Эксперты всегда внимательно изучают классические сигналы — предвестников экономического спада, чтобы оценить вероятность рецессии. В то же время, предыдущие катаклизмы позволили выявить и другие, совершенно нетрадиционные, индикаторы, передает sia.ru.
Издание не рекомендует серьезно оценивать перспективы экономики с помощью этих индикаторов, потому что полный анализ на исторических данных не проводился, но в качестве разнообразия предлагает ознакомиться с этими необычными экономическими сигналами.
1.Индекс юбки. В 1926 году американский экономист Джород Тейлор выдвинул теорию о том, что длина женской юбки находится в прямой зависимости от фондового рынка. Когда цены на акции идут вверх, вверх стремится и женская юбка.
И наоборот: чем ниже цены на акции, тем ниже у женщин подол юбки. То есть при благоприятной экономической ситуации женщины носят короткие юбки, ну а чем она хуже — тем длиннее юбка.
2. Индикатор первого свидания. Люди активнее ищут общения и чаще назначают первые свидания в периоды экономического спада. В такие времена настроения ухудшаются, люди чувствуют себя одинокими и стремятся найти себе пару.
Один из популярных сайтов знакомств отметил, что всплески активности пользователей на портале в периоды экономического спада.
Например, IV квартал 2008 года оказался наиболее загруженным за последние 7 лет (вторые по загруженности выходные в его истории пришлись на ноябрь 2008 года, когда индекс Dow Jones упал до пятилетнего минимума). По данным сайта, рост траффика наблюдался после терактов 11 сентября.
3. Индекс попкорна. Чтобы спрятаться от суеты реальности, потребители устремляются в кинотеатры, при этом качество фильмов их мало интересует.
Как выяснилось, кассовые сборы кинотеатров во время рецессии 2009 года были самыми высокими. Так что в случае кризиса можно вновь ожидать рост спроса на попкорн.
4. Индекс снижения цен на автомобили. Чем быстрее продавцы автомобилей снижают цены на свой товар, тем слабее экономика страны. В 2008 году, когда у Ford, GM и Chrysler образовался избыток запасов машин, компании предлагали астрономические скидки на свою продукцию.
5. Индекс численности аллигаторов. Меньшее количество американцев может позволить себе приобретение дорогих сумок и кожгалантереи из крокодиловой кожи, розничные цены на которые могут доходить до $20 тыс. Так, в 2009 году фермы по выращиванию аллигаторов оказались на грани банкротства. Рептилии продолжали размножаться, но их кожа не была востребована на рынке.
6. Индикатор детских опрелостей. В надежде сэкономить деньги родители новорожденных, младенцев и детей ясельного возраста пытаются урезать расходы, меняя пеленки своему ребенку меньшее количество раз в течение дня.
По данным исследовательского центра Symphony IRI, в тяжелые времена продажи крема против опрелостей увеличиваются, в то время как продажи одноразовых подгузников падают.
7. Индикатор пластической хирургии. Люди перестают делать косметические операции, когда экономика начинает колебаться. Причины: 1. Если приближается сокращение рабочих мест, люди хотят сэкономить на своих будущих потребностях 2. Даже если сокращение рабочих мест не наступает, сотрудники не хотят менять работу.
Доходы от пластической хирургии в США в 2008 году сократились на 9%, так как экономика начала снижаться, а американское общество пластических хирургов прямо увидело проблему в плохой экономической ситуации.
8. Индекс потребления пива. Потребители часто пытаются сэкономить, выпивая пиво и другие алкогольные напитки дома, снижая этим уровень продажи количество рабочих мест в пабах.
В Европе 73% рабочих мест, связанных с пивоваренной отраслью, находятся за пределами пивоварен. К ним относятся рабочие места в барах и ресторанах. С 2008 по 2010 годы занятость в этой отрасли упала на 12% по сравнению с падением на 2% по Европе в целом.
9. Индекс высоты каблука. «Как правило, в условиях экономического спада высота каблуков растет, так как потребители обращаются к более яркой моде, как средству уйти от проблем», — считает психолог из IBM Тревор Дэвис.
В 1920-х годах обувь с низким каблуком уступила место с высоким во времена Великой депрессии, а шпильки стали популярны после краха доткомов.
10. Индикатор комариных укусов. Частота комариных укусов увеличивается, так как все больше домов пустуют и плохо обслуживаются. Заросшие высокой травой, заброшенные дворы и бассейны становятся рассадником вредителей.
В 2009 году количество бассейнов, которые должен был обработать департамент экологических служб округа Марикопа, подскочило на 60% по сравнению с 2007 годом, поскольку изъятые из собственности объекты оставались без присмотра.
Тем не менее, со временем этот показатель, стал менее надежным, так как банки откладывали взыскание долга с кредиторов в попытке сохранить рынок жилья.
11. Индекс потребления консервантов. Потребители переходят на консервы, чтобы сэкономить на продуктах питания в трудные времена. Так, в 2009 году стоимость консервированных бобов в Великобритании выросла на 23%.
12. Индекс слова на букву «Р». Официальный спад в экономике совпадает с резким увеличением употребления в печатных СМИ слова «рецессия», тогда как официально рецессия объявляется только после двух кварталов отрицательного роста подряд.
The Economist отслеживает использование этого слова в публикациях Wall Street Journal и Financial Times. Индекс правильно указал на начало рецессий в США в 1990, 2001 и 2007 годах.
13. Индикатор количества разводов. В браке есть свои финансовые преимущества, а бракоразводный процесс может дорого обойтись. Исследование показывает, что во время рецессии пары меньше склонны подавать на развод, и деньги часто играют ключевую роль в таком решении.
14. Индикатор ширины галстука. В трудные времена мужчины начинают чаще покупать галстуки, чтобы показать, как усердно они трудятся. Также выявлено, что галстук становится более узким в плохие времена и ярче, когда экономика начинает восстанавливаться.
В Великобритании в 2007 году вместе с ожиданиями о возможных сокращениях подскочили продажи галстуков, так как мужчины пытались показать работодателям, насколько они заинтересованы в работе.
Ширина галстука сузилась в связи с мерами экономии во время военных конфликтов 20 века, однако сейчас этот показатель не так точен, ведь производственные возможности текстильной промышленности позволяют не экономить на краях галстуков.
15. Индикатор Happy Meal. Чтобы сохранить показатели рентабельности, рестораны прекращают раздавать подарки детям, такие как карандаши и игрушки. На пике рецессии 2009 года сеть ресторанов Red Robin вдвое уменьшила количество карандашей, которые выдавали детям для рисования.
16. Индекс небоскребов. Бум строительства небоскребов предшествует и совпадает с рецессией, особенно когда строительство нового высотного здания идет полным ходом.
Кроме того, чем больше строится небоскребов, тем дольше будет рецессия. Barclays отслеживает всплески строительства небоскребов с помощью специального индекса.
Во время Великой депрессии в стадии строительства находились три из наиболее высоких зданий в мире: 70-тиэтажный небоскреб на Уолл Стрит, 40, Chrysler Building и Empire State Building.
17. Индекс мужского нижнего белья. Снижение спроса на мужское нижнее белье является признаком начала рецессии. В сложные временя, чтобы сэкономить деньги мужчины предпочитают воздерживаться от таких трат.
Использование потребительских товаров в качестве индикаторов состояния экономики связано с оценкой психологии покупателей и уровня потребительской уверенности.
По оценкам исследовательской компании Mintel, в 2009 году продажи мужского нижнего белья упали на 2,3% впервые с 2003 года.
18. Индикатор мусора. Здесь все довольно просто: ВВП должен соответствовать количеству производимого мусора, так как если вы создаете вещи, вы также должны выбросить другие товары.
Из всех категорий грузов, которые перевозят по железной дороге, ни одна не соотносится с уровнем ВВП сильнее, чем отходы.
В своей статье от 2010 года экономисты Bloomberg Майкл Мак Дону и Карл Рикадонна оценили это соотношение в 82%.
19. Индекс запросов Google .Сотни миллионов поисковых запросов каждый день совершается в Google. Итак, поисковый гигант подумал, почему бы не собрать все это и посмотреть, говорит ли это нам что-нибудь. И бинго! Почти две дюжины отслеживаемых областей, в том числе безработица, коррелируются с ситуацией на рынке.
20. Индекс губной помады. Продажи косметики в периоды экономической нестабильности увеличиваются, в то время как продажи одежды, обуви и модных аксессуаров динамично падают. В 2001 году председатель совета директоров Estée Lauder Леонард Лаудер предложил индекс губной помады. Он отмечал, что существует обратная корреляция между ее продажами и состоянием экономики.
Известно, что продажи косметики быстро росли даже в Великую депрессию. Одно из объяснений — помада может быть менее затратной альтернативой дорогим покупкам, на которые женщины не решатся в неопределенной финансовой ситуации.
Подборку издание опубликовало еще в сентябре прошлого года. Но, в свете того, что сегодня мир оказался на пороге экономического коллапса, информация не утратила своей актуальности даже спустя несоклько месяцев.
Напомним,произошедшее в понедельник обрушение цен на нефть оказалось сильнейшим с 1991 года.
В воскресенье в обменниках Казахстан доллар подорожал до 396-400 тенге вслед за рухнувшими ценами на нефть.
В Акорде 9 марта состоялось оперативное совещание, где обсуждали вопросы финансово-экономической ситуации в мире и ее влияние на экономику Казахстана. Токаев поручил правительству, национальному банку и другим государственным органам исполнить в полном объеме все социальные обязательства перед казахстанцами.
Позже Кабмин и Нацбанк Казахстана сделали совместное обращение в связи с ситуацией на мировом рынке нефти.
Известный казахстанский общественный деятель, кандидат экономических наук Мухтар Тайжан подверг критике совместное заявление Кабмина и Нацбанка РК, которое было опубликовано 9 марта.