Кражи, домогательства, суициды: Что происходит в стенах «Назарбаев Университета» и школ

Проблема подростковых преступлений и суицидов — крайне острая для Казахстана. И, вопреки распространенному мнению, их совершают не только дети из уязвимых слоев населения. А образование даже в самом элитном учебном учреждении страны не защищает юных казахстанцев от давления сверстников, учителей или финансовых проблем. Особенно если администрации вуза или школы скрывает эти кейсы от широкой общественности.

Журналист ИА «NewTimes.kz» решила вспомнить, какие скандалы происходили за последние годы в стенах Назарбаев университета и НИШ.

Фото: buki.kz

Смерть восьмиклассника из алматинской «Назарбаев Интеллектуальной школы» недавно потрясла всю страну. Подросток совершил самоубийство после того, как его насильно отвели к психологу из-за надетой на тематический бал юбки.

На следующий день десятки учеников НИШ по всей стране надели юбки в знак протеста. С лозунгами «У одежды нет гендера» они фотографировались на фоне учебных заведений или в их коридорах в юбках. Такая позиция восхитила многих продвинутых казахстанцев, но нашлись и скептики.

Больше всего осталась недовольной действиями учеников администрация школы. Детям запретили выходить на последующие акции и вызвали их родителей на «разговор» к завучу.

«Ученикам говорят, что они состоят в секте геев, и вызывают в школу родителей всех, кто пришел в юбке. На мою подругу администрация НИШ ФМН города Алматы также оказывает давление в связи с тем, что она является организатором акции», — рассказала одна из учениц школы.

По ее словам, учеников-организаторов вызвали в кабинет директора и убеждали остановить флешмоб.

«Не кажется ли странным то, что после настолько ужасного инцидента администрация нашей школы продолжает поступать таким же образом, как и НИШ ХБН: так же запрещать людям самовыражаться, так же продолжать сексистскую и дискриминационную риторику, так же мешать нам делать наше общество более толерантным?

В наших школах уже были прецеденты, когда нарушали свободу слова учеников из-за репутационных рисков», — отметила подросток.

Такая риторика распространяется и на студентов «Назарбаев Университета». Всего за шесть месяцев 2018 года покончили жизнь самоубийством сразу три студента престижного вуза. Однако о таких инцидентах не сообщается публично, и их данные не разглашаются.

Не захотела называть имена и подруга одного из погибших студентов. Тот изучал политологию в «Назарбаев Университете», активно участвовал в социальной жизни и даже приехал навестить своих друзей в Алматы. Но жизнь талантливого парня прервалась после рокового прыжка в окно.

«Суицид моего друга скрыла администрация НУ. Кому-то это было выгодно. Я, если честно, догадываюсь почему. Он был открытым бисексуалом и незадолго до смерти разорвал длительные отношения со своим парнем. У него был депрессивный эпизод.
 
Думаю, что администрация университета очень не хотела, чтобы информация о суициде и сексуальной ориентации моего друга дошла до широкой общественности. Очень странно. Ведь в стенах НУ все пропагандируют и поддерживают толерантность, хорошо относятся к ЛГБТ-коммьюнити. Но говорить об этом на всю страну смелости не хватает», — делится своими мыслями алматинка.

Читайте также: «Сейчас у родителей все направлено на успех»: Психологи говорят о нарастающем давлении на детей в семье

В общем, причины суицидов у всех разные, но корень один — слишком большое давление. Не спасают даже психологи в элитном учебном заведении.

«Я считаю, что психологическая атмосфера в НИШ в целом намного лучше, чем в других школах, потому что там более компетентные психологи. Но нагрузки действительно бывают слишком большие и у детей может не оставаться времени для того, чтобы отдыхать и заниматься своими делами.

Мне кажется, это проблема. Нужно меньше нагружать детей, потому что это может давить на них психологически», — считает ученица НИШ Алматы. 

К слову, Казахстан занимает третье место в мире по количеству самоубийств и лидирующее среди стран Центральной Азии. Только в этом году 105 подростков покончили жизнь самоубийством, еще около 200 пытались совершить суицид.

Читайте также: Нужно ли говорить с ребенком о смерти? Мнение казахстанского психолога

Сталкивались студенты элитного вуза и с травмирующими сексуальными домогательствами. Один из выпускников «Назарбаев Университета» как-то пожаловался на некорректное поведение со стороны своего бывшего преподавателя.

«Он домогался школьников и студентов в стенах университета. Этот профессор был уволен после того, как несколько человек смогли высказаться. Но причину не донесли до сообщества университета и его будущих работодателей. Педагог продолжал работать со студентами на новом месте.

Подобные посты студенты просят не писать и даже скрывать и удалять во имя репутации университета. Например, определенные родители могут испугаться, что их сыновей и дочерей в университете будет домогаться профессор и отправят учиться в другой универ», — писала студентка «Назарбаев Университета» на своей странице в Instagram.

Читайте также: «Чувствую себя грязной»: С чем живут жертвы харассмента в Казахстане?

И действительно, найти сейчас посты о харассменте со стороны бывшего преподавателя НУ практически невозможно. Видимо, администрация вуза очень сильно заботится о своей репутации.

Но только не в случаях кражи личных вещей учеников. Такой неприятный инцидент случился с Нурмаханом Тастайбеком, студентом «Назарбаев Университета».

По словам парня, у него украли технику на 95 тыс тенге. А все потому, что из-за пандемии по инструкции вуза студенты были вынуждены оставить свои вещи и быстро уехать. В ответ на жалобу администрация сообщила, что не несет никакой ответственности за личные вещи.

«Ущерб мой составляет 95 тыс тенге, об этом я написал в письме. И первое, что они мне отвечают, — «мы не несем ответственности за ваши вещи», не «мы постараемся найти их по камерам» или «искренне извиняемся».

Это то, что меня максимально разозлило. Просто плевок в лицо. Кража ведь произошла на территории университета и под надзором университета», — возмущается парень.

К слову, в ответном письме от университета говорилось, что его случай — единичный.

«Хотя в беседе блок-менеждер утверждала другое — что половина техники украдена. Сказала: «Ты не первый, ты не последний». И люди до меня никакой компенсации не добились, и я тоже не добьюсь. Что, в принципе, и произошло.

Я бы мог проглотить этот случай, если бы мой кейс был единичным и если бы они хоть постаралась оставить наши вещи в сохранности. То, в каких кондициях там хранятся наши вещи, — это верх безответственности. И говорить «за утерю вещей не несем ответственность» — это нагло», — считает студент.

Сколько еще скандальных случаев происходит в стенах элитных учебных заведений, нам неизвестно. Но хочется верить, что идеи толератности и открытости будут придерживаться и взрослые люди из администрации. Ведь молодое поколение больше не готово молчать.