Президент «Назарбаев Университета» Шигео Катсу рассказал о влиянии реформ главы государства на рост позиции Казахстана в рейтинге конкурентоспособности, передает ИА «NewTimes.kz».
30 сентября был опубликован рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Казахстан в списке поднялся сразу на восемь позиций – с 50 на 42 место. Эксперты отмечают, что большое влияние на столь стремительный рост оказал объявленный Президентом страны курс на реализацию масштабных институциональных реформ.
«План нации «100 конкретных шагов» показывает политическую инициативу властей модернизировать все сферы жизни государства. Кроме того, в нем отражены именно те сферы, в которых Казахстан обладает большим потенциалом для будущего роста – промышленность, аграрный сектор, образование», — подчеркнул Шигео Катсу.
Также он добавил, что программы развития, принятые правительством ранее, создали основу для устойчивого развития страны даже в условиях экономической нестабильности. Это выгодно отличает Казахстан на мировой арене, подытожил президент «Назарбаев Университета».
Необходим нестандартный и сильный ответ на глобальные вызовы нашей государственности, сказал Нурсултан Назарбаев, предлагая 5 институциональных реформ.
В частности, объем ВВП в среднем ежегодно рос на 5,7%, мощный импульс развития получил аграрный сектор, большие перемены произошли в инфраструктурных отраслях, развивается малый и средний бизнес, Казахстан встал на путь социальной модернизации. Кроме того, проведена масштабная административная реформа, крепнет международный авторитет страны, отметил президент.
«В целом, всего, что запланировано, мы достигли! Совершен гигантский шаг вперед! Это наш общий победный марш!» — сказал он.
Однако ситуация в мире изменилась, и требуется принять ответные шаги.
«Необходим нестандартный и сильный ответ на глобальные вызовы нашей государственности. Нельзя стоять на месте. На базе наших успехов мы должны двигаться вперед для укрепления нашей государственности. Поэтому я выдвигаю пять институциональных реформ», — заявил президент.
Первое – Формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.
«Сегодня нельзя не видеть, что административная государственная служба зависима от политического уровня. Это политизирует принятие решений, даже в тех случаях, когда необходимо профессиональное управление без всякой политики. В государственном аппарате вокруг определенного покровителя формируются команды. Такой патронат создает условия для коррупции, порождает кумовство и снижает кадровый потенциал. При этом государственная служба остается малопривлекательным сектором из-за низкой оплаты труда. Зачастую у государственных служащих нет четких карьерных перспектив, а продвижение по службе зависит от пресловутых покровителей. Я знаю, что важные государственные программы и проекты «страдают» из-за некомпетентности отдельных чиновников различного уровня», —отметил Нурсултан Назарбаев.
Важная задача, по его словам, сделать корпус государственных служащих профессиональным и автономным.
«Выборы, перемена министров, акимов и других руководителей не должны влиять на работу административной государственной службы. Следует перейти от текущей позиционной к карьерной модели государственной службы. Каждый руководитель должен начинать с низов и пройти все управленческие ступени», – добавил он.
Кроме того, надо внедрить новую систему оплаты труда государственных служащих по результативности их вклада в управленческий процесс.
Второе – Обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста.
«Сегодня слабые звенья судебной системы – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Судьи не должны быть закрытой наглухо корпорацией и находиться вне общественной критики. Открытость - это лекарство от коррупции в судейских рядах», – полагает глава государства.
Кроме того, непрозрачна для общества работа и органов внутренних дел.
«Полиция должна работать так, чтобы повысить доверие общества к себе. Сегодня граждане слабо верят, что офицер дорожной инспекции может оштрафовать акима или министра за нарушение правил дорожного движения. Здесь можно привести недавний пример с Государственным секретарем США. Джон Керри был оштрафован за то, что не убрал снег перед своим домом», – добавил он.
Особый вопрос — модернизация Вооруженных сил страны. Они должны быть современными,мобильными, профессиональными. Следует обеспечить повышение боеспособности армии за счет профессионализма и оснащения передовым вооружением и техникой, сказал Нурсултан Назарбаев.
Третье – Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации.
«Профессиональная государственная служба и верховенство закона создают условия для реализации комплекса экономических реформ для ускоренного формирования среднего класса. Для выхода на качественный рост и диверсификацию экономики мы реализуем программу индустриализации. Она является своевременной и исключительно необходимой мерой. Индустриализация – не только инструмент экономики, но и важный фактор развития государства и формирования среднего класса. Однако индустриализация и обрабатывающий сектор пока не стали настоящими драйверами экономического роста. Правительству надо с этим разобраться», – поручил он.
По мнению президента, имеются перекосы и в системе господдержки сельского хозяйства.
«Аграрному сектору из бюджета выделяются колоссальные средства на субсидии производства продукции отраслей с низкой добавленной стоимостью. Причем сельские производители почти не платят налогов. Сегодня важно развивать сектор переработки сельскохозяйственного сырья на основе новой комплексной программы. В этом плане необходимо приступить к реализации порядка 10 крупных проектов с участием транснациональных компаний в перерабатывающей отрасли. Индустриализация также направлена на создание рабочих мест через малый и средний бизнес и развитие экспортного потенциала страны», – отметил президент.
Много времени, по словам главы государства, отнимают таможенные процедуры, а тарифная политика – сложная и запутанная.
«Необходимо провести масштабную работу по упрощению тарифной политики в рамках Евразийского экономического союза. В перспективе главная задача состоит в том, чтобы обеспечить динамику экономического развития. Итогом работы должно стать возникновение новых З-4 экспортных продуктов за счет диверсификации экономики», – считает Нурсултан Назарбаев.
Ключевым направлением является развитие в сфере услуг малых и средних сервисных предприятий.
Четвертое – Нация единого будущего.
«Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия. Конституция Казахстана гарантирует равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Вместе с тем необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел - это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна – страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства», – отметил президент.
Развитие триединства языков - казахского, русского и английского – это залог консолидации общества, роста его конкурентоспособности, подчеркнул он.
Надо обеспечить эффективные социальные лифты для всех граждан Казахстана без каких-либо различий и ограничений, а средний класс должен рассматриваться как основа казахстанской нации, источник для формирования профессионального государственного аппарата.
«Это движущая сила, наиболее заинтересованная в верховенстве закона и подотчетности государства народу и стабильности в стране. Поэтому именно широкий средний класс является ядром формирования национальной идентичности. Системой общегражданских ценностей должна выступать идея Мәңгілік Ел, оформленная в важнейший документ государства. В школах необходимо ввести в программу обучения преподавание ценностей всеказахстанской идеи «Мәңгiлiк Ел», – сказал он.
Пятое – Транспарентное и подотчетное государство.
«Казахстанское общество поэтапно адаптируется к переменам. Это важный фактор, позволяющий нам избегать обострения внутренних противоречий, укреплять политическую стабильность. Опыт многих стран показывает, что нарушение принципа «сначала - сильное государство и экономика, а потом - политика» ведет к катастрофам, «разламывает» общества. В одних происходит разрушение политических режимов, в других – развал экономики, возникают конфликты и даже гражданские войны. Мы хорошо это знаем из истории разных стран и сегодня видим воочию во многих государствах. Череда последних гражданских войн и кровавых конфликтов в разных регионах мира показала, что непродуманная и форсированная демократизация не гарантирует стабильность государства и не обеспечивает успешную экономическую модернизацию», – отметил лидер Казахстана.
Пять институциональных реформ – это пять шагов, которые страна должна пройти именно в такой последовательности. Только в таком случае наши реформы будут эффективны, а общество и государство будут едины и стабильны. Именно такой путь прошли все успешные государства, подчеркнул он.
«Во-первых, следует расширить практику отчетности руководителей государственных органов. Во-вторых, обеспечить прозрачность процесса принятия решений. Через механизм «открытого правительства» граждане должны активно вовлекаться в процесс принятия решений государственными органами всех уровней. Основой для этого станет новый Закон о доступе к публичной информации, который предстоит разработать и принять. Важно усилить роль общественных советов при государственных органах и акимах. В-третьих, следует внедрять гражданское бюджетирование. Речь идет об участии представителей гражданского общества в распределении бюджетных средств в регионах. В-четвертых, важно укрепление системы обжалования. В законодательстве должны быть расширены возможности граждан по обжалованию действий государственных служащих. В-пятых, надо обеспечить широкое внедрение саморегулирования в обществе. Необходимо поэтапно сокращать зоны ответственности государственных органов, передавая полномочия, связанные с оказанием социально значимых государственных услуг, институтам гражданского общества по мере их готовности», – уточнил он.
С достижением позитивных результатов по этим пяти направлениям можно будет решать вопрос о новой системе выборности местных исполнительных органов. Поэтапно должна быть проведена конституционная реформа, предполагающая перераспределение властных полномочий от Президента к Парламенту и Правительству с учетом наших традиций
Напомним, что пять институциональных реформ легли в основу предвыборной программы главы государства Нурсултана Назарбаева в ходе внеочередных выборов руководителя страны, который состоялись весной этого года.
Предвыборная платформа подтверждает взятый ранее курс реформ, призванных противостоять вызовам эпохи и нацеленных на успешное развитие государства, о которых заявлял Нурсултан Назарбаев на 16-м съезде партии «Нур Отан».
Так, разработанная новая экономическая политика «Нурлы жол» включает в себя меры противодействия мировому кризису в рамках госпрограммы инфраструктурного развития и продолжение курса индустриализации в рамках второй пятилетки. В программном документе определена и социальная политика, благодаря которой жесткая бюджетная дисциплина и экономия не затронут социальные обязательства государства.
Чтобы не допустить негативного сценария воздействия глобального кризиса на государственное строительство, сохранить набранные темпы развития, подготовить условия для нового рывка и продолжить продвижение в число 30 развитых государств мира Н.Назарбаев определил пять институциональных реформ.
Так, тезис «Современное государство для всех» подразумевает создание современного, профессионального и автономного госаппарата, в котором не будет места кумовству, протекционизму, коррупции.
Изменится, по замыслу Н.Назарбаева, сама модель госслужбы – из позиционной она станет карьерной, где каждый руководитель должен начинать с низов и пройти все управленческие ступени. Будет внедрена новая система оплаты труда чиновников по результативности их вклада в управленческий процесс. На госслужбу будут привлекаться талантливые управленцы, а также зарубежные менеджеры.
Всеобщим принципом не только для госаппарата, но и всего государственного сектора, включая национальные компании и холдинги, станет меритократия, когда предоставляются одинаковые возможности для самореализации независимо от этнической принадлежности.
Второй реформой Н.Назарбаев называет верховенство закона, когда правосудие и правоохранительная система должны стоять на страже интересов частной собственности, соблюдения прав и свобод граждан.
«Устойчивая экономика» – третий тезис программы – подразумевает комплекс экономических реформ для ускоренного формирования среднего класса. Для выхода на качественный рост и диверсификации экономики в Казахстане реализуется программа индустриализации.
Четвертым пунктом реформ Н.Назарбаев называет создание нации единого будущего, а залогом консолидации общества и роста его конкурентоспособности - развитие триединства языков (казахского, русского и английского).
«Объединяющей идеей для всех казахстанцев выступает евразийская идея, которая реально синтезирует в казахстанце лучшие качества и азиата, и европейца», - подчеркивается в предвыборной программе.
В этой связи особая роль отводится идее «Менгілік Ел», как системе общегражданских ценностей.
Пятой институциональной реформой является создание транспарентного и подотчетного государства, которое подразумевает расширение практики отчетности руководителей госорганов, прозрачность процесса принятия решений (механизм "открытого правительства"), гражданское бюджетирование (участие представителей гражданского общества в распределении бюджетных средств в регионах), укрепление системы обжалования (создание системы административной юстиции), а также широкое внедрение саморегулирования общества.
«Поэтапно должна быть проведена конституционная реформа, предполагающая перераспределение властных полномочий между президентом, парламентом и правительством с учетом наших особенностей и традиций», — говорится в документе.
«Судьба народа – моя судьба! Счастье каждой казахстанской семьи – это и есть мое личное счастье! Для меня очень важно, что все казахстанцы живут и трудятся под мирным небом, в доверии и согласии друг с другом. Такая реальная жизнь людей – самая высокая награда для меня.
Я всегда буду работать на благо народа и государства! Вот цель всей моей жизни! Я верю в поддержку народом моего труда и моей политики! Я призываю всех патриотов сплотиться и победить!», —такими словами завершается текст предвыборной компании кандидата в президенты Казахстана Н.Назарбаева.
В свою очередь, казахстанские и зарубежные эксперты откликнулись на предложение главы государства о реализации пяти институциональных реформ.
Члены национальной палаты предпринимателей «Атамекен» поддержали озвученные Главой государства Нурсултаном Назарбаевым пять институциональных реформ.
«Мы отмечаем своевременность предложенных Вами 5 институциональных реформ. Все они нацелены на дальнейшее динамичное развитие нашей страны, на консолидацию общества для выполнения поставленных задач», — говорится в обращении к президенту РК.
Предприниматели подчеркивают, что меры по дальнейшему совершенствованию государственного аппарата будут способствовать повышению его эффективности и усилению борьбы с коррупцией. Все это положительно скажется на дальнейшем развитии бизнеса, привлечении инвестиций и укреплении экономического сотрудничества Казахстана с международным бизнес-сообществом.
«Государство продолжает оказывать поддержку отечественным товаропроизводителям. Укрепляется конкурентоспособность казахстанских товаров и открывается уверенный выход наших товаров на внешний рынок. Предложенные институциональные реформы положительно скажутся и на развитии сельского хозяйства. Казахстанские сельхозпроизводители, в распоряжении которых имеются обширные сельхозугодия и плодородные земли, обеспечат наших граждан отечественной мучной продукцией, молочными продуктами и мясом. Безусловно, укрепление единства народа Казахстана, совершенствование социальной сферы, укрепление правопорядка и создание условий для развития экономической сферы и бизнеса – это главные факторы экономического роста Казахстана, укрепления экономического потенциала, роста конкурентоспособности и развития экспортного потенциала нашей страны. Реализация поставленных задач придаст мощный импульс развитию нашей страны и выведет ее на передовые позиции по всем направлениям», — отмечают представители национальной палаты предпринимателей.