Секундный поцелуй двух женских персонажей в мультфильме «Базз Лайтер» неожиданно всколыхнул Казнет. Особо консервативные граждане начали создавать петиции и писать обращения, чтобы казахстанское Минкульт запретило прокат картины. Гей-пропаганда, по мнению оскорбившихся, влияет на нравственные ценности казахстанцев и неокрепшие умы детей.
Отмена западных и даже отечественных фильмов в Казахстане не редкость. Некоторые картины, например «Борат» и «Борат-2», вообще не допускают в прокат, другие называют позором страны. Сцены с зоофилией, насилием и порнографией мелькают на экранах нечасто, поэтому всегда вызывают бурную реакцию у казахстанских зрителей. О скандальном искусстве и его последствиях рассказывает журналист ИА «NewTimes.kz» Назгуль Жарбулова.
Прокат диснеевского мультфильма «Базз Лайтер» стартует в Казахстане с 14 июля. Но еще до выхода на широкие экраны картина вызвала нешуточные споры в интернете. Их инициатором стал известный казахстанский режиссер и актер Нуртас Адамбай.
«Запрет показов подобных мультфильмов и фильмов — это вопрос национальной безопасности страны. Государству необходимо противостоять насаждению детям чуждых нам ценностей по примеру тех 14 стран, которые уже ввели запрет на их показ. Мы должны защитить наших детей от посягательства на их еще неокрепшие умы», — написал Адамбай на своей странице в Instagram.
По словам режиссера, хитрость производителей подобных фильмов и мультфильмов заключается в том, что «сначала они влюбили наших детей в своих героев, а потом стали вставлять туда непотребные сцены».
В понятие «непотребные сцены» входит секундный поцелуй мультяшного персонажа Хоторн со своей возлюбленной. К слову, после запрета картины в ОАЭ и Саудовской Аравии создатели мультика вырезали эту сцену. Однако позже западные зрители обвинили Disney в цензуре «гомосексуальной привязанности», и эпизод с однополым поцелуем вернули в мультфильм.
Казахстанцы же разделились на два лагеря. Пока одни требуют запретить прокат «Базз Лайтера» и защитить детей от ЛГБТ-пропаганды, другие высмеивают их консервативные взгляды и гомофобию. Порция критики прилетела в адрес самого Нуртаса Адамбая. Многие припомнили его популярный фильм «Келинка Сабина», где актер играет женскую роль, носит женскую одежду, парик и макияж.
«Хочу поделиться своими мыслями о том, почему «Келинка Сабина» представляет опасность для нашего общества. В сюжете эту городскую мажорку Сабину обманом похищают. Вместо обещанного Дубая она приезжает в аул. В фильме же это уголовное преступление подается как безобидная шалость. Похищение, издевательства, бездействие властей, незаконное лишение свободы.
Все эти преступления показаны как смешная и веселая история. В конце она находит плюсы своего нового положения. Искренне влюбляется в своего мужа. Оказывается, похищение может быть и к лучшему.
Если же посмотреть официальную статистику и послушать реальные истории похищения невест, то мы понимаем, что далеко не все из них заканчиваются хэппи-эндом, как «Келинка Сабина». Поэтому ничего смешного в этой теме нет. Конечно, шутить над проблемами нужно, но осторожно и талантливо. У Адамбая это не получилось. Более того, в его случае получилась больше пропаганда этого ужаса», —пишет блогер Ильяс Мынжасаров.
Но, несмотря на критику и шутки над «главной келинкой страны», нашлось и множество сторонников Адамбая. Помимо петиций и обращений к президенту Токаеву, казахстанцы штурмуют блоги министров культуры и информации. К примеру, на сайте открытый диалог появилось вот такое обращение к главе Мининформа Аскару Умарову.
«Наши предки со времен Казахского ханства сохраняли крепкие духовные устои, исповедуя ислам. Все наши традиции, обычаи, образ мышления, общественные взаимоотношения и наше национальное самосознание пропитаны его незыблемыми ценностями и высокими духовными принципами. Мы убеждены, что показ этого мультфильма в нашей стране однозначно неприемлем. Наша религия оговаривает жесткий запрет на все, что касается сферы ЛГБТ.
Мы твердо выступаем против любой пропаганды ЛГБТ, которая может каким-то образом воздействовать на сознание человека, тем более ребенка. Любой мультфильм производится с применением специальных психологических приемов, музыки и визуальных технологий, которые манипулируют эмоциями, делают сюжет привлекательным и захватывающим вне зависимости от того, является он объективно правильным или нет.
Мы, как родители, должны защитить своих детей от вредоносного влияния ЛГБТ и не должны допустить, чтобы на нашей земле пропагандировались разрушительные ценности», — считает казахстанка Айгерим Есимханова.
На столь эмоциональный текст министр ответил сухо:
«Министерство рекомендует обратиться в министерство культуры по вопросу запрещения демонстрации указанного мультфильма в кинотеатрах страны, а также в комитет по охране прав детей МОН РК для обеспечения защиты прав детей от негативных явлений, способных повлечь за собой вред их духовно-нравственному развитию», — советует Умаров.
Впрочем, порой казахстанские чиновники и сами остаются недовольными искусством. В 2013 году на экраны вышел фильм казахстанского кинорежиссера Эмира Байгазина «Уроки гармонии». Картина завоевала более 25 наград на различных фестивалях, среди них «Серебряный медведь» 63-го Берлинского кинофестиваля. Первая престижная победа для отечественного кино.
Фото: kapital.kz
Но, несмотря на фурор за рубежом, фильм не получил заслуженного признания у себя на родине. Оно и неудивительно: «Уроки гармонии» оказались мрачным, глубоким артхаусом на любителя. В картине поднимаются темы насилия, школьного буллинга, ментального здоровья и жестокости детей. Первая сцена начинается с жертвоприношения барана, последняя заканчивается убийством ребенка.
«Это фильм о борьбе за выживание, но для меня, как для автора, было интереснее исследовать борьбу, которая происходит внутри человека, между его «хищником» и существом высокого порядка, которое живет в нем и позволяет человеку любить и прощать. Это фильм о той гармонии, что выходит за категории добра и зла», — рассказывал о своей работе режиссер Байгазин.
Совсем другими категориями меряет бывший глава Минкульта Арыстанбек Мухамедиулы. Как-то раз он перечислил ряд фильмов, которые, по его мнению, позорят Казахстан. К ним он отнес картины «Хозяева», «Риэлтор» режиссера Адильхана Ержанова, а также «Уроки гармонии» Байгазина. Позже Мухамедиулы пояснил свою позицию.
«Никто не имеет права критиковать личность, а только продукцию, которую создают. Я четко сказал, что фильм Байгазина «Уроки гармонии» противоречит нравственным устоям, которые есть в любом обществе. Два года назад мы обменялись пожеланиями.
Его фильм «Река» другой, устремлен вперед, показывает сплоченность, нравственные устои, что нельзя предавать друг друга. Можно завоевывать высокие международные награды, не предавая нравственные устои своей нации, страны», — заявил экс-глава Минкульта.
Фото: Sputnik / Болат Шайхинов
Еще один известный кинорежиссер, Ермек Турсунов, столкнулся с настоящей народной ненавистью после премьеры своей картины «Келін». За нее творец получил негласное клеймо «порнографа казахстанского кинематографа».
Сюжет ленты происходит в III-IV вв. нашей эры, в доисламский период, когда перед людьми стояла задача выжить и продолжить род. В этой картине нет слов, только первобытные, шаманические страсти, которые разворачиваются вокруг женщины — природного, родового начала. Есть и весьма скандальные, откровенные сцены, связанные, например, с детьми и зоофилией.
«Меня постоянно спрашивают о козле и ребенке в сюжете и критикуют. Почему мы закрываем глаза на правду? Когда я был маленьким, в Ушконыре жили чабаны. Бывало, по три месяца, полгода и даже год. И когда они возвращались домой, то рассказывали разные истории. Некоторые из них снимали свое сексуальное напряжение с помощью коз и овец. Использовали их, чтобы удовлетвориться. И не только у нас такое было. Это ведь правда, почему мы отказываемся от реальности?.. Я не сделал какое-то открытие, а просто отказался от лжи», — объяснял эту сцену Турсунов.
Фото: azattyq.org
Режиссер также отметил, что фильм не стоит ассоциировать с казахским народом, так как он рассказывает историю древних тюрков.
«Во-первых, там нет никаких упоминаний о казахах. Во-вторых, в начале фильма есть надпись «2-й век». Этот фильм еще не понят казахским народом. Пусть еще посмотрят, обсудят, поругают, покритикуют меня. Может, потом наконец поймут», — ответил он своим ненавистникам.
По словам Турсунова, из-за скандальной картины на него ополчилась куча депутатов во главе с бывшим мажилисменом Бекболатом Тлеуханом.
«Был даже депутатский запрос. Помню, ездил я тогда по фестивалям с фильмом, собирал призы. В Италии даже вышла на сцену Катрин Денев и сказала: «Я хочу обнять этого режиссера, он снял фильм про меня». Возвращаюсь домой, а в аэропорту сразу показывают статью на разворот про меня о том, что я враг народа.
В общем, в 1930-е меня бы уже расстреляли. И за счет этого скандала все и пошло. «Черный» пиар сделал свое дело. А потом меня вызвали в КНБ. Там было все очень серьезно и угнетающе... Заводят в кабинет и говорят: «Поступил запрос от депутатов. Мы обязаны отреагировать. Давайте ваше кино посмотрим», — вспоминал позже режиссер.
Фото: sxodim
К счастью, никакого наказания для творца не последовало, и он продолжил снимать вполне успешные картины — «Шал», «Кенже» и многие другие.
В целом попасть под шквал народной критики в Казахстане несложно. Фильм «Кайрат-чемпион. Девственник №1» тоже критиковали за излишнюю откровенность, «Томирис» Акана Сатаева — за раздутый бюджет на деньги налогоплательщиков, казахско-французскую картину «Кочевники» — за огромные гонорары зарубежным, но не отечественным актерам. А фильмы «Борат» и «Борат-2» вовсе запретили в прокате из-за оскорбления имиджа страны. Но на то оно и искусство, чтобы вызывать дискуссии и ставить перед обществом сложные вопросы.