Наибольшую сложность в развитии генерации электричества из ВИЭ в Казахстане представляет нехватка инвестиций в эту отрасль. До 2020 года Казахстан в области инвестиций в «зеленую энергетику» активно сотрудничал с Китаем и отчасти с европейскими поставщиками. Однако пандемия коронавируса негативно сказывается на притоке иностранных инвестиций в Казахстан и другие быстроразвивающиеся страны Евразии.
Что такое «зеленая энергетика»? Под этим романтическим названием подразумевается в техническом смысле производство электроэнергии из возобновляемых, то есть неисчерпаемых, источников энергии (ВИЭ), таких как энергия солнца, ветра, воды, гейзеров и иных источников, которые могут использоваться для производства электричества практически бесконечно. При этом, в отличие от электростанций, которые работают на более привычных, традиционных источниках энергии, таких как газ, уголь, мазут или торф, возобновляемые источники энергии не выделяют в атмосферу вредный углекислый газ, который в чрезмерно больших количествах способен со временем вызвать на нашей планете так называемый «эффект парника» и глобальное потепление со всеми вытекающими из него неблагоприятными последствиями для природы и человека.
«Зеленая энергетика», которая еще лет десять назад считалась чуть ли не экспериментальным направлением в генерации электроэнергии (за исключением таких проверенных источников, как гидроэлектростанции и геотермальные электростанции), в 2020 году мощно шагала по планете. Так, по данным международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), в 2020 году свыше 80% всех новых мощностей электрогенерации, введенных в строй за год, работают на возобновляемых источниках энергии, преимущественно на солнечной и ветряной энергии. А совокупная установленная мощность (т. е. совокупная мощность по выработке электричества) новых тепловых электростанций (ТЭС) в 2020 году понизилась на 6% — до 60 гигаватт (ГВт).
Установленная мощность электростанций в мире, работающих на ВИЭ, 2016-2020 гг.
Источники: IEA, IRENA, Hydropower Report
Если установленная мощность солнечных и ветряных электростанций в мире еще в 2016 году была в общей сложности на 58% установленной мощности гидроэлектростанций, то в 2020 году картина радикально изменилась: мощность солнечных и ветряных электростанций превысила на 25% установленную мощность всех мировых ГЭС. Это стало возможным благодаря двум событиям, произошедшим в прошлом году.
С одной стороны, в 2020 году резко выросли мощности солнечных и ветряных электростанций в Китае и США, а также в некоторых странах Африки и Океании. Так, по данным IRENA, Китай ввел в эксплуатацию в 2020 году 136 ГВт новых ветряных электростанций, а США — около 30 ГВт, из которых половина пришлась на солнечные электростанции, половина — на ветряные. С другой стороны, на постсоветском пространстве в 2020 году был выведен из эксплуатации ряд мощностей устаревших электростанций, работавших на угле, преимущественно эти процессы происходили в России, Грузии, Азербайджане и Армении, а также аналогичные процессы имели место в Турции, которая увеличивает долю газа и атомной энергии в своем энергобалансе.
За последние пять лет темпы ввода в эксплуатацию солнечных и ветряных электростанций заметно выросли, в то время как темпы роста ввода новых мощностей гидроэлектростанций выглядят заметно скромнее, они составили всего 1% в среднем в год за пять последних лет, так как ГЭС в мире уже построено достаточно много, и этот рынок можно охарактеризовать как «зрелый», где темпы роста производства не так высоки, как в развивающихся отраслях. Одновременно за пять лет мощности ветроэнергетики увеличились в среднем в год на 10%, а солнечной — на рекордные 24% в год.
Среднегодовые темпы роста установленной мощности «зеленых электростанций» в мире, 2016-2020 гг.
Источники: IRENA, IEA, расчеты Alpari
Несмотря на значительные запасы углеводородов, страны Евразийского союза, прежде всего Россия и Казахстан, намерены активно развивать «зеленую энергетику». В принятой еще в 2013 году в Казахстане «Стратегии-2050» была поставлена задача активного развития энергетики из возобновляемых источников. И эта задача достаточно активно осуществляется на практике.
Так, если в 2014 году 93% всей электроэнергии, выработанной в Казахстане, производилось на тепловых электростанциях, преимущественно работающих на угле, и газотурбинных электростанциях (ГТЭС), то в 2020 году эта доля снизилась до 89,2%, и одновременно в совокупном объеме произведенного в стране электричества возросла доля электроэнергии, генерируемой на гидроэлектростанциях (ГЭС). Также электричество Казахстану стали давать новые ветряные и солнечные электростанции.
Структура выработки электроэнергии в Казахстане по видам электростанций
Источники: АО «Самрук-Энерго», АО KEGOG
В Казахстане более 35 гидроэлектростанций с совокупной установленной мощностью около 3 ГВт, что составляет примерно 14% от всех электростанций страны.
Кроме того, в Казахстане уже действуют восемь солнечных электростанций и три ветряные.
Наибольшая критика в адрес возобновляемых источников энергии была связана с более высокой себестоимостью производства электричества из таких источников по сравнению с себестоимостью генерации электричества из традиционных источников, и переход Европы и США на генерацию электричества из ВИЭ ранее связывали исключительно с высокой себестоимостью производства электричества на тепловых электростанциях, что нехарактерно для постсоветских стран, располагающих большими объемами запасов угля и углеводородов, снижающих себестоимость генерации.
Так, по оценке казахстанской Ассоциации возобновляемой энергетики, «зеленые тарифы» на электричество в ближайшие несколько лет могут снизиться и ничем не отличаться от обычных, и, более того, у некоторых солнечных электростанций Казахстана тариф для населения на 17-20% ниже, чем у ТЭС. В частности, строительство Капшагайской СЭС, расположенной недалеко от Алматы и введенной в эксплуатацию в 2018 году, оказалось втрое дешевле строительства более ранних солнечных электростанций.
Наибольшую сложность в развитии генерации электричества из ВИЭ в Казахстане представляет нехватка инвестиций в эту отрасль. До 2020 года Казахстан в области инвестиций в «зеленую энергетику» активно сотрудничал с Китаем и отчасти с европейскими поставщиками. Однако пандемия коронавируса негативно сказывается на притоке иностранных инвестиций в Казахстан и другие быстроразвивающиеся страны Евразии. С учетом огромных запасов в Казахстане угля и газа в форсированном развитии генерации электричества из возобновляемых источников пока нет необходимости. Однако нужно учитывать, что постепенный переход на «зеленые технологии» и «зеленую энергетику» — общемировой тренд, который уже пришел в Казахстан. Развитие успешно начавшихся проектов необходимо, и для этой цели казахстанским компаниям можно осуществлять выпуски «зеленых облигаций» и привлекать средства на мировых рынках капитала. Тем более что мировые финансовые рынки даже в условиях пандемии ни на минуту не прекращают работу.
Подготовлено экспертами Alpari эксклюзивно для newtimes.kz.