пятница, 29 сентября, 2023
icon
482.77
icon
509.71
icon
5
Алматы:
icon
20oC
Астана:
icon
13oC
Эксклюзив Редактор
13 мая, 2022, 12:13

Ушла, чтобы вернуться навсегда. Памяти Гульфайрус Исмаиловой

12 мая 2013 года в полдень ушла из жизни народный художник Казахской ССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, актриса и просто ярчайшая женщина Гульфайрус Исмаилова.

Она прожила очень долгую, насыщенную, яркую и достойнейшую из достойных жизнь, став гордостью национальной культуры нашей республики. И на склоне лет Гульфайрус Мансуровна оставалась верной себе во всем, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Зитта Султанбаева.

Ушла, чтобы вернуться навсегда. Памяти Гульфайрус Исмаиловой

Она излучала тепло и открытость людям и говорила так:

«Что меня держит в этой жизни? В этой жизни меня держат красивые люди, образованные, умные, люди с богатым внутренним миром. Ради таких людей я готова на все!

Люблю людей, которые имеют дело с тонким и изящным явлением, таким как искусство. Я равнодушных людей не очень уважаю. Люди должны быть очень любопытными. Сколько потрясающей красоты вокруг нас!»

С уходом из жизни ее сына Вадима Евгеньевича Сидоркина в июле прошлого года прервалась связь времен.

Вадим не успел составить завещание. В одном из интервью он поднимал вопрос о том, чтобы передать Государственному музею искусств им. Кастеева творческое наследие своей семьи, но не успел оформить это нотариально. Поэтому наследниками стали те люди из его родственников, с которыми он при жизни не общался по своей воле после ухода матушки. Я это удостоверяю как человек, которого Вадим называл своей сестрой, соратником и поверенной в делах.

Я говорила этим людям, что, помимо материальных благ в виде квартиры, мастерской и денежных знаков, есть духовные ценности — картины, книги, памятные семейные реликвии. Они могли бы стать артефактами музея, который можно было создать. Но эти наследники дали мне понять, что теперь, когда Вадима не стало, я никто.

Сейчас я, понимая, что вскоре той квартиры, в которой жила семья Исмаиловой/Сидоркиных, и мастерской, где работал гениальный Евгений Матвеевич Сидоркин, не станет навсегда, решила записать свидетельства самых близких людей — друзей Гульфайрус Мансуровны и Вадима Евгеньевича — о ее жизни.

Любовь Шашкова, заместитель главного редактора журнала «Простор», лауреат Международной литературной премии «Алаш»

Любовь Константиновна, после выхода на пенсию, как вы думаете, тяжело было Гульфайрус Мансуровне от резкой смены деятельного образа жизни на камерный?

— Я была знакома с Гульфайрус Мансуровной с 1983-1984 года, с первой нашей записи в студии литературной редакции Казахского радио. Я всегда знала ее как творчески, общественно активного человека, не сдавшегося даже в тяжелые 90-е годы. Да, Гульфайрус ушла из театра, поставив последний свой спектакль «Прощание с Петербургом» памяти Евгения Матвеевича Сидоркина, ушедшего 30 сентября 1982 года. Но творческого человека невозможно отправить на пенсию, он работает, пока есть силы. Более всего Гуле было тяжело от изменившего здоровья, когда и востребованность может быть в тягость. Но она еще могла держать кисть, хоть и передвигаясь в коляске. А работала она до последнего и Вадима вдохновляла. У нее была более сильная воля к творчеству и жизни. А Гульфайрус была востребована в СМИ, на телевидении, приезд которого для двухминутного сюжета забирает полдня. Она хорошо и вдохновенно говорила, могла настроить себя — актриса! Могла собраться, если того требовали обстоятельства…

Великолепная выставка Гульфайрус Исмаиловой прошла в Государственном музее изобразительного искусства им. Кастеева к ее 70-летию. Ей вручили орден «Достык» 1-й степени, и ее принял президент в алматинской резиденции. Какой королевой с этим красивым орденом на ленте через плечо она восседала на вернисаже, принимая поздравления!.. А вокруг в огромном зале висели ее работы, полные радости жизни, вдохновения, любви к людям и искусству.

— Гульфайрус Мансуровна жалела, что развалился Советский Союз?

— Да. Ведь они с Сидоркиным были художниками, известными во всем огромном Советском Союзе. В Москве о них выходили монографии, они участвовали по линии Союза художников СССР во всесоюзных и международных выставках, в зарубежных поездках. У них были друзья во всех республиках Союза, к которым они ездили, творчески общались, принимали их в Алматы, как и зарубежных гостей. Гульфайрус была членом общества казахстанско-французской дружбы. Проводились декады искусства, пленумы союза художников, съезды, где не только звучали директивы партии, но шло общение, обмен мнением, посещение мастерских и выставок. Когда этого не стало, свою невостребованность ощутили многие талантливые художники даже более молодого поколения.

Гульфайрус Исмаиловой помогал профессиональный и духовный багаж, деятельно нарабатываемый в течение всей жизни. Уже в 2000-х годах, когда она не могла работать, я заставала ее дома у телевизора или проигрывателя. Она могла смотреть и слушать часами записи великой музыки, балетные и оперные спектакли. Ведь она профессионально разбиралась и в балете, и в оперном искусстве, и в классической музыке, окончив четыре курса консерватории и театральный факультет академии художеств в Ленинграде, где была завсегдатаем великих питерских театров и концертных залов. А еще она побывала в великих музеях мира — в Лондоне, Париже, Риме, Мадриде, Токио. И она всегда могла оживить свои воспоминания с помощью художественных альбомов, которые они с Сидоркиным везли из своих путешествий, не забывая и подарки для Вадима, своих родных.

—Кто из родных помогал и был рядом с Гульфайрус Мансуровной?

— Я видела только Зою и Марата. Гульфайрус нежно к ним относилась, и моего мужа, Марата Крыкбаева — телеоператора, который часто снимал ее для «Хабара», всегда называла Маратик, как своего брата. Иногда мы приходили на ее дни рождения, 15 декабря, когда бывали близкие друзья. Например, Людмила Ли — прима-балерина оперного театра, которую мы знаем по известному портрету, позже педагог Алматинского хореографического училища, воспитавшая немало талантливых танцовщиц. Приглашала она по три-четыре человека, ей было тяжело управляться с гостями. Хотя все мы, конечно, обязательно приносили что-нибудь к столу, помимо подарков.