В начале 2021 года мировые эксперты отмечали, что в ближайшее время следует ожидать резкого падения курса доллара. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» узнала мнения нескольких казахстанских экономистов по поводу того, насколько оправдан прогноз зарубежных специалистов и чего ожидать жителям РК в случае исторического обвала американской валюты.
Вчера стало известно, что фондовый рынок США обновил исторический максимум. Поддержку рынку оказало официальное вступление в должность 46-го президента США Джо Байдена.
С наступлением нового года средневзвешенный курс USD/KZT показывает снижение. К примеру, если в начале декабря прошлого года один доллар стоил 425,40 тенге, то данные на утро 22 января показывают 419,57 тенге.
Как подчеркнул экономист Марат Каирленов, в настоящее время действительно наблюдаются позитивные моменты для тенге: общее снижение курса доллара к ведущим мировым валютам, рост цен на нефть — 55 долларов за баррель.
«Свою роль играет и сокращение инвестиций в Казахстане, а значит, и импорта. Когда, допустим, строят завод, то оборудование, станки, как правило, приобретают за рубежом за валюту. Сейчас наблюдается спад капиталовложений, соответственно, меньше закупают импорт из-за рубежа. Кроме того, упали доходы населения. Все это снижает давление на тенге. Однако ситуация может кардинально измениться под влиянием новой порции антироссийских санкций. Это ключевая угроза для курса тенге на ближайшие месяцы и даже год», — говорит эксперт.
Относительно того, в каком коридоре сохранится курс американского доллара в ближайший месяц, Марат Каирленов отметил, что все зависит от российского рубля и политики Нацбанка РК.
«Помните август 1998 года, когда российский рубль обвалился в три раза, тенге девальвировал в апреле 1999 года после выборов, инаугурации президента страны? Если взять 2014 год, то нацвалюта укреплялась до 3 тенге за 1 рубль. Несмотря на то что рубль обвалился, наши все делали с задержкой, растянули. Резервы есть, давление на курс тенге из-за падения экономической активности в стране и доходов населения не такое большое, поэтому у руководства Нацбанка есть возможность сглаживать этот процесс и оттягивать его», — добавил он.
По мнению другого эксперта, Марата Абдурахманова, никто не ждет одномоментного обвала курса доллара.
«Все произойдет за 3-4 года. Снижение стоимости доллара как валюты, в которой продаются наши природные ресурсы, негативно скажется на нашей экономике, поскольку все мировые цены на продовольствие и другие товары народного потребления резко вырастут. Сейчас мы наблюдаем эти процессы на рынках сахара, зерна, бобовых культур. И тогда получается, что при минимальной зарплате 42 500 тенге люди не смогут купить уже не только мясо, но и яйца, и другие продукты питания. Это серьезный вызов всем экономикам мира, и наши чиновники, к сожалению, не принимают адекватные меры по смягчению этого шока», — прогнозирует экономист.
По словам собеседника, для того чтобы не допустить негативного развития сценария, уже сейчас в стране необходимо предпринимать комплексные меры.
«Первое — кредитная реабилитация, второе — отмена земельного кодекса и возврат старого закона о земле. Третье — запрет ростовщичества и незаконного обогащения с введением уголовной ответственности за кредиты по ставке выше 12% и наличие имущества, заработанного нечестным трудом, а также введение системы блокчейн в финансовой системе. Следующий пункт — отмена действующего налогового кодекса и выплата единого подоходного налога с суммы, превышающей реальные потребности каждой семьи по прогрессивной шкале по кратности превышения прожиточного минимума, рекомендованного Всемирным банком», — предлагает Марат Абдурахманов.
Как добавил эксперт, важно внедрить реституцию собственности и ввести элементы казахской системы права с выплатой налогов от плательщиков получателям этих денег.
«В итоге бюджет сократится на треть, минимальная зарплата станет 500 долларов, производить станет выгоднее, чем торговать», — резюмировал экономист.