Сегодня в Астане премьер-министр Казахстана Карим Масимов принял участие в первом заседании Астанинского клуба, ставшего международной площадкой, посвященной обсуждению ключевых вопросов развития Евразийского региона.
В мероприятии приняли участие свыше 50 ведущих мировых экспертов в области политики, экономики, международных отношений из США, России, Китая, Турции, Ирана, стран Европейского союза и других государств. Участники заседания обсудили актуальные вопросы, влияющие на развитие региона, обменялись мнениями по международной повестке дня.
В своем выступлении К.Масимов отметил, что начиная с первых дней независимости, Глава государства Н.А.Назарбаев проводит многовекторную и миролюбивую политику в отношении всех государств.
Премьер-Министр акцентировал внимание на том, что идея создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) принадлежит Президенту страны, которую он озвучил в ходе своей лекции в МГУ в 1994 году.
«Казахстан поддерживает этот проект, но смотрит на него сугубо прагматично как на экономический проект без политической составляющей. Такова наша позиция», - подчеркнул он.
Наряду с этим, для Казахстана важно участие в реализации китайской программы «Один пояс, один путь». «Казахстан хочет сотрудничать с КНР в реализации этой программы, как в двустороннем формате, так и в многостороннем», - добавил глава Правительства.
«Казахстан также намерен продолжать и углублять взаимоотношения с Европейским союзом. Практически все формальности завершены, и в декабре текущего года мы планируем подписать Соглашение о продвинутом партнерстве с ЕС. С США с самого начала у нас особые отношения и мы бы хотели продолжать их в том же направлении», - отметил К.Масимов.
Отвечая на вопрос о возможности взаимодействия ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» К.Масимов сказал, что есть разные мнения о том, в каком формате это нужно сделать. «Есть точка зрения, что лучше это делать в двустороннем формате между странами, тогда решения принимаются быстрее. Есть точка зрения, что это можно сделать ЕАЭС и КНР. Но есть и точка зрения, что это можно сделать еще шире», - пояснил К.Масимов.
Экспертов также интересовали вопросы дальнейшего экономического развития Казахстана.
Карим Масимов напомнил, что в период с 1991 по 2000 годы усилия государства были сфокусированы на построении рыночной экономики и формировании первых рыночных институтов.
«В тот момент ситуация была очень сложная, но под руководством нашего Президента были заложены основы для функционирования экономики», - отметил К.Масимов.
Период с 2000 года по лето 2014 года за исключением финансового кризиса 2008-2009 годов, по мнению главы Правительства, был очень благоприятен для экономики Казахстана, поскольку наблюдался постоянный рост цен на все экспортные товары. В результате этого в Национальном фонде удалось собрать значительные средства, а многие социальные вопросы можно было решать за счет бюджета.
«Я думаю, этот период закончился. Мы зашли, на мой взгляд, в достаточно продолжительный период низких цен на сырьевые ресурсы, поэтому в свою экономическую политику должны вносить коррективы», - сказал К.Масимов.
В числе этих корректив он выделил принципиальное решение Казахстана стать полноправным членом ОЭСР. То есть реформы, проводимые в республике, должны соответствовать лучшей мировой практике стран этой Организации.
К.Масимов отметил, что в текущем году Глава государства выступил с инициативой проведения пяти институциональных реформ и 100 шагов по их реализации. При этом принятие всей необходимой законодательной базы завершается и, начиная с января 2016 года, Казахстан вступает в фазу практической имплементации проведения этих реформ, подчеркнул глава Правительства.
«В период, когда цены высокие и много денег, реформы осуществлять практически невозможно, поскольку любую проблему можно «залить» деньгами, тогда и желания проводить какие-либо реформы нет. Нужно использовать это «золотое время» низких цен на энергоносители для проведения реформ», - считает К.Масимов.
«Сегодняшний мир, насколько я понимаю, преподносит нам очень много сюрпризов и некоторые вещи, которые было трудно себе представить 10 лет назад, такие как напряженность в Восточной Европе или возобновление войны на Ближнем Востоке, формируют современную реальность или «новую нормальность» как говорят в Китае. Мы должны адекватно отвечать и реагировать на существующие вопросы», - резюмировал Премьер-Министр РК.
Мероприятие организовано Фондом Первого Президента РК – Лидера Нации и Институтом мировой экономики и политики. Партнерами клуба выступили ведущие исследовательские центры: Китайская академия современных международных отношений (КАСМО), Германский совет по внешней политике (DGAP), Российский совет по международным делам (РСМД) и Фонд Карнеги за международный мир.
29 мая 2014 года – дата, которая в скором времени займет особое место в учебниках по новейшей истории Казахстана. Именно в этот день президентами Казахстана, России и Беларуси был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе.
Издержки изоляционизма
Путь, который преодолели страны – участницы ЕАЭС, – это уже история. От идеи до воплощения евразийского проекта прошло более 20 лет. И здесь надо отметить ключевую роль Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Выступив с инициативой создания Евразийского союза в 1994 году в Московском университете, Глава государства сделал все, чтобы воплотить задуманное в жизнь.
Казахстанский Лидер предложил совершенно иной уровень амбиций и принципиально новые, в отличие от СНГ, принципы работы. Основу объединения по замыслу Главы государства должны были составить наднациональные органы, а сам проект органично увязывался с многовекторной политикой Казахстана.
Идея Нурсултана Назарбаева далеко не сразу нашла сторонников. В 1992–1994 годах в странах постсоветского пространства отмечался "пик" дезинтеграции, возникло множество конфликтов. Этап взаимного отторжения был неизбежен. Наверное, поэтому первые попытки интеграции оказались неудачными. Но зато был получен опыт, который позволял отшлифовать механизмы сотрудничества.
Оживление евразийской интеграции произошло в 2000 году: пять государств – Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Россия и Таджикистан – создали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Заявленная цель – формирование общей таможенной территории с последующим выходом на более высокие ступени взаимодействия. Впрочем, и тут на первых этапах возникли неизбежные трудности. Экономики стран-участниц оказались слишком разными. Как следствие, в 2006 году было принято политическое решение сделать пионерами интеграции Казахстан, Россию и Беларусь. "Тройка" приступила к созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства. Остальные страны планировали присоединиться к процессу по мере готовности. Так поэтапно и пришли к нынешнему уровню взаимодействия.
В режиме свободной торговли
В современном глобализующемся мире невозможно представить себе государство, замкнутое в своих границах. Сегодня существует более двухсот различных интеграционных объединений. Самые крупные из них – в Западной Европе – Евросоюз (ЕС); в Северной Америке – НАФТА (NorthAmericanFreeTradeAgreement), в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС. Теперь к этому списку следует прибавить Евразийский экономический союз.
Сегодня в ЕАЭС уже входят пять государств – Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Кыргызстан, которые формируют новую геополитическую реальность на пространстве Евразии.
К слову, интерес к наращиванию сотрудничества с новой интеграционной структурой проявляют многие государства, в том числе из дальнего зарубежья. В частности, подписано Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. Это первое соглашение подобного рода и, очевидно, не последнее. Около 40 государств мира проявляют интерес к более тесному партнерству с Евразийским экономическим союзом. В этом списке страны Азиатско-Тихокеанского региона – Индонезия, Малайзия, Таиланд, Камбоджа.
Создана совместная исследовательская группа по заключению соглашения свободной торговли с Израилем, Индией, Египтом. Принято решение о создании такой группы с Ираном. В создании зоны свободной торговли с ЕАЭС заинтересованы Корея, Монголия, Эквадор, Перу, Чили и многие другие государства.
Такой формат сотрудничества набирает все большую популярность. Эксперты подсчитали: если тенденция сохранится, то уже через 6 лет до 60% всей мировой торговли будет осуществляться в рамках режима свободной торговли.
Быть конкурентоспособными
Безусловно, интеграция это не только возможности, но и вызовы. Нам нужно быть конкурентоспособными, чтобы комфортно чувствовать себя в рамках ЕАЭС и ВТО.
Не случайно этот вопрос буквально на днях был рассмотрен на заседании Совета безопасности под председательством Главы государства. Президент, в частности, напомнил о вызовах, которые сегодня препятствуют нормальной работе Евразийского экономического союза. Неблагоприятная конъюнктура мирового рынка и иные внешние условия не позволяют полностью раскрыть потенциал интеграционного объединения. Вместе с тем ЕАЭС имеет хорошие перспективы. Перед казахстанским бизнесом открываются большие возможности для налаживания межгосударственной кооперации и наращивания экспорта. Главное – суметь воспользоваться предоставленным шансом.
Что важно, строительство новой и конкурентоспособной экономики идет совместно с партнерами по ЕАЭС. В рамках объединения проводится согласованная политика во всех ключевых отраслях, обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, формируются равные условия доступа к образовательным услугам, социальной инфраструктуре каждого государства.
Сотрудничество предполагает проведение скоординированной энергетической политики и поэтапное формирование общих рынков энергоресурсов (электроэнергии, газа, нефти, нефтепродуктов). Предполагается создание общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Эффект от его создания выразится в повышении эффективности использования генерирующих и передающих мощностей, росте объемов взаимной и внешней торговли электроэнергией. Работа этого рынка позволит повысить загрузку электростанций и увеличить использование пропускной способности межгосударственных линий электропередачи. В результате будет обеспечено снижение затрат на производство электроэнергии и сокращение энергоемкости ВВП государств – членов ЕАЭС.
Тесное сотрудничество по этим и другим направлениям позволит создавать крупные совместные производственные цепочки и занять свою нишу на рынке.
По всем азимутам
Важно понимать и другое: чтобы развиваться дальше, стране нужно расширять рынки сбыта. Евразийский экономический союз – это идеальный вариант. Что важно, это вовсе не мешает интеграции Казахстана по другим направлениям. Напротив, различные инициативы органично дополняют друг друга. К таковым можно отнести проекты по созданию Нового шелкового пути. Территория участников евразийского проекта – транзитное пространство, соединяющее Восток и Запад. И уже сегодня вдоль этого маршрута выстраивается единая транспортно-логистическая система, которая станет одним из драйверов роста евразийской экономики.
На 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Глава государства особо выделил этот важный стратегический аспект.
«Важным для стран Евразии является возрождение экономики Великого шелкового пути на современном уровне. Это принесет благо многим странам, сокращая транзит из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Мы прокладываем его инфраструктуру, строя железнодорожные и автомобильные трассы, соединяющие Тихий океан с Европой и Ближним Востоком. Настало время сплотиться вокруг идеи Большой Евразии, которая объединит в единый интеграционный проект XXI века Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути и Европейский союз», – сказал Нурсултан Назарбаев.
Президент продолжает упорно трудиться над системным продвижением евразийской интеграции "по всем азимутам". Она поэтапно продвигается, расширяется и развивается.