«Куплю квартиру в 40»: Молодые казахстанцы остались без права на досрочное снятие пенсионных накоплений

Проблема ЕНПФ всегда заключалась в неэффективном и непрозрачном использовании пенсионных средств. На эти активы реализовали различные госпрограммы, покрывали дефицит в казахстанском бюджете, спасали национальные компании и банки. В результате накопленные деньги граждан обесценивались и таяли на глазах.

Но тут как гром среди ясного неба прозвучала инициатива президента о досрочном снятии пенсии. Неужели пенсионные накопления дойдут до вкладчиков и те смогут потратить их на приобретение недвижимости, образование или лечение? Увы. В ЕНПФ поспешили установить порог достаточности для снятия пенсионных денег, да так, что большая часть населения не сможет воспользоваться этим правом. Вчера фонд повысил ставки, и теперь на счету у обычного 20-летнего казахстанца должно быть на меньше 3 140 000 тенге. О разочаровании молодых людей, их реальном заработке и порушенных планах на собственное жилье рассказывает журналист  ИА «NewTimes.kz»

Фото: ИА «NewTimes.kz»

В сентябре 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев обратился с посланием народу Казахстана. Одним из главных пунктов его выступления стал механизм досрочного снятия пенсионных накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям.

Спустя пару месяцев депутаты сената поддержали поправки в законодательство, позволяющие казахстанцам изымать свои накопления из ЕНПФ, а уже в январе 2021 года президент подписал закон.

Тут стоит отметить, что с самого начала инициатива казахстанских властей не была рассчитана на большое количество граждан. Снять накопления раньше выхода на пенсию могло себе позволить на более 700 тыс вкладчиков, чьи средства превышали порог достаточности.

Говоря проще, казахстанцам с высокооплачиваемой работой и, соответственно, внушительными накоплениями на пенсионном счете позволили обналичить деньги и потратить на собственные нужды. Ведь люди с таким капиталом вряд ли не могут себе позволить крышу над головой или лечение зубов. Богатые богатеют, бедные будут беднеть, ну вы сами это знаете.

Однако вчера казахстанские чиновники в очередной раз «проехались» по вкладчикам ЕНПФ. А в особенности по тем, кто не спешил снимать пенсионные накопления в надежде немного подкопить, а уж потом приобрести жилье. Порог достаточности подняли более чем на 70%, и, судя по заявлениям руководителей пенсионного фонда, пересчитывать этот показатель будут каждый год. Явно не в пользу простых казахстанцев. 

Вот как выглядит обновленная таблица требуемого порога достаточности для досрочного изъятия пенсионных денег:

«По возрастам она разнится, но в среднем рост составляет от 64% до 83%. Пересмотрен ряд социальных, экономических параметров. Это в первую очередь минимальная ЗП. Она повышается с 1 января 2022 года с 42 500 тенге до 60 тыс тенге.

Кроме того, изменяются другие социально-экономические параметры. Такие как  минимальный размер пенсии, затем величина прожиточного минимума. И все эти параметры учитываются при расчете порогов», — заявил председатель правления ЕНПФ Жанат Курманов.

Реакция казахстанцев на эту новость была вполне ожидаемой. Кто-то негодует, что тема об увеличении порога достаточности никак не фигурировала в информационном пространстве, а значит, решение приняли без оглядки на мнение граждан.

Читайте также: «С детсада нужно отчислять?»: Казахстанцы недовольны повышением порога достаточности

Кто-то торопится обналичить свои накопления, пусть и не очень внушительные, до конца 2021 года, иначе позже лишатся этой возможности. Ну а большая часть вкладчиков уже смирилась, что из-за новых требований ЕНПФ никакие дополнительные средства им не светят. 

«Мы с женой планировали приобрести квартиру в Астане после Нового года, где-то в марте-апреле. Хотели обойтись без ипотеки, копили деньги. А теперь и не знаем, что делать», — сетует столичный житель Даурен Иманмадиров. 

Парень рассказывает, что начал работать еще с 19 лет, будучи студентом. Сейчас Даурену 25, и на его пенсионном счету должно быть накоплено не менее 3 млн 730 тыс тенге.

«Ну это же какие-то нереальные цифры. Я открыл эту таблицу и вижу, что в 20 лет порог достаточности — 3 140 000 тенге. Даже если предположить что человек работает с 16 лет, получается, он должен ежемесячно отчислять в ЕНПФ по 65 416 тенге. А значит, он должен зарабатывать не меньше 650 000 тенге в месяц. Вы где-нибудь видели такие зарплаты у 16-летних специалистов? 

Я вот работаю с 19, но так и не смог накопить достаточную сумму на пенсионном счете, чтобы снять излишек. По предыдущим правилам у меня должно было быть на счету около 2 млн тенге, и я мог снять еще 1,5 миллиона на покупку квартиры. Сейчас этих денег нет. То есть сейчас эти 3,5 млн даже не превышают порога достаточности! 

А ведь для молодых семей эти несчастные 1,5 миллиона тенге могут быть критической суммой, если речь идет о покупке квартиры. Вы видели, какие цены сейчас на жилье?

Государство само перекачало строительный рынок деньгами, застройщики и продавцы знают, что у людей появились деньги, вот и взвинтили цены до небес. А теперь идут на попятную. Такими темпами я куплю квартиру только в 40 лет, а до пенсии вообще не доживу», — возмущается астанчанин. 

Аналогичного мнения придерживается 22-летняя студентка престижного алматинского вуза Алия.

«Это программа — просто популизм властей. Неужели вы думаете, что чиновники ничего не понимают, ничего не посчитали? Ну откуда у 20-летнего студента миллионные накопления на «пенсионке»? Студенты и работать-то не должны, по-хорошему, а учиться. 

Я с неоконченным высшим образованием работаю в крупном международном сервисе по доставке еды. Фронтенд-разработчики вообще получают неплохую зарплату, но я ведь только учусь, опыта у меня нет. Поэтому зарабатываю около 300 тыс тенге в месяц, без бонусов. 

А требования ЕНПФ — это как работодатели, которые хотят нанять студента с трехлетним стажем. Откуда ему взяться? Чтобы накопить столько денег, я должна миллион тенге в месяц получать!

Хочется напомнить нашим дорогим чиновникам, что средняя зарплата в стране — около 280 тыс тенге. Если считать в долларах, то мы вообще вернулись к показателям 2015 года. Такая вот инфляция, такие зарплаты. А в ЕНПФ, видимо, думают, что молодежь в Казахстане — это какие-то миллионеры под прикрытием», — резюмирует девушка.

Читайте также: «Решили людям ничего не давать»: Почему в РК изменились правила снятия пенсионных

Найти 20-летнего казахстанца с 3 миллионами на пенсионном счету журналисту NT не удалось. Кажется, его попросту не существует. Единственный герой, которому удалось превысить порог достаточности для досрочного изъятия пенсионных денег, трудится не в казахстанской компании. 

«Мне недавно исполнилось 27 лет. Порог достаточности для моего возраста — 3 млн 980 тыс тенге. Эта сумма есть у меня на счету, так как я начал работать с 21 года. Кроме того, с 18 лет родители переводили мне пенсионку из ИП, копили таким образом любые свободные деньги из семейного бюджета», — рассказывает IT-специалист Еркеболат. 

Несмотря на престижную работу за рубежом и конкурентоспособную зарплату, парень может потратить всего 91 тенге на приобретение жилья, образование или лечение.

«Такая сумма остается у меня на счету после вычета порога достаточности. Я когда увидел, рассмеялся. Ну на каких вкладчиков рассчитана эта программа? Раньше я мог позволить себе использовать излишек, думал передать эти деньги в управление какой-нибудь финансовой компании. Деньги никогда не должны лежать мертвым грузом, их нужно во что-то инвестировать.

Увы, эту инициативу придумали не для нас, молодых и нуждающихся. Ее создали для и так богатых вкладчиков, это всего 3% населения страны. А раздача пенсионных денег для рядовых казахстанцев накрылась медным тазом», — резюмирует герой.