четверг, 9 мая 2024 г.
icon
439.43
icon
473.31
icon
4.82
Алматы:
icon
16oC
Астана:
icon
15oC
1xadv
×

СМИ: Для получения дохода казахстанской нефтянки Китай пользуется всеми методами

На казахскоязычном ресурсе abai.kz опубликована статья о том, как Китай активно внедряется в нефтегазовую сферу и о том, что может противопоставить этому наше государство.

Отношения между Казахстаном и Китаем всегда бурно обсуждаются обществом и вызывают у населения тревогу. Такая реакция не лишена оснований. Так как отношение китайских компаний к местным рабочим, несоблюдение требований в отношении языка и их хозяйское отношение к региону, в котором они работают, вызывает недовольство в обществе. В этом месяце произошло несколько инцидентов, касающихся этого вопроса. Эти события заставляют задуматься о месте и роли Китая на казахстанском нефтегазовом рынке в последние годы.   

Китайские нефтяные компании вошли в Казахстан 16 лет назад. Если быть точнее, все началось с покупки китайской национальной нефтяной корпорацией - CNPC (ChinaNationalPetroleumCorporation) – 60% акций АО «Актобемунайгаз» в 1997 году. Если учесть, что 100% капитала  CNPC  принадлежит государству, компания – собственность КНР. Начав осваивать казахстанскую нефть таким способом, в последующие годы китайские компании укрепляли свои позиции с каждым годом.

К примеру, CNPC в 2001 году выкупил 50% акций «BuzachiOperatingLtd», а в 2006 году столько же ценных бумаг компании «PetroKazakhstan». Таким образом, 97% добываемой в Актюбинской области нефти оказалось в доле компаний, принадлежащих Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Это – картина изменений на нефтяном  рынке за 9 лет  только в одном регионе. Китайские компании работают и в других областях.

Конечно, китайские предприятия не только вошли на казахстанский рынок и увеличили свое участие, но и вытеснили отечественные компании, подстраивая под себя слабые места в казахстанской внутренней экономической политике. К примеру, в 2013 году появилась информация о том, что китайские компании полностью захватили рынок буровых услуг в нефтяной отрасли Казахстана (КазТАГ). Представитель профильного отечественного предприятия рассказал о факте и причинах банкротства и вытеснения казахстанских буровых компаний с рынка. Для понимания читателями полной картины китайских компаний на казахстанском нефтяном рынке, приведем статью полностью.

«Наше предприятие успешно бурило скважины, заключало контракты, выигрывало тендеры и подряды на проведение буровых работ. Но лет 10 назад в нашу страну зашли китайские буровые компании. Они полностью обрушили все цены. Они брались за полцены бурить скважину, которая, допустим, стоила 400 млн тенге, за 200 млн тенге - себе в убыток.

Мы, естественно, не могли себе позволить работать в убыток и, естественно, мы начали проигрывать им тендеры. И только после того, как казахстанские буровые компании, как конкуренты, полностью ушли с рынка и обанкротились, они подняли эти цены – и не в два, а сразу в три раза! Китайские компании сейчас фактически монополисты на рынке.

Лет 10 назад мы всегда удивлялись тому, что приезжает простой китаец, скромный на вид, как говорится, без роду и племени и вдруг начинает оперировать сумасшедшими средствами, допустим, в 100 млн долларов, предлагая за месторождение или за нефтяную компанию такие деньги.

Потом во время одной из поездок в Поднебесную выяснилось, что, если гражданин Китая или китайская компания покупает нефтяную компанию в Казахстане, то он получает фактически безграничный и беспроцентный кредит со стороны государства. На покупку этих активов в Казахстане.

… Они получили еще со времен захода в крупные проекты - в том же Актобе, и самое главное после этого - карты. Все геологические карты у них есть. Они получали карты разными методами: если не получается напрямую – через посредников идут, через подкуп, через своих людей, допустим, через казахстанских граждан путем женитьбы на местных девушках, ну и так далее. Методов – сотни.

В Актюбинской области, в Атырауской, в Мангистауской и в Кызылординской то же самое происходит. Только крупные нефтяные компании типа «Шеврона» или AgipKCO еще держатся, а все остальное уже фактически контролируется китайскими компаниями.

Казахстанские чиновники даже если в курсе – поделать с этим они ничего не могут. Потому что у них не хватает самого главного – политической воли и квалификации» (проект «DAT» № 06 (182) 21 февраля 2013 года).

В словах представителя отечественной компании, пожелавшего не называть свое имя, есть много фактов о китайских нефтяных компаниях в Казахстане. Можно было бы махнуть рукой на эту информацию от представителя всего одной компании. Но спустя два года,  в 2015, генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана «Казсервис» Дауржан Аугамбай выступил на слушаниях в мажилисе с докладом, подтверждающим слова вышеупомянутого представителя.

Помимо упоминания затруднительного положения  отечественных нефтесервисных компаний,  Аугамбай пытался привлечь внимание депутатов к китайской экспансии на казахстанском рынке, добавив, что после вступления страны в ВТО китайские сервисные компании захватят весь нефтегазовый сектор. Но положение наших депутатов всем известно…

Выступая перед Мажилисом, Дауржан Аугамбай обратил внимание на то, что китайские компании делают заказы, рассчитывая на свои нефтесервисные компании.

«В основном китайские компании сильно аффилированы. Любой вид работы отдается только своим компаниям в таком формате, когда выполнение отечественными компаниями просто не является возможным. Например, поставка обсадных труб в течение 20 дней. Ни одна казахстанская компания этого не может сделать. Это означает, что уже все было приготовлено под какие-то китайские компании», - считает он (kursiv.kz ).

Приведенные выше факты можно назвать явными показателями участия китайских компаний и их способов ведения дел с местными компаниями и работниками.

Что мы можем добавить? Да, кстати, нефтегазовый сектор является стратегически важным для Казахстана. А каждый шаг китайских компаний на нефтяном рынке Казахстана  соответствует официальной политике Пекина. Тот же ШОС – еще один рычаг для экономического влияния Китая на Центральную Азию и Казахстан. 

Помимо этого, Китай предлагает создать евразийский нефтегазовый рынок и коридор для транспортировки энергоресурсов. Думаем, дальнейшее всем понятно. Чем дешевле становится нефть, тем быстрее Китай старается пополнить свой нефтяной фонд недорогим сырьем. Значит, цены на нефть, хоть и беспокоят Китай, но не заставят его отказаться от основной политической позиции.

Если этого недостаточно, обратите внимание на мнение политолога Расула Жумалы в интервью сайту  365info.kz: «Мы не имеем доступа к информации относительно соглашений и контрактов, которые подписываются с китайской стороной. Вся информация по международным контрактам закрыта, хотя это является нарушением Конституции. Согласно правовым нормам, все международные соглашения, перед тем как будут ратифицированы парламентом, должны публиковаться в официальных СМИ. Но этого не происходит. Все контракты, касающиеся недропользования, сферы энергетики, вопросов трудовой миграции и пр. у нас являются закрытыми».

Надеемся, что предоставленная общая картина экономической политики, осуществляемая посредством китайских компаний на казахстанском нефтяном рынке, будет понятна читателям. Это – лишь часть действий Китая в одном только нефтяном секторе. Компании Поднебесной внедряются и в другие сферы. Для получения дохода с лакомых кусков казахстанской экономики Китай пользуется такими методами, как предоставление крупных кредитов, инвестиции в различные проекты и создание совместных предприятий. То, что Казахстан живет за счет продажи нефти – факт, известный всем. С момента падения цен на черное золото различные сектора отечественной экономики начали слабеть. Снова начался кризис.

Возникает мысль, что если бы в лучшие годы средства от торговли нефтью шли не на строительство Астаны, проведение различных дорогих международных мероприятий и спасение банков второго уровня, а на выстраивание и поддержание правильной экономической политики, то сейчас нам не пришлось бы использовать золотовалютный резерв и пенсионный фонд. Но что поделать, время не будет ждать Казахстан…

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: