пятница, 11 июля 2025 г.
icon
518.34
icon
607.91
icon
6.66
Алматы:
icon
25oC
Астана:
icon
27oC
×

400 фотоаппаратов и магнитофон Игоря Талькова. Что хранит на чердаке подполковник из Шымкента

Полицейский из Сайрама превратил чердак своего дома в настоящий музей раритета. В его коллекции – советские радиоприемники, аудиокассеты, фотоаппараты, часы. Корреспонденты ИА «NewTimes.kz» увидели мастерскую подполковника полиции и узнали, почему местные жители готовы были отдать мотоцикл за один магнитофон.

Фото ИА «NewTimes»/Турар Казангапов
Фото ИА «NewTimes»/Турар Казангапов

На первый взгляд, это обычный частный дом в одном из жилых массивов Шымкента – Сайраме. 

Как оказалось, дом хранит в себе историю — его владелец превратил чердак и второй этаж пристройки в музей с раритетными вещами.

По словам 46-летнего Сухраба Ирназарова, коллекционировать винтажные предметы он начал случайно, по стечению обстоятельств. 


«Я построил баню, но не хватило денег на отделку. Так и находилось все в черновом состоянии. После решил на стены повесить свои грамоты, награды. И как-то повесил старый радиоприемник. Понравилось. Стал ходить по барахолкам, базарам, искать радиоприемники. Сначала покупал вещи как экспонаты, но потом уже стал приобретать  аппараты в рабочем состоянии. Познакомился с другими коллекционерами, и понял, что можно обмениваться: фотоаппарат на магнитофон, кассету на игрушку, и «пошло-поехало». Сейчас беру все подряд – фотоаппараты, радиоприемники, магнитофоны, часы, телефоны», – поделился коллекционер. 

Сухраб Ирназаров – подполковник полиции, работает в органах 27 лет. Воспитывает вместе с супругой пятерых детей. 

«Я родился в Сайраме. В правоохранительных органах служу с 1998 года. Начинал карьеру в Павлодаре. В 2003 году перевелся на малую родину. Работал в уголовном розыске, потом преподавал в Шымкенте в школе МВД. Сейчас работаю в штабе. Мой дед – подполковник в отставке, отец тоже служил», – рассказал герой нашего репортажа. 

О коллекции Сухраб рассказывает спокойно, без эмоций, как будто речь идет не о сотнях вещей, а о чем-то привычном.

По словам коллекционера, фотоаппаратов — больше четырехсот.

 

Радиоприемников – около сотни.

И штук восемьдесят магнитофонов.

Аудиокассет — тысяча.

Также есть пластинки, CD, катушки, фоторужья, проигрыватели, телефоны и еще много чего.

По словам Сухраба Ирназарова, всего у него хранится около тысячи экспонатов. 

Многое из коллекции – редкое, дефицитное.

Например, магнитофон со студии, где записывал песни советский исполнитель и музыкант Игорь Тальков.

А также проигрыватель, подаренный в приданое. Как и фоторужье, через которое можно снимать Луну.

Большая часть ратитных вещей находится на чердаке.

Второй этаж бани, где «поселились» первые экспонаты, теперь – мастерская Сухраба.

Коллекционер не просто хранит вещи, он их чинит, собирает из разных частей, превращает в светильники, композиции и арт-объекты.

«Работа у нас непростая, морально тяжелая. Приходишь вечером, и хочется переключиться. Я делаю это таким образом. Иду в мастерскую, что-то собираю. Иногда полчаса, порой два часа, главное, чтобы было настроение. Без него ничего не получается», – рассказал он.


«Могу из ненужного хлама сделать сувенир или арт-объект. Беру, скажем, старую швейную машинку, добавляю вентилятор, трубу, манометр и получается уникальная штука. что-то из этого продал и купил смартфон. Конечно, не все поделки покупают. Если из шашлычных шпажек, вряд ли. А вот из швейной машинки я изготовил несколько сувенирных автомобилей, их быстро раскупили автосалоны», – поделился Сухраб Ирназаров.

По словам героя публикации, он и за день может что-нибудь смастерить. Бывает, неделю ничего не собирает. Этот стол из аудиокассет Сухраб соорудил за несколько дней. 

— Что вы слушаете? Может, есть любимые композиции? 

— У меня кассеты, CD-диски, есть даже катушки с оригинальной записью. Иногда сам записываю. Музыка нравится любая, главное, чтобы была качественная. Аналоговый звук он, знаете с душой, с характером. А вот в цифровые диски без «души».

— Вы что-то продаете из своей коллекции?

— Продаю дубликаты. Коллекционер рано или поздно начинает продавать. У меня, например, было три одинаковых «Зенита». Один оставил, два продал. Швейную машинку переделал, продал, купил нужную вещь. Можно сказать, что покупка раритетных вещей — это инвестиции, а коллекция — мой банк. Когда нужны деньги, могу что-то продать другим коллекционерам или любителям антиквариата. Но самое главное в винтажных вещах — ничего не менять, тогда их стоимость сразу снижается.

— Как семья относится к вашему хобби?

—Сначала жена не понимала, говорила: «Опять хлам принес». Когда я стал все аккуратно расставлять и оформлять, она смирилась. Сейчас уже предлагает сама: «Сделай тут полку, это сюда поставь». Дети тоже интересуются. Старшие дочки помогали наводить порядок в мастерской, пока не поступили в университет. А вот младшие не хотят пыль  вытирать, но играют здесь с удовольствием.

По словам коллекционера, большая часть его экспонатов советского периода. 

«У этих вещей есть история. Новые уже не то, «бижутерия», скажем так. Я приобретаю не саму вещь, а ее историю. Сами знаете, раньше на все был дефицит. Люди годами ждали очередь, чтобы купить себе что-то, будь то проигрыватель или посуда. Помню, как у нас на селе мужчина отдал мотоцикл ради магнитофона. Отсюда и ценность, и другое отношение. Наверное, я из того поколения, для которого каждая покупка имела значение», — отметил коллекционер.

— Что будет с коллекцией потом? Передадите в музей или продадите? 

Не знаю. Люди говорят, что после меня дети все это выкинут. Может, и так, но пока я здесь, мое дело живет. Сейчас для меня это смысл, я этим дышу. Потом – как Бог даст. Я не зацикливаюсь. Главное то, что сейчас мне это нужно.

Что думаете об этом?
Нравится 7
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0