воскресенье, 5 мая 2024 г.
icon
441.66
icon
475.14
icon
4.86
Алматы:
icon
25oC
Астана:
icon
8oC
1xadv
×

Ушла, чтобы вернуться навсегда. Памяти Гульфайрус Исмаиловой

12 мая 2013 года в полдень ушла из жизни народный художник Казахской ССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, актриса и просто ярчайшая женщина Гульфайрус Исмаилова.

Она прожила очень долгую, насыщенную, яркую и достойнейшую из достойных жизнь, став гордостью национальной культуры нашей республики. И на склоне лет Гульфайрус Мансуровна оставалась верной себе во всем, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Зитта Султанбаева.

Она излучала тепло и открытость людям и говорила так:

«Что меня держит в этой жизни? В этой жизни меня держат красивые люди, образованные, умные, люди с богатым внутренним миром. Ради таких людей я готова на все!

Люблю людей, которые имеют дело с тонким и изящным явлением, таким как искусство. Я равнодушных людей не очень уважаю. Люди должны быть очень любопытными. Сколько потрясающей красоты вокруг нас!»

С уходом из жизни ее сына Вадима Евгеньевича Сидоркина в июле прошлого года прервалась связь времен.

Вадим не успел составить завещание. В одном из интервью он поднимал вопрос о том, чтобы передать Государственному музею искусств им. Кастеева творческое наследие своей семьи, но не успел оформить это нотариально. Поэтому наследниками стали те люди из его родственников, с которыми он при жизни не общался по своей воле после ухода матушки. Я это удостоверяю как человек, которого Вадим называл своей сестрой, соратником и поверенной в делах.

Я говорила этим людям, что, помимо материальных благ в виде квартиры, мастерской и денежных знаков, есть духовные ценности — картины, книги, памятные семейные реликвии. Они могли бы стать артефактами музея, который можно было создать. Но эти наследники дали мне понять, что теперь, когда Вадима не стало, я никто.

Сейчас я, понимая, что вскоре той квартиры, в которой жила семья Исмаиловой/Сидоркиных, и мастерской, где работал гениальный Евгений Матвеевич Сидоркин, не станет навсегда, решила записать свидетельства самых близких людей — друзей Гульфайрус Мансуровны и Вадима Евгеньевича — о ее жизни.

Любовь Шашкова, заместитель главного редактора журнала «Простор», лауреат Международной литературной премии «Алаш»

Любовь Константиновна, после выхода на пенсию, как вы думаете, тяжело было Гульфайрус Мансуровне от резкой смены деятельного образа жизни на камерный?

— Я была знакома с Гульфайрус Мансуровной с 1983-1984 года, с первой нашей записи в студии литературной редакции Казахского радио. Я всегда знала ее как творчески, общественно активного человека, не сдавшегося даже в тяжелые 90-е годы. Да, Гульфайрус ушла из театра, поставив последний свой спектакль «Прощание с Петербургом» памяти Евгения Матвеевича Сидоркина, ушедшего 30 сентября 1982 года. Но творческого человека невозможно отправить на пенсию, он работает, пока есть силы. Более всего Гуле было тяжело от изменившего здоровья, когда и востребованность может быть в тягость. Но она еще могла держать кисть, хоть и передвигаясь в коляске. А работала она до последнего и Вадима вдохновляла. У нее была более сильная воля к творчеству и жизни. А Гульфайрус была востребована в СМИ, на телевидении, приезд которого для двухминутного сюжета забирает полдня. Она хорошо и вдохновенно говорила, могла настроить себя — актриса! Могла собраться, если того требовали обстоятельства…

Великолепная выставка Гульфайрус Исмаиловой прошла в Государственном музее изобразительного искусства им. Кастеева к ее 70-летию. Ей вручили орден «Достык» 1-й степени, и ее принял президент в алматинской резиденции. Какой королевой с этим красивым орденом на ленте через плечо она восседала на вернисаже, принимая поздравления!.. А вокруг в огромном зале висели ее работы, полные радости жизни, вдохновения, любви к людям и искусству.

— Гульфайрус Мансуровна жалела, что развалился Советский Союз?

— Да. Ведь они с Сидоркиным были художниками, известными во всем огромном Советском Союзе. В Москве о них выходили монографии, они участвовали по линии Союза художников СССР во всесоюзных и международных выставках, в зарубежных поездках. У них были друзья во всех республиках Союза, к которым они ездили, творчески общались, принимали их в Алматы, как и зарубежных гостей. Гульфайрус была членом общества казахстанско-французской дружбы. Проводились декады искусства, пленумы союза художников, съезды, где не только звучали директивы партии, но шло общение, обмен мнением, посещение мастерских и выставок. Когда этого не стало, свою невостребованность ощутили многие талантливые художники даже более молодого поколения.

Гульфайрус Исмаиловой помогал профессиональный и духовный багаж, деятельно нарабатываемый в течение всей жизни. Уже в 2000-х годах, когда она не могла работать, я заставала ее дома у телевизора или проигрывателя. Она могла смотреть и слушать часами записи великой музыки, балетные и оперные спектакли. Ведь она профессионально разбиралась и в балете, и в оперном искусстве, и в классической музыке, окончив четыре курса консерватории и театральный факультет академии художеств в Ленинграде, где была завсегдатаем великих питерских театров и концертных залов. А еще она побывала в великих музеях мира — в Лондоне, Париже, Риме, Мадриде, Токио. И она всегда могла оживить свои воспоминания с помощью художественных альбомов, которые они с Сидоркиным везли из своих путешествий, не забывая и подарки для Вадима, своих родных.

—Кто из родных помогал и был рядом с Гульфайрус Мансуровной?

— Я видела только Зою и Марата. Гульфайрус нежно к ним относилась, и моего мужа, Марата Крыкбаева — телеоператора, который часто снимал ее для «Хабара», всегда называла Маратик, как своего брата. Иногда мы приходили на ее дни рождения, 15 декабря, когда бывали близкие друзья. Например, Людмила Ли — прима-балерина оперного театра, которую мы знаем по известному портрету, позже педагог Алматинского хореографического училища, воспитавшая немало талантливых танцовщиц. Приглашала она по три-четыре человека, ей было тяжело управляться с гостями. Хотя все мы, конечно, обязательно приносили что-нибудь к столу, помимо подарков.

Зоя Исмаилова — любимая сестра и помошница Гульфайрус Исмаиловой

Давние друзья о Гульфайрус не забывали, помогали, навещали, звонили. Бибигуль Ахметовна Тулегенова, с которой они дружили всю жизнь (а родились они чуть ли не в один день), приходила с дочерьми. А потом уже звонила, а навещали Марьямгуль и Гузель. Импортные коляски были дефицитом, покупали писательница, общественный деятель Алтыншаш Жаганова и Бибигуль Имангазина, создавшая общество имеющих детей матерей-инвалидов «Биби-ана».

Надо сказать, что мои посещения связаны были в основном с работой. Я писала о ней и Сидоркине для «Вечерки», журналов «Огонек», «Нива», «Простор», «Казахстанской правды». Как правило, в это время никого не было, кроме Вадима, который всегда помогал какими-то документами, фотографиями, извлекаемыми из специального чемоданчика. И мы обе с Гулей обращались за его помощью, когда надо было уточнить имена, даты. Вадим Сидоркин не только прекрасно наследовал родительскую профессию, он был настоящим их биографом, популяризатором, хранителем наследия в самом широком смысле.

У Вадима дома на Кожамкулова, фото Абликима Акмуллаева, 2017

Бесценна помощь Вадима в создании жизнеописания Гульфайрус Исмаиловой «Нет повести прекраснее…». Ее воспоминания я записывала зимой 1999-2000 годов, они вылились в 12 кассет, которые потом расшифровывались. Текст переписывался, редактировался, но повесть создавалась от первого лица. Мне хотелось сохранить стиль речи Гульфайрус, ее неповторимую интонацию. Она была замечательным вдохновенным рассказчиком. А сколько там погружения в природу творчества, сколько раскрыто секретов мастерства для молодых художников!

Мы все втроем пытались долгое время найти спонсора для создания этой книги, но не получалось, за это время я сделала жизнеописания Дариги Тналиной, Анатолия Молодова. И вот в 2014 году книга повестей «Расскажи мне о себе» вышла по госзаказу Министерства культуры РК. К сожалению, Гульфайрус Мансуровна ее уже не прочла. Но думаю, она знает, что мы с Вадиком довели это дело до конца. Недавно, дополненная и исправленная, книга вышла в издательстве «Абай» по заказу Алматинского акимата для библиотек города. Теперь уже Вадим ее не увидел…

— Вас Гульфайрус Мансуровна как-то воодушевляла, наставляла в жизни?

— Сама дружба с ней, общение было жизненным примером и наставлением. Примером того, как человек может всю жизнь впитывать в себя новые знания, навыки, терпеливо и напряженно работать у мольберта, до нечувствования ног под собой. И Сидоркин увозил ее из мастерской на такси, хотя идти до их первой квартиры у оперного театра было всего несколько кварталов. Ее судьба — свидетельство того, как Бог, сам Творец, не оставляет помощью и участием людей созидающих…

Во мне и сегодня звучит ее голос: «Завтра этого дня уже не будет. Что мы должны сделать? Пойти в мастерскую».

На открытии персональной выставки в ГМИ им. Кастеева, 1999 г.

Гульмира Кенжеболатовна Шалабаева, музейный работник, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат Государственной премии им.Ч. Валиханова

— Гульмира Кенжебулатовна, расскажите о вашей первой встрече с Г. М. Исмаиловой.

— Первая встреча состоялась в начале 90-х, мы пришли в гости к Гульфайрус Мансуровне домой с тортиком, конфетами и цветами. Не помню, что послужило тогда толчком, почему я в тот раз напросилась пойти с мамой. Конечно, мне хотелось познакомиться с маминой подругой, знаменитой художницей. Не сказать, что они встречались часто, но их объединяли общие воспоминания о годах, когда они работали на ниве культуры — в театре и на телевидении. И потом, как супруга директора оперного театра Кенжеболата Нуртазиновича, мама, конечно же, знала и общалась с ней и на работе, и вне ее.

Впервые посетив дом Гульфайрус Мансуровны, я отметила, мягко говоря, скромность жилища, поняла тяжелую ситуацию забвения выдающегося человека. Ведь в те сложные для всех годы творческие люди оказались на обочине, предоставленные сами себе. Мне до горечи стало обидно за талантливую, красивую женщину, внесшую такой большой вклад в культуру и искусство Казахстана. И тогда я стала приглашать к ней в дом, конечно, с ее согласия своих подруг, объясняя им значимость ее как художника. Подруги вслед за мной начали приобретать картины, заказывать их, причем не только у Гульфайрус Мансуровны, но и у Вадима. Особенно мне нравился портрет подруги Кунсулу. Она была очень красивой, открытой и доброй женщиной, которая безвременно ушла из жизни.

Познакомившись с Гульфайрус Мансуровной, она стала уже без меня ездить к ней, каждый раз с подарочками, поднимая ей настроение. Внимание, восхищение с их стороны вселяло хорошее настроение и уверенность в семье. Ведь внимание, востребованность — это весьма важно для любого человека, а тем более для человека творческого, привыкшего к общению, эмоциям. Гульфайрус Мансуровна полюбила меня, шутя стала называть дочкой за мои усилия по продвижению ее творчества и работ. К ее юбилею я выпустила тиражом 2 тыс экземпляров альбом с иллюстрациями ее картин, мы провели персональную выставку в музее им. Кастеева.

— Какие работы находятся у вас в коллекции?

— Это оригинал для афиши оперы «Жумбак-кыз», а также акварельная работа, эскиз для живописного полотна, который сейчас экспонируется в музее им. Кастеева, о Куляш Байсеитовой. Эти две работы Гульфайрус Мансуровна мне подарила, она была очень щедрым человеком! Я очень дорожу этими работами, считаю их главными жемчужинами моей небольшой коллекции. Есть мой портрет, который, кстати, вошел в альбом по творчеству Исмаиловой. Есть несколько театральных эскизов, авторские повторы «Головные уборы» и «Кумыс» из ее знаменитого триптиха, выставленного в музее. Только у меня размеры побольше.

— Каким было ее психологическое состояние в те годы?

— Она много рассказывала о Евгении Матвеевиче, это была светлая печаль и память, без обид на тех людей, которые в свое время причинили им обоим много боли. Иногда и талантливые люди бывают злобными, ревнивыми и завистливыми, и эти негативные чувства не обошли семью Мансуровой-Сидоркина. Им завидовали за любовь, успех, талант. При этом сама Гульфайрус Мансуровна была спокойна, великодушна и мудра. Меня поражала ее отстраненность от быта и прозы жизни. Она всегда говорила о высоких материях, нравственности и морали, культуре и искусстве, никогда не жаловалась ни на что. Многие бытовые вещи она просто даже не знала и в этом плане была немного беспомощна. Зато они с Вадимом помогали родственникам, хотя практически ничего не рассказывали о них. Гульфайрус первая, кто сказал мне, что у меня большие организаторские способности, и именно она внушила мне идею открытия художественной галереи.

— Какой была обстановка в квартире?

— Обстановка в зале была простой. Если вы помните, тогда была такая мебель — стенка, совмещавшая шкафы и сервант. На стене висели две работы Гульфайрус Исмаиловой — портрет Рамазана Бапова и портрет незнакомки, ранняя работа. Кресла, журнальный стол и мольберт, за которым работала Гульфайрус Мансуровна. Иногда также в комнате стояли холсты законченные или еще в работе Вадима, которые он показывал нам. Комната была большая, светлая.

— Какие напутствия она вам давала? Быть может, чему-то научила?

— Конечно, она всегда при каждой встрече давала разные напутствия, много говорила об искусстве, отношении к жизни и искусству, о взаимоотношениях людей. Дословно вспомнить невозможно по прошествии лет, возможно, надо было записывать. Она сама была высоконравственным человеком в моих глазах и, конечно, говорила о нравственности, духовных ценностях, необходимости следовать вечным ценностям и истинам.

Майра Сулейменова, автор книги «Гульфайрус».

Гульфайрус и Майра Сулейменова, 2002 г.

— Майра Хамитовна, расскажите, когда и где у вас произошла первая встреча с Гульфайрус Мансуровной? Какой предстала перед вами легенда казахстанского искусства?

— Это было осенью 2002 года. Я в Центральном госмузее РК возглавляла отдел маркетинга. Шла работа над проектом «Женщины — лидеры Казахстана». Созвонившись с Гульфайрус Мансуровной, я приехала к ней домой. Дверь открыл Вадим. Широкая прихожая. В углу — иконы. Уютный запах комфорта. Не чувствовалось, что в квартире живет больной человек. Раздался звонкий голос: «Вадечка, кто пришел?»

В центре просторной и светлой гостиной в коляске сидела Гульфайрус Мансуровна. Взгляд взлетел, и она, с интересом улыбаясь, смотрела на меня. Она сидела в брючном костюме, теплой обуви. Глаза веселые, с задором.

Вадим вернулся к мольберту.

«Проходи, деточка, устраивайся, где тебе удобно», — проведя рукой по комнате, она продолжала с интересом наблюдать за мной.

Мы проговорили до вечера. Она рассказывала о своей юности, обращалась к Вадиму, невозмутимо спокойно отвечающему ей у мольберта, вспоминала Евгения Матвеевича, показывала его графику. Благодарила Гульмиру Кенжеболатовну Шалабаеву, говоря, что именно она поддержала ее в сложные 90-е, показывала орден премии «Тарлан», полученный в том же 2002 году, подробно поговорили о проекте. Вадим угощал нас чаем. Она радовалась, что перед фотосессией придут визажист и парикмахер. Мы обговаривали, какую укладку сделать. Она принимала активное участие, не совсем соглашалась. Мы примерно прикладывали тот или иной вариант образа. Она боялась занять чужое время, и оговорки, что девочкам будет приятно находиться с ней столько, сколько потребуется, у нее все равно проскакивали.

Искренняя, совестливая, легкая. Создавалось ощущение, что вот она побежала бы и сделала массу дел. Сидя в коляске, она горела жизнью. Она не знала уныния.

— Какой образ жизни она вела в тот период?

— Мы познакомились, когда ей было 73 года, она болела и в тот период уже не ходила.

В жизни она философ. Любила рассуждать. Мы как-то поспорили, она сказала, что каждый должен оставить после себя след или, на крайний случай, родить талантливого ребенка. И на мое, что это воображаемая утопия Томаса Мора, она ответила: «Деточка, у тебя для этого все впереди: пиши-твори, но оставь после себя что-нибудь и другим передай, как ты говоришь, мои «несбытные мечты», возможно, кто-то и услышит».

— Чем занимала себя? Кто из ее родных и близких помогал в бытовых вопросах и был самым близким ее окружением?

— Гульфайрус Мансуровна еще пыталась рисовать. Но руки, пальцы отказывали, и тут ей помогал Вадим, но вскоре кисть она уже взять не смогла.

Она прекрасный рассказчик с богатым казахским и русским языками. Слушая ее, легко воссоздавался образ озорной, авантюрной девочки.

Зоя помогала, пока сама не слегла от болезни.

Еду готовила Гульфайрус Мансуровна сама, причем превосходно. На коляске быстро-ловко перемещалась на кухне, готовила все, что любит ее Вадим.

Вадим — смысл жизни. В одном из интервью она мне сказала, что самый родной из родных — Абрам Маркович Черкасский, ее педагог по живописи. Но на какую бы тему мы не начинали интервью, всякий раз заканчивалось «Вадимом-Вадечкой». Он-то и был ее родным из родных, как она сама сказала, «вымоленный у Бога».

— Скажите, на протяжении какого времени Гульфайрус вам рассказала историю своей жизни? Эту идея она вам предложила или вы ей?

— После проекта «Женщины — лидеры Казахстана» мы стали созваниваться, встречаться. Позже, работая в галерее Art Almaty, мы планировали выставку работ Евгения Матвеевича, Гульфайрус Мансуровны и Вадима. Именно в этот период серия интервью с Гульфайрус Мансуровной, что ранее печаталась в журнале World Discovery, перешла в формат книги «Гульфайрус». Так родилась красивая книга с арабо-графическим шрифтом, где страницы словно войлок, а после каждой восьмой страницы вставлена калька с работами Гульфайрус Мансуровны к операм «Алпамыс», «Жумбак кыз», «Аида», «Чио Чио Сан», «Риголетто», «Ер Таргын». На форзаце книги — фотография Гульфайрус Мансуровны на фоне граффити Евгения Матвеевича, выполненного на стене Дворца спорта.

Каким вы увидели Вадима за все это время?

— Вадим в памяти остался аристократом, ласковый, невероятно добрый, беззащитный, скромный, залюбленный родителями, мамин-мамин, достойный сын, трогательно заботливый. Все годы он поддерживал память родителей — проводил персональные выставки, издавал каталоги. Внимательный к своему окружению, не забывал поздравить, пригласить на мероприятие.

При случайных встречах в городе первое, с чем встречаешься, — это его кроткая улыбка, он растянуто-спокойно интересовался, что да как, и с той же улыбкой, склонив голову, прощался.

После его ухода в душе осталась непримиримая щемящая боль.

Людмила Ли и Вадим Сидоркин в ГМИ им. Кастеева

Людмила Мунсековна Ли, друг семьи Исмаиловой/Сидоркиных, солистка ГАТОБ им. Абая в 1968-1989 годы, художественный руководитель Алматинского хореографического училища им. Александра Селезнева с 2015 года, заслуженная артистка Казахской ССР

— Людмила Мунсековна, расскажите о вашей дружбе и общении с Гульфайрус Мансуровной в постсоветский период.

— Наша дружба началась с написания портрета «Балерина Ли» в 1980 году и продолжалась до конца жизни Гульфайрус Мансуровны. В те далекие годы мы обе служили в ГАТОБ им. Абая: Гульфайрус Исмаиловна в качестве главного художника театра, а я — артисткой балета. После ухода ее из театра на заслуженный отдых наша дружба переросла почти в родственные отношения. Когда не стало ее супруга, Евгения Матвеевича Сидоркина, я забегала к ней почти каждый день. Это был очень трудный момент в ее жизни... Все эти годы мы с ней вместе переживали в бесконечных разговорах о жизни, Вадиме, который тогда еще учился в Ленинграде, об искусстве, о театре, музыке, разном. У меня была семья — муж, два сына и мама, которые не могли понять, что нас так связывало.

Думаю, что Гульфайрус Мансуровна очень любила меня. На портрете она изобразила меня такой одухотворенной, возвышенной, красивой. Она меня запечатлела на портрете, а я ее в памяти навечно, как человека, который понимал мою мятущуюся душу творческой личности, как очень дорогого для меня человека. Она была необыкновенной женщиной! Она была для меня учителем и очень родственной душой. Благодарю Бога, что в моей жизни была Гульфайрус Мансуровна и за то, что дал мне возможность отблагодарить ее, бывая с ней рядом, когда она нуждалась в человеческой помощи…

Г.М. Исмаилова. Портрет Людмилы Ли

-— Каков был образ ее жизни в ту пору?

— В ту пору Гульфайрус Мансуровне было очень непросто. После своего 60-летия она перестала ходить: сначала без помощи костылей, а потом уже сидя в инвалидном кресле-коляске. С тех пор она уже могла выходить на улицу — дом был без лифта. Но она никогда не жаловалась, не падала духом. Она была сильной, многогранной, высокоэрудированной личностью, которая притягивала к себе людей как магнит. До последних дней ее не покидали друзья, коллеги и просто любопытные разные люди. В разговорах она всегда была интересной, остроумной и на все житейские неурядицы реагировала с чувством юмора и здравым смыслом. До конца своих дней она жила искусством! Не переставала писать свои картины даже когда уже не могла, писала, воображая в бесконечных своих фантазиях.

— Кто помогал ей, кто был рядом?

— Рядом с ней всегда был ее сын Вадим. Гульфайрус Мансуровна его любила до фанатизма, и он был для нее всем: заботливым сыном, художником, помощником во всех житейских делах, проблемах жизненной необходимости. Пока была жива ее сестра Зоя, она была первым и незаменимым помощником по дому, по уходу за Гульфайрус Мансуровной. Были и другие ее родственники — братья, племянники, но больше в качестве гостей.

Бывая в их семье, видела, как высокий талант и творчество могут закрывать каждодневные бытовые проблемы и даже болезни, которые преследовали Гульфайрус Мансуровну особенно в последние годы ее жизни. Хоспис — вот это, конечно, было для нее главным испытанием в сознательной жизни. Уже не было ее Зои, но здесь с ней рядом оказалась я. Только я могу свидетельствовать, какие моральные и физические муки мужественно переносила Гульфайрус Мансуровна, пока Вадим не забрал ее из этого «ада». Но она те месяцы вынесла с таким высочайшим человеческим достоинством и терпением. Как-то в один из моих каждодневных посещений она призналась: «Ли, я смирилась! Я ни какой великий художник, ни какая великая актриса, не красавица — я обыкновенная старая беспомощная тетка!» Она сидела такая грустная, одинокая, в платочке, закутанная захудалым одеяльцем. Чуть погодя опять встрепенулась, вспомнила о Вадике, и опять мы заговорили о картинах, музыке, о том, как она любила своего Женечку (Евгения Матвеевича Сидоркина) и какая красота за окном. И о том, какие картины она хочет написать, и вдруг воскликнула: «Всю жизнь хотела написать Плисецкую, а написала тебя, Ли!» Она любила меня так называть. Держала мои руки, крепко сжав мои пальцы, и мы заплакали…

Гульфайрус и Аурелия, в больнице сестринского ухода, 2013 г.

Зитта Султанбаева

художник, арт-журналист, племянница

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 9