Жилой комплекс «Гранд Астана» расположен близ главной площади Казахстана — Независимости. Из него открывается вид на Дворец мира и согласия, он соседствует с элитными австрийским, итальянским, английским и французским кварталами, во дворе стоит школа-лицей №72. Только жизнь в престижном районе вносит свои коррективы, и 19-этажный ЖК уже не первый год испытывает жильцов на прочность. Обитатели «Гранд Астаны» буквально поделились на две стороны — «за Оспанова» и «за Макишева» и никак не могут поделить обязанности. По версии одной стороны, средства на ремонт тратятся непонятно кем и непонятно куда и им судом запретили обращаться в ЦОН и департамент юстиции. По версии другой стороны, те самовольно избирали председателя ОСИ, сфальсифицировали подпись и печать. Обо всем по порядку расскажет журналист ИА «NewTimes.kz».
История берет начало с 2019 года, когда жилой комплекс перешел в управление КСП/К по Калдаякова, 11, которым руководили четыре человека: некие Самат Казкенов, Гульжан Джумагалиева, Гаухар Абирбекова и Ербол Оспанов. Тогда-то, по мнению одной половины жильцов, в бочку меда и попала ложка дегтя. За время председательства этих людей жильцы столкнулись с отсутствием отчетов, вечными судами и хамским отношением к себе. А за неудобные вопросы их тут же удаляли из общедомовых чатов.
Точки кипения они достигли в 2022 году, когда производились сборы на теплообменники и кровлю. Пока нужная сумма не была собрана, КСП/К отключал в доме воду и останавливал работу лифтов. Однако вторая сторона этот факт опровергает и заявляет, что это их не запускали в паркинг, пока члены КСП/К не подпишут опросные листы.
По словам собственника квартиры и активиста Армана Макишева, ежегодно в дом поступало 72 млн тенге на эксплуатационные расходы, но целевых сборов все равно не хватало.
Совместными жалобами и собраниями вместо КСК создали ОСИ, но жизнь лучше не стала. Даже когда переизбрали управляющего вместо Ербола Оспанова изменений не было. Только в октябре прошлого года жильцы выдохнули — управляющим ОСИ был назначен Арман Макишев. Правда, ненадолго: через пять месяцев вернется старый председатель, Ербол Оспанов и все протоколы собраний жильцов признаются недействительными. По словам Макишева, судья межрайонного суда запрещает жильцам сдавать протоколы в ЦОНы и департамент юстиции Астаны.
«Наш дом утопает в разрухе, и мы, как жители, уже не можем терпеть произвол от управленцев дома, которые в течение пяти лет не вкладывают в его развитие, — рассказывает Арман Макишев. — Наши чаяния были разрушены еще судебной системой, которая нас не слышит и отменяет наши собрания. За эти два года мы проводили три раза собрания, собиралось более 300 человек (50% жителей дома), мы выбирали нового председателя, совет дома. Но эти протоколы одним решением суда отменяются по каким-то формальным обстоятельствам.
В дом поступает более 72 млн тенге эксплуатационных расходов. Но дом не развивается ни в какой части — ни в инженерной сети, ни в кровле, ни в подъездах. Все приходит только в упадок.
Ярким примером может послужить то, что в 2022 году кровля над первым подъездом заливала лифтовую шахту. Лифты остановили на месяц и собрали с жителей первого подъезда 500 тыс тенге. Куда деваются наши эксплуатационные взносы, нам отчеты ОСИ не предоставляет».
Сторона Макишева намерена обратиться в прокуратуру, уполномоченные органы по правам человека, подать жалобы в апелляционный суд Астаны, в Верховный и Конституционный суды РК.
Журналист NT поговорила и с другой стороной, у которой тоже имеется своя правда на этот счет.
Член совета дома Гаухар Абирбекова рассказала, что инициировали собрание о создании ОСИ в апреле 2022 года. Была предложена кандидатура действующего председателя КСП/К Ербола Оспанова, выставил свою кандидатуру и Арман Макишев. Среди шести кандидатов победил Ербол Оспанов. Однако в августе этого же года Арман Макишев и «другая сторона» устраивают свои собрания и избирают своего председателя ОСИ и отдельный совет дома.
«Второе ОСИ они не создавали, а использовали БИН одного ОСИ и делали все в его рамках. Когда изначально избирали председателя, Макишев был в протоколе, но он оспаривал протокол в суде. Сказал, что были ущемлены его права, что его на собрании не было. Мы же в суде доказали обратное, приложили видео, что он был», — поделилась Гаухар Абирбекова.
Согласно закону «О жилищных отношениях», председатель избирается на один год. В 2023 году прошло очередное собрание с повесткой — продление полномочий Оспанова или переизбрание нового председателя. Арман Макишев по этому протоколу не прошел снова, по словам Гаухар Абирбековой, он набрал всего чуть более 30 голосов.
«Мы ни в коей мере не ущемляли его права, — продолжает женщина, — но у Оспанова было больше голосов, и он продлился на год. И совершенно случайно мы узнаем, что Макишев как-то стал председателем. Естественно, мы обратились в департамент юстиции.
В вечернее время он вламывается в офис ОСИ, опечатывает его, вызывает полицию, в ее присутствии вскрывает дверь, заходит и опечатывает снова. Нам туда уже доступа нет. Мы даже дом не сдали, разбирались в судебном порядке. С октября по январь был один судебный процесс, который мы выиграли».
В сторону Абирбековой поступали обвинения в подделывании подписей в опросных листах, хищении и воровстве и т. д.
«В репортаже они сказали про 72 миллиона. Откуда они взяли эти 72 миллиона? Если мы воры — подавай в суд, доказывай. У нас в стране существует презумпция невиновности. И до тех пор, пока твоя вина не доказана, кидаться такими словами и обвинениями нельзя. У них были необоснованные обвинения. В октябре прошлого года они открыли уголовное дело на ОСИ. До сих пор это дело просто стоит. Восьмой месяц пошел, дело не возбуждается и не прекращается», — возмущается она.
Гаухар Абирбекова сообщила журналисту NT, что та сторона сфальсифицировала печать.
«Они подделали печать, но в суде объяснили как его дубликат, хотя такого понятия, как «дубликат печати», у нас нет. Печать одна. Они себе придумали новый термин и на основании дубликата печати пошли в департамент юстиции под БИН ОСИ. Грубо говоря, они сфальсифицировали документы и вводят в заблуждение. В судебном порядке это все было доказано. Печать была похожая на нашу, и, если бы не уверенность в том, что печать была у Оспанова, мы бы поверили. Мы тут же подали заявление в полицию, но все ушло в номенклатурное дело. Оно оставлено без рассмотрения, так как нет состава преступления!
Все заявления, которые мы подаем, — о взломе офиса, подделывании печати — все в номенклатурное дело. Ноги точно откуда-то растут!» — уверена член совета дома.
Пока две стороны ищут справедливость и обвиняют друг друга, жилой комплекс лучше не становится: весь паркинг стоит в лужах, и в эти дождливые дни ситуация только усугубляется.
Здесь темно и сыро, как в неухоженном подвале, на стенах — плесень.
С разных сторон слышатся капли воды, усердно падающие мимо навесов под потолком.
А местами не просто капли, а настоящие струи: навесы не выдерживают такого количества воды, и в дождливую погоду здесь непрерывно льется вода.
Одним паркингом проблемы не ограничиваются. Например, глядя на детскую площадку, на которой лежит кирпичная облицовка, можно сделать выводы об этом ЖК. Да и от качелей здесь осталось только название и цепи.
Подъезды здесь небольшие, не более четырех квартир на каждом этаже, три лифта и один общий балкон. За таким небольшим помещением ухаживать нетрудно, кто-то даже украшает подъезд комнатными цветами.
Однако, по словам некоторых жильцов, в дом регулярно заявляются незваные гости — тараканы. Они были замечены жильцами и в квартирах, и на лестничных площадках. Что касается мусоропровода, то он заварен.
С общего балкона на 17-м этаже открывается впечатляющий вид на Президентский парк и Дворец мира и согласия.
Правда, жители балконом совсем не пользуются, только в качестве кладовой.
Пока работают лифты, аварийный выход стоит за ненадобностью.
Находиться здесь не только некомфортно, но и опасно: отсутствует не только напольное покрытие, но и участок бетонной плиты, проходить по шатким ступеням очень страшно.
А ведь дом из 520 квартир и 36 нежилых помещений не является аварийным.
Фото ИА «NewTimes.kz»