Новые возможности — путь к профессионализму

В обществе все более востребован профессионализм. Это хорошо известно специалистам сферы медицинского образования. Забота о высоком качестве подготовки врачей всегда была неотъемлемой частью миссии медицинского вуза. Но если прошлое столетие давало шанс делать это неспешно, сохраняя на долгие десятилетия незыблемые традиции обучения, то XXI век предъявил жесткие требования скорейшей адаптации к меняющимся условиям жизни, к новым технологиям, буквально врывающимся в наш дом. При этом критерий компетентности специалиста, его высокого профессионального уровня остается определяющим в оценке состоятельности системы медицинской помощи.

Новые возможности — путь к профессионализму

Именно поэтому новые стандарты медицинского образования в нашей стране предусмотрели углубленную подготовку врачей, профильных специалистов, через институт резидентуры. Смысл ее заключается в том, что выпускник медицинского университета, получивший базовую подготовку врача, далее развивается как специалист в избранной области, например, неврологии или кардиологии, непосредственно работая в клинике, рядом с опытным врачом-наставником. Его жизнь на протяжении нескольких лет  должна проходить в медицинской организации, где он всецело посвящает себя ведению больных, знакомству с организацией работы, освоению специальных навыков, фактически «вживанию» в профессию. Это трудный и долгий путь, но только так врачи становятся специалистами в своей области.

Институт резидентуры существует в нашей стране уже более десяти лет. Он постоянно совершенствуется в соответствии с запросами рынка труда, работодателей, самого общества. Медицинское университетское сообщество совместно с практическим здравоохранением постоянно анализирует результаты подготовки в резидентуре. Надо сказать, что этот анализ всегда был объективен и критичен. Мы много спорили, корректировали программы, сами стандарты, добивались максимального приближения их к нуждам практики, к вызовам времени, к достижениям современной медицинской науки. С прошлого года в нашей стране изменились подходы к подготовке специалистов в резидентуре, были внедрены практико-ориентированные стандарты обучения. Теперь только 10% всей программы обучения занимают лекции, семинары и конференции, все остальное время посвящено обучению резидентов в медицинских организациях под руководством клинических наставников-врачей высшей и первой категории. При этом, за период обучения, резиденты проходят практическое обучение на разных уровнях оказания медицинской помощи, от районных больниц до республиканских научных центров. С 2019 года в Казахстане введена независимая оценка знаний и навыков выпускников резидентуры, которая проводится Национальным центром независимой экзаменации. Она позволяет объективно оценить качество подготовки специалистов и, вместе со свидетельством об окончании резидентуры, получить сертификат допуска к клинической практике.  

Однако, несмотря на все изменения в программе подготовки резидентов, одним из серьезных препятствий к повышению их качества было то, что они не могли самостоятельно работать в рамках изучаемой специальности. Практика показывает, что настоящее обучение и долговременный положительный его эффект зиждется, прежде всего, на ответственности врача за свое решение, за свой поступок, за свой выбор. Нельзя научиться, если ты не делаешь того, чему хочешь научиться, сам. А делать самому – это значит работать самому, своими руками, своей головой, брать ответственность на себя. Наблюдения, дискуссии, экспертные оценки практической медицины, университетов, профессиональных ассоциаций и специалистов МЗ РК, привели к настоящему прорыву: внесены принципиальные изменения в нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения, касающиеся резидентов. Они зарегистрированы в Минюсте республики и вступили в силу. Главная новелла гласит, что врач-резидент  имеет право работать по специальности, которой овладевает, определены и должностные обязанности врача-резидента.

Теперь он может полностью осуществлять ведение больного под контролем клинического наставника, имеющего сертификат по изучаемой резидентом специальности. То есть, резидент-эндокринолог может работать эндокринологом под руководством профильного специалиста. Так же – в отношении любого другого резидента. Под надзором наставника они могут выполнять все функции профильного врача-ординатора.

Резиденты отныне могут трудоустраиваться на время учебы по профилю своей подготовки. Это существенно усилит практическую направленность обучения. В Медицинском университете Караганды резиденты могут работать в его клиниках в более широком диапазоне возможностей. Мы видели на протяжении истекших двух лет, как самоотверженно и упоенно работали наши резиденты, не считаясь со временем, с затратами сил. Этот опыт – один из самых убедительных аргументов в пользу изменений, внесенных в НПА Минздрава. Период действия карантинных, провизорных и инфекционного госпиталей на базе клиник и общежитий университета, вовлеченность резидентов в работу инфекционных стационаров Карагандинской и других областей, помощь с их стороны врачам поликлиник  также выявили лучшие качества обучающихся в резидентуре.

Новые правила, внесенные 22 июня 2020 года в приказ Министерства здравоохранения Республики Казахстан, создают новые возможности для повышения качества подготовки и профессионального роста молодых специалистов, и эти возможности будут реализованы.

Ректор Карагандинского медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор, врач-терапевт высшей категории Раушан Султановна Досмагамбетова.

Loading...

14 июля, вторник