После освещения состояния аварийных общежитий в наших материалах в редакцию ИА «NewTimes.kz» обратились жильцы дома по Ықылас Дүкенүлы, 21/1. Их общежитие, построенное в 70-х годах прошлого столетия, с годами только «молодеет». Сначала его признали аварийным, а после одной манипуляции этот статус убрали. Почему так произошло и каким оно выглядит спустя 50 лет постройки, выясняла журналист NT Владислава Гришина, заодно заглянув в другое аварийное общежитие, находившееся неподалеку.
Жильцы общежития по адресу: Ықылас Дүкенүлы, 21/1 обратились в редакцию NT за помощью.
«Сделайте обзор нашего общежития! Со стен падают кирпичи, и мы боимся, чтобы они не упали на людей. Хотим обратить внимание акимата, чтобы они устроили проверку», — написала Айгерим Алдуова.
По словам жительницы, снос соседнего общежития начали в конце 2023 года. Сейчас же на его месте — руины.
Площадку от мусора пока не расчистили, и под что отведена территория, пока неизвестно.
Общежитие же под номером 21/1 утопает в зелени и на первый взгляд чувствует себя бодро.
До 2006 года оно являлось аварийным, но по просьбе некоторых жильцов общежитие не снесли, а добавили к нему пристройку, которую можно отличить по цвету. Теперь за счет нее изношенность дома снизилась до 47%, и снос отменили.
Результат не удовлетворил другую группу жильцов, и с проблемным домом пришлось мириться. Жить-то как-то надо! Поэтому вместе с КСК «Дружбой» они принялись за ремонт аварийного жилища.
Встретил журналиста NT просторный тамбур.
Жильцы поменяли здесь даже плинтусы, заделали дыры в стенах, добавили к окнам подоконники, и некогда деревянный тамбур преобразился.
Коридоры делят два лестничных марша. Стены окрашены в бело-зеленые цвета, иногда встречаются надписи.
Линолеум рвется по швам.
О стенах не скажешь лучше: обшарпанные, в желтых подтеках.
Подоконники вообще будто пережили войну.
Тем не менее состояние общежития на Ықылас Дүкенүлы, 21/1 явно лучше, чем в других, что обошла журналист NT.
«У нас сухой подвал. Тепло каждую зиму. У нас хоть какая-то крыша над головой, мы живем и радуемся, — поделилась активистка дома Наталья. — Конечно, мы за снос двумя руками! Но мы, может быть, еще лет десять простоим, не заваливать же дом до сноса».
Также журналист NT поговорила с председателем КСК Зинаидой Духайло.
«До меня здесь работала председателем другая женщина. Нам сдали дом голый. Здесь не то что насосов не было — ни одной отвертки! Не было обыкновенной питьевой воды, в трубах лежали фекалии, подвал был затопленный. Я была вынуждена подключиться. Я же здесь живу.
Меня назначили исполняющей обязанности директора ТОО «Адиль». Когда я приняла общежитие в 1997 году, оно было ужасным!» — поделилась старожил и активистка дома.
Рассказала, что в качестве рабочей силы за хлеб и за кров здесь трудились люди без определенного места жительства.
Читайте также: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят» - на примере трех общежитий в Астане
Фотографироваться Зинаида Духайло отказалась, зато показала бойлерную и душевые.
Воспользоваться душевыми могут люди, даже не проживающие в общежитии. Так, для местных полчаса стоит 400 тенге, для посторонних — 500. Детям до 10 лет — 250 тенге.
В каждом туалете — по три неприватные кабинки. От лишних глаз закрывает лишь стеночка, но, как оказалось, раньше было еще хуже.
«У нас туалеты были как на вокзале — в полу. Из них вытекали фекалии с червями. Я с жильцами все это вычищала», — рассказывает Зинаида Духайло.
Умывальники в отдельной комнате напротив. На каком-то этаже с зеркалом, на каком-то без.
Некоторые жильцы используют их как кухонные раковины, забивая их супом или макаронами.
Заботу о доме разделяют не все жильцы. Женщина облагородила даже детскую площадку.
«Заборчики приварили, все ровненько стоят. А раньше их не было. «А тебе это надо? — озвучила возмущения жильцов женщина. — Мы сноса хотим, а ты заборчики привариваешь!»
Однако теперь деваться некуда, сноса могли добиться еще в 2006 году, если бы не ошибка других жильцов. Сейчас в числе аварийных общежитие не числится, а «грызть фундамент зубами» нынешний председатель не собирается.
Общежитие по адресу: Жеңіс, 75 видел каждый, кто живет на правом берегу столицы. Светлое пятиэтажное здание стоит напротив колледжа КазНУИ, колледжа управления и агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина. Именно здесь открылась ближайшая для студентов полиграфия, и мало кто знает, что построенная в 70-х годах прошлого столетия «общага» признана аварийной.
Вход осуществляется через один подъезд, но ведет не в тамбур, а сразу на лестничный марш.
Синяя краска местами облезла, линолеумы пестрят заплатками.
В окнах выбиты стекла, а пространство между ними без зазрения совести жильцы забрасывают мусором. От сигаретных окурков и грязи оконные рамы стали черными.
Санузлы на каждом этаже все «лучше и лучше». Какой вариант интереснее и практичнее, ответить сложно. Один унитаз завален фекалиями, что побрезгуешь пользоваться, на другой нужно забираться как на трон.
Более того, как сообщил журналисту NT местный, женских и мужских санузлов здесь нет — все общие.
Администрация общежития все-таки пытается приучить жильцов к порядку, распечатывая на листе свои просьбы.
«Не оставлять мусор в коридоре, в умывальнике, туалете. Доносите мусор до контейнера. Это ваш дом! Уважайте себя», — гласит призыв.
Сдают комнаты за 60 тыс тенге, продают свыше 20 млн тенге.