Десять лет назад на юге Казахстана гремели беспорядки, а жители таджикской общины спешно покидали родные улицы. Сегодня спецкоры ИА «NewTimes.kz» Айгерим Абилмажитова и Турар Казангапов приехали в эти места, чтобы увидеть, как казахи и таджики научились снова жить по-соседски.
В феврале 2015 года в аулах Бостандык и Ынтымак произошел конфликт, начавшийся с убийства местного жителя Бахытжана Артыкова. Его сосед Навмидин Нарметов стал подозреваемым – ссора возникла из-за земли и теплиц.
После похорон в Ынтымаке начались беспорядки: около 500 человек громили дома и жгли машины. Паника перекинулась на соседние села, отключили интернет и связь. Полиция взяла ситуацию под контроль только к следующему утру. Нарметова позже задержали в Узбекистане и осудили на 18 лет.
Мы приехали в Бостандык через десять лет после событий. Не все здесь хотят говорить о прошлом.
Некоторые — просто отказываются. Другие советуют идти в акимат или к представителям диаспоры. Один из мужчин начал снимать нас на телефон и агрессивно ругался:
«Когда надо – вас нет», – кричал он, преследуя нас по улице.
Главный человек, к которому нас направили в Бостандык, — Мухиддин Мамараимов, глава таджикской диаспоры Жартытобинского округа. Профессор, директор частной школы в Шымкенте, аксакал для тысяч своих земляков.
Он вспоминает 2015-й без истерики — но очень прямо:
«Это была бытовая ссора, которую провокаторы раздули. Но именно этот конфликт стал точкой, с которой началась интеграция. Мы поняли, что надо работать вместе. Школы теперь казахско-таджикские. Молодёжь играет вместе, ездит на олимпиады. Тогда все включились — каждый делал своё. Аксакалы помогли успокоить людей. Мы не всегда слушаем акимат или полицию — мы больше верим тем, кого лично знаем».
В его словах нет попытки оправдать произошедшее, но есть чёткое объяснение, почему удалось погасить пожар:
«Мы один народ. Плохих наций не бывает — бывают плохие люди».
Сегодня в округе живёт около 10 000 таджиков. Самые большие поселения — Бостандык, Ынтымак, Жанарык, Тонкерис, Даур и Акниет.
Только в Бостандыкe — более 4000 таджиков, около 570–580 семей. Но это село не моноэтничное: здесь живут казахи, узбеки и другие.
Занятость — почти целиком сельское хозяйство: теплицы, открытые поля, овощеводство. Почва здесь плодородная, оросимая вода идёт из Ташкентской области. Животноводство развито слабо — ландшафт не тот.
В селе четыре школы, где преподают на таджикском. С 2016 года главная школа — имени Бободжона Гафурова — стала казахско-таджикской.
«Родители могут выбирать язык обучения. Казахский язык очень популярен — молодёжь говорит на нём каждый день», — говорит Мамараимов.
В коридоре школы висят портреты Абая и Бободжона Гафурова — казахского поэта и таджикского историка.
Как удалось сохранить порядок после конфликта? Мамараимов объясняет просто:
«У нас есть система. 47 заместителей, 7 аксакалов, уличные старосты. Решения принимаются вместе — по трём опорам: закон, религия, традиции. Например, когда кто-то говорит про похищение невесты как про традицию — мы объясняем: это не традиция без согласия родителей и самой девушки. Люди слушают».
Таджикская диаспора здесь не делится на «местных» и «приезжих». Многие семьи переехали дважды — сначала из Самарканда в 1920–30-х годах, потом, в 1950-х, когда границы снова перекроили, из Узбекистана в Сарыагашский район.
«Мои деды и бабушки были из Самарканда. Они сказали: “Мы поедем в Казахстан” — и переехали в Бостандык», — рассказывает Мамараимов.
В наши дни мигрантам помогает и Республиканский этнокультурный центр таджиков. Его представители поддерживают приезжих не только словом, но и деньгами:
В интервью таджикской службе Радио Свобода – Радио Озоди – представитель центра Акбаржон Исмаилов рассказал:
«Мы не разделяем таджиков на местных и приезжих. Мигрантам-соотечественникам мы оказывали помощь задолго до создания нашего центра. В частности, во время болезни или при вынужденном возвращении в Таджикистан. В случае смерти мигрантов предприниматели выделяют средства для отправки тела на родину. Мигрантам мы оказываем и юридическую помощь. В том числе, в случаях, когда они из-за незнания своих прав не могут получить честно заработанные деньги».
На вопрос, с какими проблемами таджикские мигранты сталкиваются в Казахстане, он ответил:
«Отношение к таджикам в Казахстане лучше, чем в России, здесь никто их не унижает. Конечно, бывают отдельные случаи, но, в основном, отношение к нашим мигрантам хорошее. Я хотел бы попросить мигрантов сразу по приезду в Казахстан узаконить свое пребывание в стране. Между правительством Республики Казахстан и правительством Республики Таджикистан подписано соглашение о сотрудничестве в области миграции. Поэтому к гражданам Таджикистана, которые живут и работают легально, вопросов нет. В случае возникновения каких-либо проблем они всегда могут рассчитывать на помощь сотрудников республиканского этнокультурного центра таджиков».
Есть в этих аулах и свои яркие обычаи. Например, добрососедская игра в варёные яйца 1 мая.
«Две семьи варят яйца, красят, сталкивают их. Чьё разобьётся — тот отдаёт сопернику. Победитель может уйти с десятками яиц. Но чаще делятся. Один фермер как-то привёз три тысячи яиц и проигрывал всем специально, чтобы раздать», — смеётся Мамараимов.
Сегодня на яйцах даже печатают логотипы спонсоров. Но смысл игры — не реклама, а щедрость.
«Если тебе помогли — верни. Не тому же человеку, а дальше. Тогда общество будет расти», — говорит он.
Сегодня в Бостандык и Ынтымаке нет полицейских патрулей на улицах. Только участковые. Споры решаются по выходным — на сходах старейшин.
«Нельзя делиться по национальностям. Мы живем на одной земле. У нас общий хлеб, общая боль и общая радость. В наших аулах по-прежнему живут рядом казахи и таджики. Иногда спорят, чаще – помогают друг другу. Их объединил не указ сверху, а выбор жить по-соседски, спокойно, с уважением и без лишнего шума», — подытоживает Мамараимов.