В Астане установили цветные контейнеры для раздельного сбора мусора, обещая экологичное будущее с сокращением свалок и стимулом к переработке. Однако выяснилось, что мусоровозы смешивают весь отсортированный мусор, сводя усилия жителей на нет. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Алия Рахимова выяснила, почему система раздельного сбора в реальности не работает.
Система раздельного сбора мусора в Астане появилась в 2018 году. Городские власти установили цветные контейнеры: желтые для сухих отходов (пластик, стекло, бумага) и зеленые для органических и пищевых остатков. Идея заключалась в упрощении сортировки на перерабатывающих комплексах, увеличении переработки и сокращении объемов захоронений на полигонах.
До 2022 года расходы на раздельный сбор и вывоз мусора в Астане покрывались за счет расширенных обязательств производителя (РОП). Это позволяло компаниям, таким как ТОО Clean City NC (ныне ТОО «СпецТех» ЖКХ), закупать технику для раздельного вывоза. Однако после того, как правительство прекратило деятельность «Оператора РОП» финансирование программы резко сократилось. Дополнительно усложнило ситуацию то, что тарифы на сбор и сортировку мусора не пересматривались с 2020 года.
С ростом строительства и появлением нового жилья в Астане объем отходов значительно увеличился. Мощности компаний перестали справляться с возросшими нагрузками, и основной задачей стало своевременное избавление дворов от мусора для предотвращения антисанитарии. В результате компании стали использовать один мусоровоз для всех отходов, фактически отказываясь от раздельного сбора. Известно, что по Астане сортируется всего 5% ТБО.
Мусоросортировочный комплекс, построенный в 2012 году, ежедневно обрабатывает более 1,2 тонны отходов, но переработка остается ограниченной. Комплекс сортирует пластик для вторичной переработки, а не перерабатываемые остатки брикетируются и отправляются на полигон. Однако из-за отсутствия раздельного сбора на уровне контейнеров эффективность сортировки снижается, так как в общий поток попадает смешанный мусор.
Непродуманная установка заглубленных контейнеров (молоков) без функций для разделения мусора также затруднила задачу. Застройщики начали их устанавливать, и эта система начала подменять цветные баки, что еще сильнее нарушило возможность раздельного сбора.
Руководитель ТОО «Taza Zher Capital» Багдаулет Жумагалиулы признал, что система сортировки мусора в Астане не функционирует. По его словам, компания вывозит отходы в одном мусоровозе, несмотря на установленные раздельные контейнеры.
«Не имеет смысла, все равно мусор вываливается в одно место. Сортировку делают на заводе. Он только один. Хоть какой контейнер поставьте, все равно вываливается в одно место», - пояснил Багдаулет Жумагалиулы.
Акимат Астаны признал существование проблем с раздельным сбором отходов, вызванных финансовыми и инфраструктурными трудностями. В июне 2023 года был проведен конкурс, по итогам которого сбором мусора в городе занимаются четыре компании: Clean City NS (район «Алматы»), Гор Ком Транс («Байконыр»), TAZA ZHER CAPITAL («Есиль» и «Нура») и Zero Waste («Сарыарка»). На маршруты выделено 95 машин, в том числе 14 для заглубленных контейнеров.
Для решения проблемы разрабатывается программа управления отходами до 2028 года. Она предусматривает пересмотр тарифов, что должно позволить компаниям закупать оборудование для раздельного сбора.
Ежегодно в Астане закупаются новые контейнеры:
Простая арифметика: если суммировать уже купленные контейнеры (5123) на минимальную стоимость одного (90 000), то получится 461 млн тенге. То есть 461 млн был затрачен впустую.
Стоит отметить, что компании содержатся за счет коммунальных выплат. Акимат лишь объявил конкурс на выполнение работ. По тарифу астанчане платят организациям за оказанные услуги. На данный момент стоимость вывоза мусора за одного человека составляет 414 тенге.
Непродуманное внедрение системы не только мешает развитию раздельного сбора, но и вызывает разочарование у жителей столицы. Многие уже потеряли интерес к сортировке, видя, что их усилия оказываются бесполезными, когда отходы все равно смешиваются.
Урбанист Дмитрий Димов о реальной ситуации с сортировкой мусора в Астане:
«Раньше с этим было не лучше, но и сейчас особых изменений, кроме красивых контейнеров, не видно. Представьте, кто-нибудь из вас когда-нибудь видел, чтобы мусор из раздельных баков увозился разными машинами? Я таких примеров не знаю. Весь мусор, будь то пищевые отходы или перерабатываемые материалы, часто загружают в один и тот же мусоровоз. То же самое касается и уличных баков: они оформлены как раздельные, но на практике уборщики собирают всё в один контейнер. Горожане могут стараться и сортировать мусор, как положено, но на этом цепочка заканчивается. Все отходы, в итоге, смешиваются при вывозе. Конечно, это шаг вперед, что мы движемся к раздельному сбору, и без этого не обойтись — бесконечно складировать мусор вокруг города невозможно. Но для успеха нужна реальная система, где каждый этап цепочки будет работать ответственно».
Пока в городе не решены вопросы с тарифами и не создана единая система раздельного сбора на всех уровнях, раздельные баки остаются скорее символом, чем действенной мерой.
Экоактивистка Сания Аринова считает, что для полноценной работы системы необходимо следующее:
Экоактивисты и представители городского акимата Астаны сходятся во мнении, что раздельный сбор мусора — это важный первый шаг к экологичному будущему столицы.
«Несмотря на текущие сложности с логистикой и недостаточную координацию между мусоровывозящими компаниями, сами по себе цветные контейнеры — хороший сигнал к развитию системы экологически устойчивого управления отходами. Преодоление этих начальных этапов поможет городу улучшить инфраструктуру и повысить осведомленность населения, что в будущем позволит достигнуть большей эффективности в переработке и утилизации отходов», - считает Сания Аринова.
Идея раздельного сбора мусора давно успешно применяется в крупных городах, где власти осознают важность переработки и необходимости сортировки отходов. Однако в текущей ситуации система сбора и вывоза мусора оставляет желать лучшего.