Алматы — лакомый кусочек для урбанистов. Учитывая любовь алматинских властей к масштабным реконструкциям и трансформациям, экспертам всегда есть, что обсудить. Но бордюры и БРТ — не единственные излюбленные темы алматинцев. Еще один больной вопрос — это стихийные парковки, происхождение которых изучал корреспондент ИА «NewTimes.kz».
В южной столице хватает проблем – такова уж участь всех крупных городов. К тому же, Алматы развивается несмотря ни на что, и признаками роста являются увеличение количества жителей, строительство новых микрорайонов и развязок, а также, например, проведение экспериментов по трансформации части улиц в пешеходные. При всем при этом, увеличивается и количество автомобилей. Люди пока не так активно пересаживаются на велосипеды, скутеры и метро – и по объективным причинам. Во-первых, есть сезонность: продолжительная зима не способствует поездкам на двухколесном самодвижущемся транспорте, во-вторых, еще далеко не весь город охвачен маршрутами и ветками подземки. В-третьих, количество велодорожек – их пока недостаточно и они не объединены в единую сеть. А что касается обычного общественного транспорта, то алматинцы не перестают жаловаться и на качество сервиса, и на поведение водителей, и этот фактор тоже объясняет нежелание горожан делать выбор в пользу автобуса и отказываться от собственного авто.
Надо признать, инфраструктура не всегда успевает меняться в лучшую сторону в соответствии с планами городской администрации, которая выбрала для своих урбанистических опытов лишь несколько улиц и районов города. И как основной индикатор того, что еще не все хорошо – это стихийные парковки — неорганизованные скопления автотранспорта, где автомобили оставляют на свой страх и риск, очень часто отдавая от 100 до 200 тенге за ночь сомнительным личностям, которые именуют себя парковщиками.
Если задаться вопросом: а сколько их, нелегальных парковок, в нашем городе, кто-то ответит – сколько дворов, столько и парковок, а кто-то начнет подсчитывать и скажет, что их тысячи. И будет не так далек от истины. И все-таки, сколько же их?
Мы сделали запрос в «Алматы Паркинг» по количеству стихийных парковок, и вот какие места они нам перечислили:
— По Байсеитова между Гоголя и Жибек Жолы после 18.00
— По Панфилова между Жибек Жолы и Макатаева (круглосуточно)
— Ул. Станкевича
— По Тулебаева от Гоголя до Жибек Жолы
— По Айтеке би между Тулебаева и Назарбаева
В «Алматы Паркинг» отметили, что конкретно по числу парковок у них нет данных, но есть информация по крупным скоплениям нелегальных парковщиков.
Представитель компании сообщил, что они информируют правоохранительные органы обо всех случаях обнаружения подобных парковок. Но проблема в том, что пока сами водители платят таким парковщикам, они будут снова и снова организовывать сборы денег. По закону их можно привлечь только по факту приставания на улице, что не сильно их отпугивает от подобной деятельности.
Мы также изучили мнение алматинцев, которые они выражают на профильных страницах в соцсетях, и вот какие локации с серыми парковками мы бы добавили к вышеперечисленным:
— Гоголя — от Назарбаева до Тулебаева;
— Ауэзова — центральная аптека;
— Ж/Д вокзал Алматы-2;
— Толе би — Ауэзова;
— Микрорайоны по проспекту Абая, микрорайоны Тастак;
— Джамбула — между Желтоксан и Абылай хана;
— Все дворы.
Список, как говорят, открытый, и мы надеемся, что такая информация будет аккумулироваться, и мы получим виртуальную карту стихийных парковок, чтобы, по крайней мере, понять масштаб катастрофы. А что, что это реальная проблема — сомневаться не приходится. По крайней мере, такие парковки отражают пробелы в планах городской администрации по развитию города.
Чтобы понять, с чем мы имеем дело, мы задали несколько вопросов архитектору Давиду Камински — члену Экспертной группы Urban Forum Kazakhstan.
Давид, что такое стихийные парковки?
— Стихийные парковки на тротуарах, пустырях и любых незанятых поверхностях — это следствие плохого, неразвитого землепользования. Город по своей сути предполагает, что каждый квадратный метр его территории чем-то занят, для чего-либо используется. Плоскостная парковка, а, тем более, хаотичная — это самый неэффективный вид использования земли. И, конечно же, это довольно серьезный элемент визуального загрязнения.
Мировой опыт — как поступали со стихийными парковками?
— Из мирового опыта организации парковок можно привести опыт Нью-Йорка. Согласно правилам зонирования (градостроительный регламент в некоторой степени включающий элементы строительных нормативов), запрещается располагать парковку перед фасадом здания, только в переулках между зданиями или позади него.
На ваш взгляд, как этот вопрос будут решать в Алматы?
— У Алматы большие проблемы с рациональным использованием земли. У нас очень много неосвоенных пространств, пустырей, которые, как я сказал выше, легко захватываются под парковки. Единственным выходом может быть освоение этих территорий как минимум через благоустройство, а иногда и через застройку (соразмерную и гармоничную окружению), плюс контроль со стороны дорожной полиции за соблюдением правил парковки для исключения случаев парковки на зеленых насаждениях, тротуарах и т.д.
Как будет развиваться ситуация — что будут делать со стихийными парковками, на ваш взгляд?
— При позитивном развитии ситуации, парковки в городе должны упорядочиваться и становиться платными. Какой бы неприятностью для водителей они не казались, на самом деле это — необходимая и оправданная мера, действующая на их же пользу. Как простой пример можно вспомнить о том, что платная парковка увеличивает оборачиваемость, а, значит, вы имеете большие шансы найти свободное место. Кроме того, бесплатные парковки провоцируют повышенный спрос на автомобильные поездки, что ведет к перегруженности дорожной сети, а значит к пробкам. Феномен платных парковок и проблемы бесплатных, а тем более нормативов на их обязательный объем, изучает американский исследователь Дональд Шуп в своей работе «Высокая цена бесплатной парковки» (The High Cost of Free Parking).
В последнее время очень часто говорят про перехватывающие парковки на границах города.
— Такой вид парковок имеет актуальность для станций скоростного общественного транспорта (электрички, метро, трамвай, BRT) на окраинах города, где низкая плотность застройки не позволяет иметь достаточное число потенциальных пассажиров поблизости от станции. Это нормальная и распространенная практика. Но многоэтажные паркинги в центре города, наоборот, создают множество проблем. Их дорого строить и обслуживать, они провоцируют спрос на автомобильные поездки в центр города, парковка в любом виде нерационально использует землю, на этом месте, например, могло бы быть жилье.
Ваш прогноз в целом?
— Нельзя с уверенностью сказать, что именно будет происходить в Алматы, но я надеюсь, что город пойдет по наиболее рациональному пути.
Материал подготовил Арнур Мамытбеков