+7 (7172) 79 78 20

27.11.2018 в 12:33

В Китае родились первые генетически модифицированные дети

В дебатах об этической допустимости редактирования человеческого генома произошел неожиданный поворот: китайский ученый заявил о том, что успешно отредактировал геномы двух здоровых эмбрионов. Девочки-близнецы по имени Лулу и Нана уже родились на свет, передает forbes.ru.

В Китае родились первые генетически модифицированные дети Фото: CHINA OUT REUTERS / Stringer

Ученый из Южного университета науки и технологий в Шэньчжэне по имени Хэ Цзянькуй объявил о том, что впервые в мире имплантировал в матку зародыш, подвергнутый геномному редактированию. По его утверждению, беременность привела к рождению двух здоровых девочек-близнецов, которых назвали Лулу и Нана.

Целью этой работы, по словам исследователя, было рождение детей, обладающих устойчивостью к ВИЧ. Последующий анализ ДНК показал, что редактирование прошло удачно, причем изменения затронули только нужный ген. Речь идет о гене CCR5: он кодирует белок, позволяющий вирусу иммунодефицита человека проникнуть в клетку. Мутации в этом гене, обеспечивающие носителю устойчивость к ВИЧ, с небольшой частотой присутствуют в некоторых человеческих популяциях.

В настоящее время разработаны медицинские процедуры, практически полностью исключающие возможность передачи ВИЧ от родителя к ребенку. В частности, если инфицирована мать, то ребенок появляется на свет с помощью кесарева сечения, что сводит риск инфекции к приемлемо низкому уровню. Однако в случае с Лулу и Наной мать не была носителем ВИЧ. Инфицированным был отец, и в таком случае риск заражения сводится к нулю при соблюдении простейших санитарных предосторожностей. В любом случае, по общему мнению экспертов, не было ни малейшей необходимости прибегать к дорогостоящему и опасному методу редактирования генов с помощью технологии CRISPR-cas9.

Хэ Цзянькуй и не утверждает, что целью работы было предотвращение заражения ВИЧ. В своем интервью Associated Press он заявил, что намеревался обеспечить другим парам, где оба родителя ВИЧ-инфицированы, возможность родить здорового ребенка.

При этом доктор Хэ утверждает, что считает редактирование человеческого генома допустимым лишь с целью предотвращения угрозы заболевания. По его мнению, редактирование генома с целью изменить цвет глаз ребенка или повысить его IQ должно быть строжайше запрещено.

«Я отдаю себе отчет в том, что моя работа вызовет споры, но я считаю, что она нужна многим семьям, и потому я готов принять на себя критику», — сказал Хэ Цзянькуй журналу Nature.

Генетическое редактирование человеческих зародышей противоречит рекомендациям, принятым министерством здравоохранения Китая в 2003 году. Тем не менее, работа Хэ Цзянькуя не нарушает нормы китайского законодательства.

Тел.: 8 (7172) 797820