В ходе беспорядков и погромов в городе Алматы, известных как январская трагедия, было совершено нападение на важнейший культурно-исторический объект города – Центральный государственный музей Республики Казахстан. Журналист ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева своими глазами увидела то, какой урон был нанесен музею, а также узнала у исполняющей обязанности директора музея Бибигуль Дандыгараевой, удалось ли преступникам вынести уникальные экспонаты, какой контингент людей был среди мародеров и что они просили у сотрудников.
Центральный государственный музей Республики Казахстан находится рядом с акиматом города Алматы, площадью Республики и другими важными административными объектами, сожженными и разгромленными во время январских беспорядков.
В отличие от административных зданий музею не был нанесен существенный ущерб.
Мародеры выбили стекло на входе в музей, сломали массивные деревянные двери главного входа, разбили вдребезги систему сигнализации и сорвали внутренние и внешние камеры видеонаблюдения.
Также в ходе беспорядков были пробиты пулями несколько окон музея, однако не было украдено и повреждено ничего из ценных для культуры Казахстана экспонатов.
Дело в том, что сотрудники музея самостоятельно решили оборонять здание и на свой страх и риск ночевали там две ночи, держа ситуацию под контролем.
«Утром 5 января я пришла на работу, тогда уже объявили о ЧС в Алматы, поэтому я распустила основной состав сотрудников по домам. Со мной осталось несколько коллег, в их числе заместитель директора по финансам Анара Саметова и руководитель экспозиции Анара Амангельдиева. Я знала, что террористы идут в сторону акимата, который находится рядом с нами, но надеялась, что они обойдут музей стороной», — начала свой рассказ заместитель директора музея Бибигуль Дандыгараева.
Она вспоминает ужасные подробности.
«Мы чувствовали запах газа, слышали крики, звуки стрельбы и взрывы. С верхнего этажа я заметила, что рядом уже горят здания, а людей вокруг становится все больше и больше. Я не была настроена героически, более того, конечно, внутри меня был страх перед этой толпой, звучащими отовсюду криками, горящими вокруг зданиями. Около 14.00 увидели на мониторах раненых солдат около нашего музея. Мы не могли не укрыть их у себя. Они были с ног до головы окровавлены, у одного из них были сломаны ребра. Пока солдаты рассказывали нам, что митингующие били их арматурой, буйствующих вокруг становилось все больше и больше. Опасность приближалась к нам, и тут началось самое страшное, а именно они выбили стекла на входе и начали ломать входную дверь», — продолжила Бибигуль Дандыгараева.
По словам женщины, в музей ворвалось около 200 хулиганов. Это были молодые мужчины, на вид от 20 до 35 лет, одеты они в основном были в черную одежду и обувь, у некоторых были полицейские щиты, дубинки и каски. Бибигуль Дандыгараева отмечает, что протестующие просили у сотрудников музея коврики для намаза. Когда они начали читать намаз, в музее поселилась мертвая тишина и спокойствие.
Мародеры просили предоставить им луки и стрелы из коллекции музея для вооружения, а также интересовались оригинальностью Золотого человека. Они не знали, что в нескольких метрах от них находится золотая коллекция музея и не пытались проникнуть в зал, где она хранится.
Бибигуль Дандыгараева отмечает, что самостоятельно попросила полицейского, охранявшего музей, не выходить и не показываться, так как понимала, что, увидев его, они поведут себя непредсказуемо.
«В момент, когда стояла перед толпой этих парней, я поняла, что в этой ситуации у меня остался только один способ утихомирить их — сказать что-то от души. Я говорила: «Ребята, дети мои, это все — наше наследие, гордость нашего народа. Вы же не хотите, чтобы мы потеряли нашу историю, чтобы ваши дети не знали об истории казахского народа». В этот момент кто-то из толпы закричал: «Не трогайте тут ничего». Затем толпа ринулась наверх, но все послушали тот голос и ничего не повредили», — вспоминает она.
В социальной сети Facebook огромную популярность получил пост Розы Муталиповой, соседки Анары Амангельдиевой, сотрудницы музея, принимавшей участие в обороне музея и спасении солдат.
Роза со слов Анары пишет: «Наверху был охранник, который следил за камерами, и из окна в метре от него просвистела пуля и попала аккурат прям в шкаф, где висели вещи. Утром Анара пошла домой, надев пальто, которое было почему-то в опилках. И только потом она увидела, что шальная пуля прошила ее пальто насквозь и все остальные вещи в шкафу. Смеясь, потом за чаем она говорила: «Пусть вещи, главное, не охранника, который был рядом». А я, смеясь, ей отвечала: «Сдай свое пальто как музейный экспонат, потомки будут рассказать о вас, как вы спасли музей, молодых парней, тех, кто был по разные стороны баррикад».
Сотрудникам удалось сохранить все культурное наследие в целостности и сохранности, они не оставили родной музей в сложной ситуации.
В этом, как отмечает Бибигуль Дандыгараева, им помогли «светлая аура музея и добрые аруахи казахского народа».
Аура у музея действительно светлая — он хранит в себе множество важнейших исторических артефактов. Центральный государственный музей Республики Казахстан является одним из старейших и крупнейших во всем Центрально-Азиатском регионе.
Фондовые коллекции музея начали формироваться в 30-х годах прошлого века, на данный момент здесь представлено более 300 тыс единиц хранения. Свое нынешнее здание музей получил в 1985 году, оно было построено по проекту архитекторов Ю. Ратушного, З. Мустафиной и Б. Рзагалиева.
Музей обладает уникальными коллекциями, и в настоящее время они представлены в семи основных стационарных экспозиционных залах. Коллекции музея охватывают такие разделы, как палеонтологическое прошлое человечества, археология, антропология, изобразительное искусство, в музее также есть фонд природы, живописи, современной истории и культуры Казахстана.
В числе экспонатов уникальные памятники материальной культуры, отражающие традицию и историю Казахстана с древнейших времен до современности.
Здесь проводится свыше 100 лекций и открывается более 30 выставок. Ежегодно музей посещает до 130 тыс человек, это место диалога между людьми разных поколений, конфессий, профессий.
Остается надеяться, что государство поможет музею восстановить пострадавшие видеокамеры, отреставрировать сломанные двери, заменить пробитые стекла, а также по достоинству наградит сотрудников.
Тем не менее государству стоит задуматься о том, чтобы обеспечить объекты культуры надежной охраной и большим финансированием.