пятница, 19 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
18oC
1xadv
×

«Парни в этом возрасте отвратительны». Жертва травли, психолог и эксперт рассказывают, что такое буллинг по-казахстански

«Моя хата с краю». Таким девизом руководствуются многие казахстанские родители, если важная проблема не касается их детей. Но проблему буллинга невозможно игнорировать: это может случиться с каждым ребенком. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Екатерина Мостовая побеседовала с жертвой школьной травли, с психологом и со специалистом по детской безопасности и узнала у них, что такое буллинг по-казахстански, каковы приметы переживающего травлю школьника и как защитить своего ребенка до и после школьного насилия.

Фото взято с сайта aif.ua
Фото взято с сайта aif.ua

Сейчас Амиру 17 лет, он рассуждает очень по-взрослому и уже старательно готовится к поступлению в ВУЗ. «Буду хакером наоборот», — смеется Амир. Он мечтает работать в сфере информационной безопасности. Но еще 2 года назад мальчик не думал о будущем, а лишь изо дня в день ждал, когда же закончатся уроки и можно будет сбежать со школьного двора куда подальше. Однажды желание сбежать оказалось настолько велико, что Амир решил уйти из жизни. С разрешения мамы он рассказал, как это произошло.

«Я не могу назвать себя компанейским, хоть я и не зануда. И мне всегда тяжело было входить в «тусовки» пацанов. Разные интересы. Надо мной посмеивались, потому что я больше любил книги, чем тусовки на районе. А потом я немного за лето отрастил волосы, сбрил виски и стал собирать «пучок». И с того момента пацаны стали называть меня педиком, да и не только в такой форме. Бесконечные мерзкие шутки, кидали мне на парту записки «любовные», постоянно в шутку делали грязные намеки. Нападали за школой, писали гадости в комментариях в «инсте». Меня это вогнало в депрессию постепенно. А потом произошло кое-что очень неприятное, не хочу вдаваться в подробности. И это стало прям точкой. В один день я просто понял, что уже не хочу жить, а рассказать было будто некому. Мне тогда так казалось. И я решил, что если меня не станет, будет только лучше. Но сложилось как-то иначе, и мама спасла меня, вернувшись раньше с работы. У мамы с тех пор половина головы в седых волосах, а у меня проблемы с пищеварением. А еще я очень долго ходил на психотерапию и даже немного полежал в больнице. Я и не думал, что это может так помочь. Я ушел в другую школу и попал в хороший класс, мне повезло. Там есть немало таких, как я, «интеллектуалов», как говорит моя мама. Но в целом, скажу вам, парни в этом возрасте — лет с 13 и до 17 — в большинстве своем отвратительны. А родители таких мальчиков предпочитают не замечать очевидного. Я знаю, что у нас на собраниях, когда учитель говорила замечания по конкретным одноклассникам, их мамы прям злились и не верили, что их «солнышко» может сделать что-то плохое. Взрослые очень быстро забывают, каково это — быть подростком и учиться в школе», — рассказал Амир.

В 2013 году учреждением уполномоченного по правам человека в РК и представительством ЮНИСЕФ в Казахстане при поддержке МИД Норвегии было опубликовано исследование «Оценка насилия в отношении детей в школах Казахстана». Анкетирование проводилось среди 4 207 детей в 4 регионах. Исследование включило в себя 40 школ, в том числе 19 городских и 21 сельскую школу и 14 с казахским, 11 с русским и 15 школ со смешанным языками обучения. Так вот, согласно данным исследования, с насилием и дискриминацией столкнулись 66,2% опрошенных учащихся 5-10 классов, из них 63,6% – в роли свидетеля, 44,7% – в роли пострадавшего, а 24,2% признались в совершении насильственных действий. Чаще всего учащиеся (40% опрошенных) подвергались обзыванию, насмешкам, их вещи портили. Вдвое меньше учащихся (21,4%) получали толчки, пинки, подножки, удары, угрозы или же на них совершались нападения. О высказываниях и притеснениях сексуального характера в свой адрес рассказали 8,5% опрошенных. Дискриминации по гендерному признаку, национальной и религиозной принадлежности, цвету кожи, одежде или месту проживания, а также по причине инвалидности подвергался каждый шестой школьник (15,5%).

Как понять, что ребенок переживает школьное насилие? Отличительные признаки

В 2015 году при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве вышла методичка для педагогов «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях». Среди прочего там приводится перечень признаков, которые свидетельствуют о том, что ребенок находится в стрессе из-за школьного насилия.

— частые пропуски занятий или прогулы в определенные дни или определенных уроков; опоздания на занятия, отказ от участия во внеурочных мероприятиях без объективных причин или по надуманным причинам;

— частые жалобы на плохое самочувствие на занятиях;

— замкнутость, уход в себя, избегание друзей, одноклассников, самоизоляция или изоляция со стороны других учащихся;

— резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе и другой деятельности;

— недоверие к сверстникам и взрослым, низкая самооценка, неуверенность в себе;

— рассеянность, невнимательность, забывчивость, неспособность концентрироваться;

— постоянное или частое состояние тревожности, напряженности; пугливость, боязнь громких звуков и резких движений;

— постоянное или частое плохое настроение, состояние угнетенности, подавленности, или, наоборот, гиперактивности, раздражительности, агрессивности;

— резкие и беспричинные перепады настроения;

— частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда;

— отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно неправдоподобные объяснения.

Откуда «растут ноги» у буллинга и как помочь ребенку? Объясняет детский и семейный психолог Ольга Мустафина

Мы обратились к Ольге Мустафиной — психологу-терапевту в модальности транзактного анализа, семейному и детскому психологу. Она рассказала, откуда «растут ноги» у буллинга, как ведет себя подвергшийся травле ребенок и как родители могут ему помочь.

«Травля или буллинг — это агрессивное преследование одного из членов коллектива. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Травля проявляется как в психологической, так и физической форме. Чаще всего агрессоры — это те дети, которые подвергались психологическому или физическому насилию. Преследуя жертву, агрессор получает внутреннее удовлетворение, причинив боль, он испытывает превосходство, тем самым избавляется от негативных эмоций, полученных ранее. Ребенок, подвергшийся буллингу, испытывает подавленность, пропадает уверенность в себе, снижается аппетит, пропадает интерес к учебе, любимым занятиям, появляется нежелание ходить в школу, появляются соматические сигналы и впоследствии, если родитель вовремя не обратил внимания на симптомы, а преподаватель не поддержал, у ребенка могут появиться суицидальные мысли.

Вот примерный алгоритм действий, если вы узнали, что ребенок стал жертвой буллинга.

  1. Ребенок находится в состоянии отчаяния, и ему нужна поддержка со стороны родителей, а именно спокойный доверительный разговор. Ребенку необходимо знать, что вы поможете справиться с этой ситуацией и пойдете до конца.
  2. Уведомить преподавателя, завуча, директора (зависит от степени продолжительности и проявления буллинга).
  3. Собрать родительский или школьный комитет по этой проблеме.
  4. Обратиться к школьному психологу, а в последующем и к индивидуальному психологу-терапевту.
  5. Если потребуется — обращайтесь в правоохранительные органы.
  6. Не молчите об этом и не перекладывайте ответственность.

На сегодняшний день родители все чаще обращаются с проблемой буллинга в школах. И невозможно дать универсальный совет, как остановить этот процесс мгновенно. Но общими усилиями родителей, педагогов и психологов можно предупредить подобного рода ситуации. Главное — оставайтесь на стороне своего ребенка».

Буллинг в казахстанских школах. Мнение главы центра детской безопасности «Ангел» Зарины Джумагуловой

Руководитель центра детской безопасности «Ангел» Зарина Джумагулова не понаслышке знает, что такое буллинг: как специалист она работала со случаями школьной травли, а «Ангел» в том числе проводит и тренинги по этой теме. 

«Проблема буллинга для казахстанских школ как никогда актуальна. В 2013 году проводилось исследование UNICEF, с тех пор проблемой комплексно, повсеместно, целенаправленно и организованно никто не занимался. Страшно подумать, до чего доросла сегодня эта проблема. Тенденция идет в обратную сторону, вместо того, чтобы раскрывать проблему и как-то ее решать, люди, ответственные за безопасность моральную и физическую в школах, предпочитают умалчивать об этой проблеме.

Конечно, отдельного внимания заслуживает реакция общества на проблему буллинга в школах. Как правило, многие родители стараются, чтобы их дети не страдали от виктимного поведения и целенаправленно отдают их в секции единоборств с одной только целью — чтобы ребенок ни в коем случае не стал жертвой. Ребенок проявляет себя агрессивно, родителей это радует, поскольку это якобы подтверждает, что ребенок занимает активную лидерскую позицию, и его никто не обидит. А тот факт, что обидчиком становится их собственный ребенок, никого не пугает, не останавливает и не заставляет задуматься. Главное, чтобы его никто не обижал. А ведь буллер, проявляя агрессию, сам страдает от собственных действий. Также расстраивает реакция родителей, чьих детей не касается тема буллинга. Такие родители не проявляют особого интереса к истории, если ребенок не является сам жертвой. Тема буллинга волнует только родителей жертвы.

К нам обращаются родители жертв травли, и нередко мы сталкиваемся с сопротивлением других родителей, для того чтобы поработать с коллективом и наладить отношения. Либо сталкиваемся с равнодушием: «главное — не трогайте моих детей». В редких случаях встречаются очень дружные родительские коллективы, которые приглашают наших тренеров, чтобы поработать с темой буллинга. И в таких коллективах, в таких классах реже встречаются случаи буллинга».

По словам Зарины Джумагуловой, родителю несложно понять, что ребенок стал жертвой буллинга. Она в дополнение к комментарию психолога Ольги Мустафиной тоже перечислила несколько признаков, по которым можно вычислить, что школьник подвергается травле.

«Необходимо наблюдать, с кем ребенок дружит, каков круг общения. Если он дружит только с одним из одноклассников — надо присмотреться и прислушаться, что происходит, помимо общения с лучшим другом/подругой. Внешне самый очевидный признак — порванная испачканная одежда, следы от ручки, маркеров, грязных рук. Следы, которые ребенок не мог нанести сам. Также порча личного школьного имущества либо его пропажа. Нужно внимательно присмотреться к ребенку, когда он не хочет идти в школу, особенно, если это повторяется или он не хочет ходить в школу совсем. Если ребенок болезненно реагирует на все вопросы, связанные со школой, не хочет обсуждать школьную жизнь», — объяснила Зарина.

Зарина Джумагулова также предложила некоторые методы для защиты своего ребенка от возможного буллинга или его последствий.

  1. Если происходит кибербуллинг, нужно научить ребенка всегда делать скриншоты оскорбительных сообщений, мемов и так далее.
  2. Профилактикой буллинга может быть беседа с ребенком о его личных границах, о том, что допустимо в отношении его личности, а что нет.
  3. Нужно уделять внимание моральной подготовке ребенка к школе. Дети приходят в первый класс, и все, что они видят там, принимают за норму.
  4. Принимать позицию ребенка и понять, что ему гораздо сложнее, чем вам.
Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 0