За минувшие полгода произошел уникальный по своим масштабам эксперимент — миллионы детей по всему миру в одночасье перешли на цифровой формат обучения, передает Центр новостей ООН.
Какие проблемы в этой сфере выявила пандемия, как их решать, вернутся ли страны к традиционному образованию, в чем заключаются преимущества и недостатки онлайн-обучения?
Об этом Наргис Шекинской рассказал эксперт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александр Молчанов.
— Готовы ли дети к самостоятельной работе?
У нас и дети, и взрослые не умеют самостоятельно обучаться, то есть они не умеют устанавливать себе цели, они не умеют сами отслеживать собственное продвижение по образовательному маршруту. Это одна из самых больших проблем.
Когда случилась пандемия и дети перешли на дистанционный режим работы, от них потребовалось самостоятельно принимать решения: во сколько нужно встать, чтобы вовремя приступить к выполнению домашнего задания, что нужно сделать, нужно ли выполнять домашнее задание, если никто не проверяет. Таких проблем был шквал.
Технические вопросы
С другой стороны, выявились технические проблемы, прежде всего загруженность каналов связи. Все университеты, все школы начинали занятия в одно и то же время, естественно, каналов связи у провайдеров не хватало, что сказывалось на качестве «картинки».
Если с гуманитарными дисциплинами еще более-менее хорошо — можно выключить камеры, и преподаватель может рассказать все, что хотел рассказать, то в большинстве школьных дисциплин, в большинстве инженерных дисциплин, точных наук — там, где используются формулы и от написания малюсенькой степени зависит вообще смысл всего занятия — оказалось, что это большая проблема.
Следующий порядок проблем — это степень доверия цифровым технологиям. Это такие более философские проблемы.
Люди боятся открываться цифровым технологиям, боятся использовать тот же самый Zoom или какие-то другие цифровые платформы. Им кажется, что кто-то будет подсматривать, подслушивать, и обязательно кто-то что-то должен украсть.
Хотя, в принципе, что можно украсть на обычных занятиях, ну, кроме знаний, которые и хотелось бы, чтобы попадали в головы обучающихся.
Еще эксперты называли ряд других проблем, в частности обеспеченность устройствами. Далеко не у всех есть компьютеры, далеко не у всех есть хорошие планшеты, на которых можно смотреть качественно онлайн-курсы и заходить на разные платформы.
Быстро эта проблема не может быть решена, потому что хороший компьютер стоит достаточно дорого.
Одновременно со школьниками на удаленную работу выходили родители. Поэтому количество компьютеров в семье должно было равняться количеству человек, проживающих на одной площади. А это очень большие незапланированные траты для семьи, и далеко не у всех получилось создать технические условия.
Методика онлайн-обучения
Можно выделить еще один отдельный блок проблем. Это методика дистанционного обучения. Это — проблема уже педагогического плана: как при помощи дистанционных технологий лучше всего преподавать тот или иной предмет.
К сожалению, разработанных методик, внедренных методик, не было. И все последние годы я, как эксперт Института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО, проводил очень много семинаров, выступал на разных конференциях, сам принимал участие в организации конференции московского международного салона образования.
Мы обсуждали эту тему дистанционного обучения и различных цифровых технологий в учебном процессе.
Но, к сожалению, разговоры разговорами, а массовая пандемия, когда практически все учителя должны были уметь уже пользоваться этими технологиями, она выявила, что не все могут, не все умеют, и в результате получилось, что большая часть обучалась в процессе перехода на дистанционный формат работы.
— Вы вначале отметили, что дети должны самостоятельно контролировать, когда они проснутся, и сделают ли они задание, если никто его не проверяет. Но на сознательность детей не всегда приходится рассчитывать. Как же осуществлять контроль на том уровне, как в школе?
То, что происходило в процессе пандемии, это была простая трансляция оффлайновых методов работы, традиционных методов работы, в дистанционный формат.
Это — в принципе неверный подход к цифровизации образования: не могут быть одинаково эффективными обычные традиционные занятия, когда преподаватель выходит к доске, когда все дети отвлеклись от домашней атмосферы, они пока дошли до школы, они переключились на совсем другой процесс, у них там есть одноклассники, есть социальная среда.
Они перед одноклассниками, друг перед другом хотят выглядеть лучше. Поэтому у них есть уже некая обучающая среда, мотивирующая среда, которая приводит к более интенсивному, более глубокому обучению предмету.
Как заставить ребенка учиться
В ситуации с дистанционным обучением что происходит? Ребенок находится дома, в комфортной для него обстановке, но обстановке, в которой обычно он отдыхает, обычно он играет. Он берет в руки гаджет, смартфон или ноутбук, с которым он, традиционно, опять же развлекается. И он должен использовать этот инструмент для совершенно нового вида деятельности. Тут рядом находятся его родители, перед ним еда, чай и все остальное.
В этой домашней атмосфере, в его защищенном мире он должен начать заниматься с такой же интенсивностью, как он занимался в школе. Не может такого быть никогда! Просто не может. Это — другой формат работы.
Преимущества дистанционного обучения
Эксперты, опираясь на опыт более чем двадцатилетней истории дистанционного обучения, отмечают, что прелесть дистанционного обучения в индивидуальных траекториях, в индивидуальном темпе работы: одному ребенку комфортно проснуться в 8 часов утра, выпить чашечку чая и заняться, например, математикой или историей.
Для другого это некомфортный режим, он хочет немного поспать подольше и начать заниматься в 12 или даже позже. Кто-то хочет пройти математику за один день — вот такой у него склад характера, он хочет погрузиться в материал.
К сожалению, тот формат работы, который был выработан во время пандемии, он не дал такую возможность детям. А это именно те основы, которые должны были быть учтены.
С другой стороны, тоже очень интересная ситуация, которую я наблюдал. У меня трое школьников было перед глазами, разного возраста.
Оказалось, что для них даже сам эффект звонка, когда ребенок приходит в школу, звенит звонок — для него это сигнал к началу серьезной усиленной работы.
Некоторые эксперты отмечали, что большая часть детей на самом деле учиться-то не хочет. И та среда, которая создается в школе, она заставляет вот таких ребят, мотивирует к приобретению знаний.
А дома ребенку нужно научиться делать усилия над собой, заставлять себя смотреть обучающий видеоролик, смотреть выступление преподавателя, обязательно вникать в содержание.
Понимать, что с момента, когда он закроет программу или выйдет из Zoom, у него должна начаться практическая работа. Он должен открыть тетрадку и начать там что-то делать самостоятельно. На самом деле это тяжелый труд, и к этому труду детвора оказалась просто не готова. Оказалось, что дома-то некому и помочь с выстраиванием рабочего графика.
Большая часть родителей не имеет педагогических навыков, не умеет подбирать слова для того, чтобы замотивировать ребенка на образовательную деятельность.
Многие являются хорошими родителями, многие являются хорошими друзьями своим детям, но друг и хороший родитель никогда не заменят учителя, который знает, как это должно быть сделано, какие психологические приемы надо применять, как замотивировать ребенка, а как можно словом, наоборот, оттолкнуть ребенка от достижения цели.
Я думаю, что педагогическим университетам предстоит достаточно большой объем работы для того, чтобы проанализировать все, что происходило в период пандемии и пересмотреть многие подходы к педагогической науке.
НШ: Как вы считаете, вернутся ли дети за парты, или все-таки какой-то сегмент обучения будет происходить онлайн?
Во-первых, дети уже вернулись за парты, многие с большой радостью вернулись в школы. Прошлый год оказался очень тяжелым для них — целую четверть они в школу не ходили и не общались со своими сверстниками, а для них это социальная среда. Они в школу однозначно ходить будут.
Многие эксперты отмечали, что школы как центры дополнительного образования, как центры социализации детей, как центры коммуникации должны сохраниться.
Вопрос в том, что наверняка большая часть преподавателей будет использовать цифровые инструменты, ну, например, для проведения родительских собраний.
Нет необходимости отвлекать всех родителей, можно провести собрание дистанционно. Вся организационная работа вообще может проводиться дистанционно. Это — во-первых.
Во-вторых, учителя наконец нашли время и возможность изучить возможности различных образовательных цифровых проектов и увидеть, как могут применяться те или иные инструменты и какие из них являются эффективными.
Для учителя это — важнейшая задача: подобрать инструмент, с помощью которого можно легче объяснить ребенку материал и выстроить с ним коммуникацию в более доступной форме.
Безусловно, социальные сети, различные чаты, теперь очень плотно вошли в жизнь, в коммуникацию, в том числе и учителей между собой.
Поэтому говорить о том, что мы вернемся к традиционному образованию, которое было, скажем, на начало прошлого года — нет, не вернемся.
Возврата к прошлому не будет
Традиционное образование становится другим. Цифровые инструменты в нем прописались всерьез и надолго.
Теперь основной вопрос — правильно выработать методики работы с этими инструментами, обучить преподавателей работе с этими инструментами, и, естественно, убрать социальное неравенство, когда одни дети могут обладать гаджетами самых последних моделей, а у других детей, к сожалению, такой возможности нет.
Ну, и предстоит достаточно серьезная работа с каналами связи, с провайдерами, для того, чтобы в каждой школе, в каждом регионе был достаточно устойчивый интернет и была возможность изучать предмет не только в оффлайн-формате, в здании школы, но и в дистанционном формате.