пятница, 29 марта 2024 г.
icon
448.15
icon
483.46
icon
4.86
Алматы:
icon
12oC
Астана:
icon
4oC
1xadv
×

Девальвация-2017: Кризис вызван непрофессионализмом правительства и Нацбанка

Событие, о котором на протяжении полугода предупреждали аналитики, наконец свершилось. Первая неделя октября запомнилась казахстанцам очередной волной резкого снижения курса национальной валюты. В целом за последние шесть месяцев тенге «просел» на более чем 10% - с 310 до 345 тенге за доллар.

В начале года правительство и Национальный банк бодро рапортовали о том, что верхним коридором курса на 2017 год будет 340 тенге за доллар. При этом независимые аналитики заранее предупреждали о необоснованности этой оценки. Сейчас мы уже можем делать выводы относительно «качества» экспертных оценок экономического блока власти.

Вливание Нацбанком 2,1 трлн тенге на стабилизацию банковской системы вызывало вал справедливой критики независимых экспертов именно риском неконтролируемой девальвации. В условиях дефицита качественных заемщиков и общего слабого экономического роста в стране, данные средства в конечном итоге были направлены банками второго уровня на валютный рынок, что и подорвало курс национальной валюты.

Дополнительное подтверждение этому сценарию приводила и статистика Казахстанской фондовой биржи – с начала года на валютном своп-рынке фиксировалось увеличение оборотов. Ранее подобное увеличение оборотов наблюдалось дважды – перед девальвацией в феврале 2014 года и девальвацией в августе 2015 года.

Данный индикатор косвенно указывал на то, что биржевые игроки, имеющие инсайдерскую информацию из Национального банка, делали ставку на новое падение национальной валюты.

В социальной сфере наблюдающаяся девальвация активизирует следующие процессы:

1. Падение жизненного уровня населения вследствие аналогичного роста цен (инфляции). Особенно сильно этот фактор ударит по наименее защищенным слоям населения, зависящим от государственной поддержки: пенсионерам, инвалидам, студентам-бюджетникам, работникам бюджетной сферы (здравоохранение, образование, силовые структуры, госслужба). Анонсированная индексация зарплат, пособий и пенсий лишь компенсирует этим социальным слоям потери от роста курса тенге.

2. Уменьшение накоплений граждан в банках и пенсионных фондах, номинированных в тенге. Данный фактор в кратко- и среднесрочной перспективе подорвет интерес к тенге как средству накопления, и «ударит» уже по среднему классу – мелкому бизнесу, миноритарным инвесторам, индивидуальным предпринимателям. Параллельно с этим снимется вопрос по «дедолларизации» экономики. Очевидно, что тенге проиграл борьбу за статус средства накопления.

3. Негативные социальные последствия будут иметь и инстинктивные действия граждан по сокращению текущих расходов: отказ от приобретения товаров длительного пользования, а также инвестиций в недвижимость, отказ от ряда услуг. Соответственно и бизнес в этих секторах экономики в среднесрочной перспективе не будет развиваться.

4. Не исключен рост выступлений трудовых коллективов с требованием индексации заработной платы на размер инфляции. Необходимо отметить, что подобного рода требования уже привели к стихийным протестам в Жанаозене в 2011 году. Теперь же площадками для подобных социальных требований могут стать все крупные предприятия страны.

Кроме того, особое внимание Акорда должна будет уделить вопросам ценовых сговоров в наиболее чувствительных для населения секторах экономики: уже наблюдаемый необоснованный рост цен на топливо, спекулятивный рост цен на продукты питания, ценовое регулирование коммунальных услуг, рост стоимости лекарств. Иными словами, всего того, от чего рядовые граждане отказаться физически не могут.

Важно подчеркнуть, что подобное обесценивание тенге наблюдается на фоне роста мировых цен на нефть – с апреля по октябрь текущего года нефть марки Brent выросла с 51,7 до 57 долларов, т.е. почти на 10%. Таким образом, становится очевидно, что текущий кризис национальной валюты имеет исключительно внутреннюю природу, и вызван непрофессионализмом экономического блока правительства и Национального банка.

Максим Казначеев,

политолог

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: