В апреле 2020 года — когда Казахстан только столкнулся с новой реальностью — обнаружилась серьезная проблема: стране катастрофически не хватает квалифицированных докторов. И что еще хуже — в дефиците оказались эпидемиологи и инфекционисты. Какие уроки за год извлек в этом контексте Минздрав? Этот вопрос задала корреспондент ИА «NewTimes.kz» ведомству в официальном запросе.
О дефиците эпидемиологов еще в апреле заговорил главный санврач Алматы Жандарбек Бекшин.
«В последнее время как в целом по стране, так и по городу Алматы имеется определенный дефицит. Так, при штатной численности 88 эпидемиологов, на сегодня занято 80 ставок, многие из них временно отсутствуют, кто находится в декретном отпуске, несколько наших коллег не могут заехать в город, так как они проживают за пределами карантинной зоны», — заявил тогда он.
Объяснил это Бекшин низкой заработной платой.
«Эпидемиолог даже высшей квалификации с большим стажем работы раньше получал до 100-130 тыс тенге. А в целом выпускники вузов, приходя на работу, имеют зарплату 70-80 тыс тенге», — заметил в апреле санврач. А отсутствие соцпомощи и жилья, по его мнению, привели к тому, что молодежь стала игнорировать специальность.
К слову, Жандарбек Бекшин прошелся тогда и по уже существующим медикам этого профиля — их нужно переподготавливать и реанимировать медико-профилактические факультеты, заявлял он.
«Недостаток в целом в системе здравоохранения составляет порядка 4 тыс единиц. 16 тыс медработников задействованы в лечении коронавирусной инфекции. Эпидемиологов действительно недостает. Это специалисты, которые занимаются расследованиями случаев коронавирусной инфекции, дефицит — 800 человек», — такие цифры по Казахстану прозвучали в тот же месяц из уст тогдашнего главного санврача Айжан Есмагамбетовой.
В мае журналисты «Радио Азаттык» проанализировали эту проблему, обратившись к экспертам. Врач из Алматы и гражданский активист Кайыргали Конеев высказался о том, что причиной сокращения эпидемиологов стали низкая зарплата и коррупция.
«Почему мало квалифицированных эпидемиологов? Они покинули службу. Сейчас они сидят в частных клиниках независимыми аудиторами. Они сидят в крупных ресторанно-гостиничных комплексах. Самой эпидемиологической службы сейчас практически не осталось. Первая причина, естественно — это зарплата. Вторая причина — это административное давление. Ни для кого не секрет, что в санэпидслужбе разгул коррупции. Многие профессионалы, которые не хотят жить и работать по этим правилам, покидают эту службу. Отток кадров произошел именно в последние два-три года. Сейчас вместо эпидемиологов сидят юристы, педагоги. В квалификационных требованиях нет четкого разделения, нет требования о высшем медицинском образовании. Это требование исключили. Нужно в корне менять эту систему», — радикально высказался тогда он.
Эта проблема привлекла внимание многих СМИ, обращавшихся к экспертам. Те, в свою очередь, рассказывали не только о таких причинах дефицита узких специалистов, но и о том, что сегодня в Казахстане почти не осталось учебных заведений, где готовили бы эпидемиологов. Да и уповали на современные вакцины и антибиотики — новой заразы в стране не ждали.
Мы обратились в Минздрав с официальным запросом и попросили рассказать, как видоизменился подход к обучению будущих врачей, что изменилось в распределении грантов в медицинских ВУЗах и начнут ли вновь усиленно готовить эпидемиологов. Вот что ответили в ведомстве.
«Пандемия оказала огромное влияние на обучение, в том числе на медицинское образование. Впервые была внедрена дистанционная форма медицинского образования. Студенты бакалавриата обучались дистанционно, в то время как интерны и резиденты работали в больницах и параллельно учились дистанционно. С января 2021 годы в регионах с благоприятной эпидемиологической обстановкой отзываются резиденты на очную форму обучения в университеты. Также студенты бакалавриата первого и выпускного курса выходят на очную форму обучения, студенты других курсов — на комбинированную форму с соблюдением всех санитарно-эпидемических норм.
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в подготовку медицинских кадров. Усилены темы по направлениям — детские инфекционные болезни, общая гигиена, общая эпидемиология, клиническая эпидемиология, инфекционные болезни, скорая неотложная медицинская помощь, внутренние болезни и детские болезни, пульмонология.
Проведены дополнительные семинары и лекции для интернов и резидентов по эпидемиологии, патогенезу, клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечению коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе ознакомление с клиническими протоколами МЗ РК и участие в вебинарах. На всех уровнях обучения был усилен санитарно-гигиенический компонент дисциплин, также были актуализированы образовательные программы на уровне резидентуры. Были дополнительно разработаны программы профильной магистратуры по специальностям «Эпидемиология», «Гигиена».
С января текущего года проведены краткосрочные курсы для более 60 тысяч медицинских работников по вопросам, связанным с пандемией. В рамках республиканского бюджета на текущую дату обучено более 15 тыс медработников, в том числе более 8 тыс по курсам эпидемиологии инфекционных заболеваний, профилактике и эффективному лечению неинфекционных заболеваний, а также по итогам переподготовки резерв пополнят 150 эпидемиологов, 100 инфекционистов и 165 врачей скорой неотложной медицинской помощи.
В компетенцию министерства здравоохранения входит распределение грантов резидентуры. В этом году при распределении нами учитывалась потребность регионов в медицинских кадрах и регионализация медицинских вузов. За каждым вузом условно закреплена область, в которой вуз оказывает методологическую, практическую, кадровую помощь.
В 2020 году были увеличены государственные заказы по актуальным специальностям. Традиционно много грантов выделяется на педиатрию, врачей общей практики, скорая и неотложная помощь.
В настоящее время в вузах имеется отдельная образовательная программа по магистратуре: Эпидемиология, Гигиена, Медико-профилактическое дело. Также вопросы инфекционного контроля введены в обучающие материалы дополнительного образования.
С 2021 года планируется внедрение образовательной программы по специальности «Общественное здоровье» для специалистов медико-профилактического (санитарно-гигиенического) профиля. Контент данной образовательной программы будет включать такие дисциплины, как «Основы эпидемиологии», «Укрепление здоровья и профилактика заболеваний», «Гигиена окружающей среды», «Гигиена труда» и другие. Цикл профилирующих дисциплин будет состоять исключительно из санитарно-гигиенических дисциплин».