На этой неделе Казахстан потрясло известие о суициде 8-классника из Алматы. Происшествие взбудоражило общественность. Онлайн-активисты и блогеры, в свою очередь, стали делиться в соцсетях воспоминаниями о буллинге и предвзятом отношении к ним в школьные годы. По мнению экспертов-психологов, причины трагедии могут быть разные, но корень проблемы кроется в семье. Об этом корреспондент ИА «NewTimes.kz» поговорила с опытными психологами Ержаном Мырзабаевым и Евгением Мироненко.
— Ержан, каковы причины совершения суицида у детей?
— Причины детского суицида бывают разные. В основном это буллинг в школе, давление со стороны взрослых, нехватка внимания, неимение возможности с кем-то поделиться, поговорить, получить понимание и поддержку. В целом родители, взрослые, мы где-то недопонимаем детей, современные тренды, их поведение, пытаемся все еще стереотипами их воспитывать. И нужно учитывать, что у 99% родителей нет базового педагогического, психологического образования.
В этом плане, я думаю, что нужно как-то обязать родителей, чтобы они получали квалификацию в качестве родителя. Например, учителя работают в школе, имеют базовое психологическое образование, все равно каждые пять лет они проходят повышение квалификации, чтобы детей лучше понимать, лучше справляться, какие-то современные методы обучения узнают. У родителей нет базового образования, и никто из них не читает детскую и возрастную психологию, и поэтому происходит это недопонимание, непринятие детей.
У нас очень агрессивные взрослые. У нас побить ребенка, накричать на него ничего не стоит. Ребенка как личность мало кто воспринимает. Вот что случилось? Надел юбку, на него не так посмотрели, деталей не знаю, конечно, о чем они с психологом говорили, но дело в том, что ребенок совершил суицид. Возможно, были как-то задействованы родители, может, оказали давление или не поддержали ребенка. Все это влияет на хрупкую психику детей.
Проблема в напряженной, непонимающей обстановке в семье. То, что происходит вне семьи, мы не можем контролировать. Допустим, с кем-то поругался, кто-то обозвал, учитель что-то сказал. Всегда в первую очередь ответственность лежит на родителях. Даже если у ребенка в школе проблемы, он поделиться должен с родителями. Кто его должен поддержать и защитить? Родители.
Если ребенок ходит со школьными проблемами и это доходит до суицида, значит, здесь очень большой вопрос по поводу отношений его с родителями, почему он не мог поделиться с ними, сказать, получить необходимую поддержку. Если, придя домой и рассказав, что психолог и учитель сказали, что дети насмехались, он получит необходимую поддержку, то влияние внешних факторов не будет таким сильным.
Поэтому мы можем говорить, что дома атмосфера не совсем благополучная. У нас родители не знают, как воспитывать детей. Они думают, что воспитание детей — это накормить, напоить и одеть их. Воспитывать детей — это целая наука. Поэтому каждый родитель должен иметь хотя бы базовые знания о воспитании детей и выстраивании отношений.
— Что вы скажете о работе школьных психологов? Ее можно назвать эффективной?
— К сожалению, не могу так сказать, потому что у нас нет устоявшихся конкретных институтов по подготовке психологов.
Второе, мало кто идет на психолога, осознанно выбирая эту профессию. Мне приходилось обучать психологов. Когда мы спрашивали, как вы к этому пришли, отвечают, что просто получить второе высшее образование. Как таковых психологов нет. Плюс администрация школы не создает достаточно возможностей для работы психологов. Это тоже влияет на качество психологических услуг.
У психолога в школе нет часов, а значит, это свободный человек, который может встретить комиссию, накрыть стол, сбегать куда-то, привезти что-то, заменить, если какой-то учитель заболел. И в такой атмосфере, вместо того чтобы заниматься саморазвитием, повышением квалификации, что-то новое изучать, проводить исследование, работать с детьми, он по не входящим в его обязанности делам бегает. Эти факты есть.
Здесь сложно сказать, что качество услуг школьных психологов высокое. Я говорил на уровне министерства и разных площадках, что школьный психолог не должен находиться в школе. До тех пор, пока он там находится, он зависит от директора и завуча, их поручения для него в приоритете. Он не может что-то самостоятельно инициировать, начинать, работать, опрашивать, какие-то проекты разрабатывать.
Школа может заключить договор с определенными психологами близ школы, дать контакты родителям и учителям. Если есть необходимость, они могут к ним обратиться. Тогда посещение психологов резко увеличится. В школе зайти в кабинет психолога — это, грубо говоря, «западло». А зачем ты ходил? Что с тобой не так? Ты что, псих? Такие буллинг-притеснения со стороны взрослых и сверстников могут быть.
Поэтому дети не особо хотят разговаривать с психологом. Плюс дети не доверяют психологу. Потому что знают, что он зависит от директора, все расскажет о нем и его проблеме. Здесь важна конфиденциальность, доверие.
Бывают моменты, когда школьный психолог реально выявляет какие-либо проблемы, но администрация школы на это закрывает глаза, не оказывает поддержку, и он наедине с этим. Один психолог на 2 тысячи учеников, когда он все успеет?
Читайте также: «Корень проблемы – в семье». Вдвое увеличилось количество детского суицида в Казахстане.
С мнением коллеги согласен психолог с 18-летним стажем Евгений Мироненко.
— Вы тоже считаете, что психологи в школе выполняют задания, не входящие в их функциональные обязанности?
— У меня лично есть знакомые, которые работали школьными психологами и потом ушли и отзываются об этом месте работы нехорошо. Они ведь идут туда и рассчитывают заниматься психологическим просвещением и оказывать помощь детям, а по сути пишут бумажки, их привлекают к каким-то работам, которые им несвойственны. Я думаю, что психологическую помощь хорошо бы вывести за рамки школы, чтобы не директору подчинялись, а независимой службе, тогда там можно что-то делать.
Суициды бывают от безвыходной ситуации, то есть подросток не знает, что делать, или в качестве протеста, а бывают и демонстративные, которые заканчиваются суицидом. Подросток хотел напугать, сделать больно своим родным и не получилось, то есть демонстративный поступок перешел в реальный. Такое тоже может быть. Много вариантов.
Я больше работаю с подростками, которые попали в сложную ситуацию. На них большая ответственность. Им нужно закончить школу, родители требуют, чтобы они закончили ее как можно лучше. Дети нервничают, переживают, что не смогут сдать экзамен, чтобы потом поступить на грант или за границу. На них серьезная ответственность.
Ребенок начинает эмоционально выгорать. Ему надо играть, как-то отвлекаться, с кем-то ходить и дружить в юные годы, а он сидит учится. И так не делает что хочет, так если еще не получается, начинает сильно переживать. Именно на фоне сверх взятой на себя ответственности, когда не получается, он сильно переживает, и у него возникают мысли «а зачем я живу?».
Я вам так скажу: сейчас у родителей все направлено на успех. Раньше такой направленности не было, считалось, что если хорошая профессия есть, работает, значит, все нормально. Сейчас более жесткие рамки.
Если ты не сможешь выучиться, получить хорошее образование, ты будешь неуспешен, жизнь будет плохая и ты отстал от других в этом соревновании.
Тем более родители, так скажем, настаивают на этом, может, даже оказывают давление. Если у ребенка слабая нервная система, даже если он умный, то эта тревога загоняет его в депрессивное состояние. В таком состоянии учиться он уже не может, сам себя начинает ругать и думает, что неспособен, не оправдал ожиданий родителей и свои собственные и тогда зачем жить.
Напомним, 28 октября ученик НИШ покончил с собой. В учебном заведении заявили, что трагедия произошла не на их территории, и называют информацию в Сети слухами. Пока полиция выясняет, в чем истинная причина произошедшего, родители погибшего заявили, что не имеют претензий к руководству школы, а также куратору и психологу, и попросили не использовать имя их сына и остановить какие-либо акции и публикации в соцсетях.
Все материалы Миры Биляловой можно посмотреть здесь.