договорах купли-продажи товаров на условиях предоплаты указывается длительный срок исполнения обязательств контрагентом — 5–10 лет. А по истечении этого срока, возможно, ни самой компании, ни контрагента уже не будет. ЦБ также указывал, что сам будет обращать пристальное внимание на участие банков в такого рода схемах. Крайняя мера за вовлеченность банков в сомнительные операции — отзыв лицензии.
Сама по себе проблема фиктивного импорта возникла из-за упрощенного товарооборота внутри ТС, который предусматривает лишь оформление товарно-транспортных накладных при пересечении товаром границы, не предполагая учета таможни. Сначала ЦБ требовал проверять подлинность накладных по различным внешним источникам, потом — реальность поставщиков, а затем и вовсе наделил банки правом отказывать клиентам в проведении таких подозрительных операций и закрывать таким клиентам счета. Для выявления однодневок ЦБ призывал банки обращаться в Казахстане к списку бездействующих компаний и индивидуальных предпринимателей (в стране есть «перечень лжепредприятий»); в Белоруссии — к списку компаний с повышенным риском совершения экономических правонарушений.
ЦБ более пристально заинтересовался Казахстаном в 2014 году, так как обнаружилось, что казахстанские схемы отмывания денег трансформировались. Если раньше деньги за якобы ввезенные из Казахстана товары сразу уходили в банк какого-нибудь офшора, то теперь для прикрытия деньги оседают на время в казахстанских банках. По мнению ЦБ, это часть схем уклонения от уплаты налогов, отмывания преступных доходов, оплата серого импорта и проч. Масштаб нового бедствия пока не ясен, но регулятор уже счел его достаточным для того, чтобы начать борьбу с новой схемой. В Национальном банке Республики Казахстан не смогли оперативно поделиться мнением о работе российских коллег.
По словам источника, близкого к ЦБ, в Белоруссии пока такая схема не распространена.