«Не устраивали бы беспорядки»: Застройщики Караганды предложили закон о тунеядстве

На стройках Карагандинской области, как и по всему Казахстану, сейчас большие проблемы. Подорожали стройматериалы, не хватает рабочих рук. Карагандинские застройщики предлагают оригинальный метод борьбы с дефицитом кадров — принять закон о тунеядстве. Как такое решение поможет вернуть людей на стройки, выяснила собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Валентина Агапова.

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Проблем выше крыши

Казахстанские застройщики переживают тяжелые времена. В прошлом году взлетели цены на стройматериалы. Сильнее всего — в два и более раза — подорожали те из них, что содержат металл. В результате подрядчики не смогли уложиться в смету расходов. Причем это касается не только тех компаний, которые возводят бюджетные объекты, но и тех, что строят коммерческое жилье.

В Караганде, например, серьезные проблемы возникли у крупной фирмы Eurasia Building. Стройка на трех ее объектах в буквальном смысле замерла. Застройщику пришлось почти на год сдвинуть сроки ввода в эксплуатацию жилых комплексов «Комфортный дом в Новом городе 2», «Комфортный дом в Новом городе 3» и «Британский комфортный квартал». Последний объект планировалось сдать в апреле 2022 года, но произойдет это не раньше марта 2023-го. Таким положением дел недовольны дольщики, которые вложили в свои еще несуществующие квартиры миллионы тенге.

«Получается, что нас обманули?! – возмущалась дольщица Айжан Алжанова на одной из встреч с застройщиком. – Мы вложились в этот дом в 2019 году, отдали 30% и каждый месяц вкладываем определенную сумму. Есть люди, которые заплатили полную стоимость квартир. Нам обещали, что в третьем квартале 2020 года дом должен быть сдан в эксплуатацию. А теперь мы не знаем, когда он будет готов».

У подрядчиков, которые взялись строить бюджетные дома, ситуация не лучше. Ведь для Карагандинской области установлен предел стоимости квадратного метра госжилья 180 тыс тенге. Застройщики и раньше не могли уложиться в эту сумму, а теперь и подавно. Ведь растут не только цены на цемент, кирпич, арматуру и прочие материалы, но и зарплаты рабочих. А их, особенно квалифицированных, не хватает.

«У нас острый дефицит крановщиков, монолитчиков, каменщиков, — перечисляет президент ассоциации застройщиков Казахстана Виктор Микрюков. – Мы изучали вопрос подготовки рабочих строительных специальностей в колледжах. Получилось, что в 2022 году они выпустят около 72 тыс студентов. При этом из них всего 8 тыс – это те, кто хоть как-то относится к строительству. Соотвественно, у нас на стройплощадках не будет новых людей. Нужно готовиться к кадровому голоду».

Гастарбайтеры нам помогут?

Готовясь к кадровому голоду, многие строительные компании собираются пойти по проторенной дорожке – взять гастарбайтеров из Узбекистана и Таджикистана. Они и раньше нас спасали. Узбеки и таджики – это в большинстве своем неквалифицированные рабочие, но зато зарплата у них ниже, чем у доморощенных каменщиков, крановщиков, штукатуров и монтажников. А в условиях дефицита рабсилы и урезанных смет выбирать не приходится.

«Мы сейчас находимся на финальной стадии решения вопроса о привлечении иностранной рабочей силы. То есть мы говорим правительству о том, что необходимо снизить применяемые критерии и перевести иностранную рабочую силу в категорию сезонной. Соотвественно, стоимость привлечения гастарбайтеров снизится с нынешних 700 тыс до 140 тыс тенге», — отмечает глава ассоциации застройщиков Казахстана. 

По неофициальным данным, в Казахстане до пандемии работало около 1 млн мигрантов из стран Центральной Азии. Около половины из них трудились на стройках. И, надо сказать, далеко не все гастарбайтеры заливали монолит и делали кирпичную кладку у нас легально. Из-за пандемии COVID-19 поток трудовых мигрантов уменьшился, поскольку ужесточили правила пересечения границы. В результате строительные компании остались без относительно дешевой рабсилы.

Гастарбайтеров вполне могли бы заменить наши безработные. В Казахстане их предостаточно. Только в Карагандинской области с населением 1,4 млн человек, по официальным данным, более 30 тыс безработных. Но они не спешат на стройки – работа грязная и тяжелая.

«Мы не перевезем в Казахстан всех таджиков и узбеков! – заявляет директор карагандинской строительной компании «KKK LTD» Александр Кику. – Это все вопреки качеству. Они как грачи, прилетели, простите за выражение, нагадили и улетели, а мы пожинаем плоды их некачественной работы. Через год-два оказывается, что наш объект построен плохо, и это бьет по карману. Вот в чем главная проблема!»

Закон о тунеядстве

Карагандинские застройщики считают, что без узбеков и таджиков обойтись можно. Но для этого нужно привлечь местных безработных на стройки.

«Давайте вернемся в 1980-е годы. Тогда в Карагандинской области строилось в 5 раз больше жилья, чем сейчас, – рассуждает руководитель строительной фирмы Александр Кику. – Да, население нашего региона было в 1,5 раза больше, но мы не привлекали иностранную рабочую силу. Мы строили дома собственными силами и держали хорошие темпы. Почему такое было возможно? Потому что в стране хорошо работал закон о тунеядстве!»

Карагандинский застройщик убежден, что Казахстану нужен такой закон. В Беларуси он работает и дает хороший результат. Бизнесмен Александр Кику много раз был на родине Лукашенко и видел, что в стране, в 13 раз меньше нашей, жилья строят больше, чем в огромном Казахстане.

«Расскажу, как закон о тунеядстве работает в Беларуси, — продолжает бизнесмен. – Там, если человек уволился, информация о нем передается в специальный госорган. Через месяц к нему приходит участковый, спрашивает: «За счет чего ты живешь? Знаешь, что в течение трех месяцев ты должен найти работу?» и уходит. Через три месяца безработному выписывают первый штраф, а на следующий день он бежит на стройку и устраивается разнорабочим. Почему? Потому что следующий штраф будет в 5 раз больше первого!»

Читайте также: Дешевое, но недоступное: Строительство многоэтажек по госпрограмме сорвалось в Костанае

Александр Кику убежден, что если бы в Казахстане приняли закон о тунеядстве, то у нас не было бы митингов и беспорядков. Движущей силой в них, как показывает практика, являются безработные и маргиналы. А человек, имеющий стабильный доход, прежде чем выйти на баррикады, подумает: а стоит ли рисковать? Ведь завтра он может не только без дохода остаться, но и оказаться за решеткой.

Предложение разработать и принять закон о тунеядстве поддержали члены комитета строительства при региональном совете палаты предпринимателей Карагандинской области. Его решено оформить документально и отправить в НПП «Атамекен». Не исключено, что Нацпалата будет продвигать эту законодательную инициативу. Ведь сейчас, после недавних трагических событий в стране, она стала весьма актуальной.

В материале использованы архивные фото ИА «NewTimes.kz»