пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-2oC
×

«Карантин, митинги или инфляция»: Казахстанцы продолжают сметать продукты с полок магазинов

Уже давно нет дефицита продуктов питания, однако беспокойные граждане продолжают ими запасаться. И если во времена пандемии люди покупали еду впрок из-за паники перед неизвестным, то сейчас опасаются банального роста цен на продукты. Сахар, крупы, мука, масло, мясо — товары, который сметают целыми полками и увозят мешками. Журналист ИА «NewTimes.kz» выяснила, почему казахстанцы так боятся проблем с продовольствием и есть ли основание для продуктового ажиотажа.

Фото: ura.news
Фото: ura.news

Два года назад Казахстан столкнулся с пандемией коронавируса и погрузился в жесткий локдаун. Забитыми оказались не только ковидные стационары, но и крупные супермаркеты страны. Казахстанцы почти сразу помчались в магазины, чтобы закупиться продуктами и товарами первой необходимости впрок.

Конечно, не существовало никакой реальной угрозы того, что в стране начнутся проблемы с продовольствием, однако общественная паника заставила нас совершать нелогичные поступки. К слову, пустые полки супермаркетов мелькали на видео не только в Казахстане, но и в России, Америке или Европе.

Фото: ТАСС/Евгений Софийчук

Именно из-за страха перед затяжным режимом ЧП весной 2021 года среди казахстанцев существенно выросло потребление продуктов для приготовления еды дома. Издание LS приводит такую статистику (по сравнению с аналогичным периодом 2020 года): растительное масло — на 68,4%, макаронные изделия — на 84,9%, рис — на 102,1%, свежее мясо — на 64,5% и добавки для выпечки — на 130,1%.

И все это время власти периодически делали заявления о том, что в Казахстане сформирован достаточный резерв продовольствия и других товаров, в связи с чем угрозы дефицита нет. Однако найти ту же туалетную бумагу или гречку порой было непросто — раскупали.

К слову, похожая ситуация наблюдалась в стране после девальвации тенге в 2015 году. Напомним, тогда в Казахстане установился новый курс доллара — 255 тенге, что на 72 тенге больше, чем было за день до девальвации. Решение правительства отпустить национальную валюту в свободное плавание привело к огромному ажиотажу и возмущению.

Ругать чиновников казахстанцы принялись в длинных очередях супермаркетов. Опасаясь подорожания продуктов питания, люди начали сметать с полок тот же сахар, муку, крупы, мясо и консервы.

В общем, кризисные моменты в стране сменялись одним за другим. Однако в январе этого года размеренная жизнь казахстанцев превратилась в один большой хаос и трагедию. Закупаться впрок продуктами решились немногие — в стране был введен режим ЧП, объявлена антитеррористическая операция. Не было связи, интернета и даже наличных в банкоматах.

К слову, крупные сети супермаркетов все же подверглись большому наплыву людей, правда по большей части — мародеров. К примеру, Торговая сеть Magnum Cash&Carry понесла убытки почти в 50 млн тенге:

«Несмотря на самоотверженность наших сотрудников, было разграблено или уничтожено товаров на 47,5 миллиона тенге. Кроме того, у нас разбили витрины, рольставни, сожгли и разбили холодильники, стеллажи, лед-экраны и другое оборудование. Крупному бизнесу государство не возмещает ущерб. Мы полностью сами восстановили магазины, не перекладывая это на государство, партнеров или покупателей», — заявляли в компании.

Фото: orda.kz

Единственным спасением для алматинцев, которые пострадали во время январских событий больше всех, стали маленькие продуктовые магазины во дворах. Работали они не все, поэтому за хлебом или памперсами людям приходилось выходить на свой страх и риск.

«Как сейчас помню, что в нашем магазине хлеба не было. Ничего — ни лепешек, батонов, булок, ничего. Даже муку все раскупили, баурсаков не пожаришь. А литр подсолнечного масла продавали почти за 4 тыс тенге. Тогда люди запуганные были, брали, что дают, никто не возмущался. Мы с друзьями накупили какой-то лапши, хлебцы, воду и просто сидели дома», — вспоминает жительница Алматы Диана Матвеева.

Тревога казахстанцев по поводу нехватки продовольствия никуда не исчезла. Правда сейчас людей больше пугает внешнеполитическая обстановка, которая сильно бьет по курсу тенге. Горький опыт с инфляцией, карантином и дефицитом самых базовых вещей приучил алматинку Асель всегда «думать наперед».

«У меня никогда раньше не было привычки закупаться впрок. Ну а зачем, семья у нас небольшая — я, муж и двухлетняя дочь. Что купим, то сегодня и съедаем, ну может еще на следующий день пообедать. Какие-то продукты типа муки, сахара, гречки может лежали по одному-два килограмма, но не больше. А овощи, фрукты, мясо, сладкое, например, я люблю свежее, поэтому никогда не покупаю заранее. Если чего-то не хватает во время готовки, могу заказать доставку из разных приложений.

Так было до момента, пока у нас в стране не начались беспорядки. Честно, так страшно было, что даже не до еды. Я мужа не пускала ехать закупиться продуктами, брали все в соседнем дворе. Поэтому пару дней просто питались макаронами и кастрюлей супа, который я сварила из одного несчастного окорочка. Из еды дома были еще какие-то снэки, немного круп, мука и все.Поэтому, когда числа 12-13 потихоньку заглохли выстрели и шум, муж отправился на «разведку» в соседний супермаркет. Он был разграблен полностью, витрины выбиты, полки пустые. Поехал и закупился в соседнем, еще на последние наличные деньги. Интернета тогда еще не было, терминалы не работали.

Вот этот ужасный страх безысходности в итоге привел меня к тому, что мы с мужем в марте поехали покупать согым у знакомых, взяли килограмм пятнадцать мяса, птицу, яйца. А на рынке я набрала мешок риса, макароны, муку и сахар. Муж сначала смеялся надо мной, мол «ты Плюшкин, все хранишь и тащишь», а потом выяснилось, что так даже выгоднее по ценам. К примеру, когда началась война в Украине, тенге вырос до 500 с чем-то, цены оп и тоже поднялись. А мне на душе хорошо, все продукты под рукой, хватит на пару месяцев точно».

Асель настолько переживает, что дефицит сахара не прекратится, что объездила недавно пару магазинов и закупила еще десять килограмм.

«Часть я на варенье добавила, компоты закрывала. Вообще с сахаром сейчас непонятно что, говорят, что его из-за российских санкций мало, но я не понимаю, при чем тут Казахстан? Реально мало сахара в супермаркетах, еще и дорогой. Где-то по 450 тенге за килограмм.

И люди ведь раскупают, прямо тележками и мешками тащат к машинам. Не знаю, это паника или что? Я вот просто переживаю, что цены будут дальше расти, так у нас всегда же. Чиновники успокаивают: «инфляции не будет», а потом раз и все. Лучше быть готовыми ко всему — карантин ли опять, война, кризис», — резюмирует молодая мать.

Казахстанские власти тем временем успокаивают население. В стабилизационных фондах — свыше миллиона тонн муки, макаронных изделий, сахара, круп и овощей, заверяют в Минсельхозе. А запасы, мол, ежедневно пополняются.

«Страна полностью обеспечена основными продуктами питания. Но в мире наблюдается резкий рост цен на продовольствие. Поэтому мы должны меньше ввозить и больше производить своих продуктов и овощей. Для этого мы расширяем площади под посев картофеля и кормовых культур. Будем субсидиями поддерживать животноводство. Снижать арендную плату на рынках для товаров первой необходимости», — обещает нам премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 4
Забавно 2
Сочувствую 0
Возмутительно 0