Три года Карагандинскую область возглавлял Женис Касымбек, недавно ставший акимом Астаны. За это время он показал себя руководителем, который не мог решительно ударить кулаком по столу и крепким словцом поставить на место зарвавшихся подчиненных. Какой след в жизни региона оставил Женис Касымбек, попыталась понять собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Валентина Агапова.
Женис Касымбек – десятый по счету и самый молодой аким Карагандинской области. Когда он сменил министерское мягкое место на кресло в администрации угольного региона, ему было 44 года. Тогда Жениса Махмудовича называли руководителем новой формации и возлагали на него большие надежды. Мол, вот он сейчас ударит кулаком по столу, подключит свои столичные связи и начнет решать самые застарелые проблемы – с промышленными выбросами, с общественным транспортом и с ремонтом дорог. Последние, надеялся народ, вообще должны были стать лучшими в Казахстане. Почему? Потому что до приезда в Караганду господин Касымбек возглавлял министерство индустрии и инфраструктурного развития.
Однако крепкого хозяйственника из него не получилось. Кулаком по столу Женис Касымбек не стучал, голос на подчиненных не повышал – даже на тех, кто провинился. Порой, во время публичных выступлений, акима было трудно расслышать. Говорил он тихо и, казалось, неуверенно – не спасал даже микрофон.
На долю Жениса Касымбека выпало испытание пандемией коронавирусной инфекции. Надо сказать, что он выдержал его с достоинством. Аким первым в Карагандинской области сделал прививку от COVID-19, надеясь, что народ последует его примеру. Он не пугал людей штрафами за нарушение карантинных ограничений и без труда перестроил работу своих подчиненных на онлайн-режим. Даже встречи с журналистами Женис Махмудович проводил в приложении Zoom.
Черный снег«Я предупреждаю: наказание за подобные проступки будет очень жестким! – заявил тогда Женис Касымбек. – Здесь нарушены все нормы служебной этики государственного служащего. Не обесценивайте ту работу, которая проводится в области по противодействию коронавирусной инфекции. Не заставляйте наших жителей разочаровываться! Нарушители, невзирая на статус и место работы, будут нести ответственность!»
А еще на голову Жениса Касымбека «выпал» черный снег. Ему пришлось решать экологическую проблему Темиртау, который входит в тройку самых грязных городов Казахстана. Борьба за белый снег и чистый воздух шла все три года, в течение которых Касымбек руководил Карагандинской областью, но победой не увенчалась.
А началось все в 2019 году, когда темиртаусцы стали публиковать в соцсетях фотографии снега из своих дворов, покрытого слоем сажи и надписями «SOS!!!». Люди жаловались, что их травит металлургический комбинат компании «АрселорМиттал Темиртау». И это действительно так. На долю предприятия приходится около 80% всех вредных выбросов. На головы местных жителей ежегодно выпадает около 300 тыс тонн сажи, тяжелых металлов, аммиака, фенолов и сероводорода.
«Я специально объезжал город и видел этот не белый, мягко говоря, снег, — обратился зимой 2020 года к жителям Темиртау Женис Касымбек. – Я всегда слежу за обстановкой, отслеживаю публикации в социальных сетях. И в решении этой проблемы я буду очень настойчив. Я думаю, большую часть вопросов, связанных с экологией Темиртау, мы сможем решить раньше 2024 года».
К 2025 году количество выбросов от металлургического комбината должно снизиться на 30% — до 149 тыс тонн в год. Однако пока результаты плачевные. За год произошло снижение всего на 4 тыс тонн. И это только пыль. О других вредных веществах речи не идет.
Аварии на шахтахЗа то время, пока Женис Касымбек стоял у руля промышленного региона, произошло две аварии с человеческими жертвами. В ноябре 2021 года на шахте «Абайская» погибли шесть горняков, а ровного через год со смены не вернулись пять бурильщиков шахты имени Ленина. Аким области проявил выдержку. Господин Касымбек выразил соболезнования родным погибших шахтеров и стал, можно сказать, арбитром в трудовом споре между горняками и их работодателем – компанией «АрселорМиттал Темиртау».
«Нам вместе предстоит принять справедливые решения по улучшению условий труда работников «АрселорМиттал Темиртау», — отметил на одном из заседаний Женис Касымбек. – Мы все заинтересованы в стабильной и безопасной работе шахт. Прежде всего, должны быть учтены интересы работников».
Тогда горняки выдвинули 12 требований, в числе которых повышение зарплат, обновление оборудования шахт, обеспечение безопасности труда и снижение пенсионного возраста. Комиссия, которую возглавлял Касымбек, заседала год, но все требования так и не были выполнены.
Читайте также: «АрселорМиттал Темиртау» нарушает законодательство – президент
Шахтеры добились индексации окладов, досрочной выплаты 13-й зарплаты, обновления парка рабочих автобусов и спецодежды. Но самые важные требования – об устранении дефицита кадров и улучшении безопасности труда – все еще остаются на повестке дня.
Что построил Касымбек?Подводя итоги работы акима, принято говорить о том, какой след он оставил в облике своего региона. К примеру, при Нурлане Нигматулине в Караганде построили Казахский драматический театр имени Сейфуллина. До этого у актеров не было своего здания. В бытность акимом области Серика Ахметова на Юго-Востоке Караганды появились сразу три спортивных объекта – Ледовый дворец «Караганда-Арена», центр бокса имени Сапиева и теннисный центр. А что построил Женис Касымбек? Этот вопрос журналисты однажды задали главе региона. Вот что он ответил:
«Я не могу сам себе дать оценку. Это должны сделать другие люди — жители области или мое руководство. Но могу сказать, что я работаю честно».
Мы не сомневаемся в честности господина Касымбека. Но с сожалением констатируем, что при нем ни в Караганде, ни в других городах области не появилось ни одного знакового объекта.
Фото автора и с сайта акимата Карагандинской области