пятница, 29 марта 2024 г.
icon
448.15
icon
483.46
icon
4.86
Алматы:
icon
9oC
Астана:
icon
4oC
1xadv
×

3 километра от города и 33 несчастья: Жители пригорода Алматы выживают без благ цивилизации

В жилом комплексе «Асыл-Арман» проживает почти 30 тыс человек. Их район расположен у самой границы Алматы, однако местная инфраструктура не дотягивает даже до сельского уровня. Дорогие комуслуги, зловонный запах, отсутствие больниц, школ и переполненные маршруты список жалоб в городской акимат растет с каждым днем. Однако помощи от чиновников жители села Иргели не могут дождаться годами. Подробнее в материале журналиста ИА «NewTimes.kz».

Фото: skcn.kz
Фото: skcn.kz

Жилой комплекс «Асыл-Арман» относится к Иргелинскому сельскому округу Алматинской области. Сами асылармановцы считают себя алматинцами и давно просят присоединить село Иргели в состав города. По факту их дома находятся всего в трех километрах от западной границы Алматы, и большая часть жителей ежедневно ездит туда на учебу или работу.

Сейчас в «Асыл-Армане» проживает более 20 тыс человек. Громадный ЖК состоит из 72 объединенных 9-этажных домов, построенных по госпрограмме «Доступное жилье». Поэтому почти половина всех владельцев квартир — это многодетные семьи и бюджетники.

Фото: elitstroy.kz

Описание жилого комплекса, к слову, звучит очень соблазнительно. На сайте застройщика говорится, что дома отвечают всем «современным мировым архитектурным тенденциям строительства».

«В проекте жилого комплекса «Асыл Арман» мы постарались предусмотреть все необходимое для современной комфортной жизни: собственная инфраструктура, благоустроенная территория для отдыха и досуга, безопасные детские площадки, большое количество парковочных мест, удобный подъезд для личного и общественного транспорта», — гласит реклама строительной компании.

Ничего из этого, по словам местных жителей, не соответствует реальной картинке. Их ЖК фактически отрезан от города, а ежедневные поездки на учебу или работу стали настоящим испытанием.

«Мы неоднократно обращалась в акимат Алматы, к Ерболату Досаеву. Однако чиновники не реагируют на нашу проблему и дают однобокие ответы. За три месяца переписки акимат внятно не ответил на поставленные вопросы. Хотя этой проблеме более семи лет с момента заселения ЖК «Асыл-Арман», — рассказывает жилец дома по имени Газиз.

Мужчина отмечает, что проблемой номер один стал общественный транспорт, соединяющий междугородние маршруты. Речь идет об автобусах №78, 23, 202, 16 и 14.

«В будние дни невозможно проехаться в общественном транспорте. Маршруты №16 и 14 утром отъезжают с конечной остановки ЖК «Асыл-Арман», где переполняются, и на других остановках погрузка пассажиров невозможна. Вообще, наш жилой комплекс с городом соединяет единственный несчастный 16-й маршрут. Маршруты №78 и 23 также приезжают переполненные. Ну просто физически невозможно пройти в салон автобуса», — сетует Газиз.

В ответ на жалобы жильцов в акимате сообщили, что сократят интервал общественного транспорта на 8-15 минут. Однако эти меры бесполезны, если единственный маршрут между ЖК и Алматы по утрам обслуживают всего два автобуса.

«На второе обращение к акиму мне ответили, что в ближайшие два месяца ожидается поступление новых 12-метровых автобусов, которые будут заменены на маршруте №16. И якобы объявлен конкурс на право обслуживания маршрута, а по его результатам будет определен перевозчик.

Но все еще непонятно, как будут решать проблему общественного транспорта и почему этот вопрос так затягивается? Как будто специально вызывают напряженность у людей», — отмечает асылармановец.

Недовольны жильцы и маршрутом №202, соединяющим Алматы и Каскелен.

«Этот маршрут проезжает мимо населенного пункта по улице Ташкентской. Его как будто специально проложили там, где людей намного меньше, — вдоль трассы Алматы — Бишкек. Понятно ведь, что скопления пассажиров в Каскелене больше, прибыль будет больше, так почему бы не изменить направление маршрута?

Возникает подозрение, что местные власти заинтересованы не менять маршрут в пользу частных перевозчиков и маршрутных такси. Увы, до власти тяжело достучаться из-за безграмотности или халатного отношения сотрудников госорганов к своим обязанностям», — возмущается алматинец.

Эту проблему редакции NT прокомментировали в УВП Алматинской области. Чиновники ссылаются за закон «Об автомобильном транспорте» и обещают, что КГУ управление городской мобильности города Алматы обновит подвижной состав по маршруту №16.

Фото: skcn.kz

Жители ЖК «Асыл-Арман» надеются, что после присоединения села Иргели в состав Алматы ситуация изменится. В марте этого года на сайте alash.online даже появилась петиция, которую подписало более 2,5 тыс человек.

«80 процентов жителей комплекса работают и зарабатывают именно в городе. Но из-за областной прописки жители ЖК сталкиваются с многочисленными проблемами: высокие цены на коммунальные услуги, неудобные маршруты пригородного общественного транспорта, отсутствие школ и государственных детских садов, отсутствие возможности участвовать в городских ипотечных и других программах.

Из-за отсутствия благ цивилизации жителям приходится везти своих детей в городские школы через пробку вдоль рынка «Алтын Орда». Недостроенные развязки и пешеходные мосты — одна головная боль асылармановцев», — говорится в тексте петиции.

Еще одна причина, по которой люди стремятся стать частью города, — стихийная торговля по всей территории ЖК. Жители жалуются, что местные предприниматели буквально захватили подвалы многоэтажек и у них царит полная антисанитария. В результате вокруг дома стоит зловонный запах, а воздух полон вредных веществ.

На эту проблему асылормановцы жаловались еще несколько лет тому назад. По их словам, в 500 метрах от ЖК расположены отстойники производственных отходов бумажно-картонной фабрики. Туда также сливаются канализационные стоки от частных домов соседнего поселка Абай.

«Жителями за собственный счет был сделан анализ воздуха, где выявлено превышение концентрации метана, аммиака и иных вредных веществ. Отсюда можно делать вывод, что озера ядовитые. По обращениям жителей неоднократно проводились проверки, которые установили нарушения экологических и санитарных норм.

Скриншот из видео gm_asyl_arman

На завод жители подавали в суд. Но он отклонил иск жителей о закрытии вредной фабрики, а акимат в своих ответах ссылался на то, что остановить работу бумажной фабрики невозможно. После долгих разбирательств в 2017 году акиматом района и области было принято решение построить сети канализации и подключить завод к новым сетям.

Акимат района должен был взять на себя рекультивацию земель из-под отстойников. Однако ни в 2018-м, ни в 2020 году сети не закончили, а отходы фабрики до сих пор сливаются в открытый водоем », — рассказывал член инициативной группы жителей жилого комплекса «Асыл Арман» Есиркен Шерхан.

Неприятный запах в жилом массиве действительно исходит от полей фильтрации ТОО «Казахстан Кагазы». Об этом редакции NT рассказали в отделе ЖКХ, ПТ, АД и ЖИ Карасайского района.

«Для решения вопроса данной организацией ведутся работы по разработке ПСД для подключения к коллектору города Алматы», — заявляют чиновники.

Между тем в администрации сельского округа Иргели, к которому относится ЖК, лишь разводят руками. По их словам, присоединение «Асыл Армана» к Алматы — вопрос республиканского значения.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 6
Забавно 58
Сочувствую 2
Возмутительно 1