Сержан Баширов не просто ювелир. Он сам дизайнер ювелирных украшений и при этом коллекционирует их. Сержан живет и работает в столице, но часто путешествует по Казахстану и выезжает в ближнее зарубежье. Хороший ювелир и человек всегда востребован, часто в дороге, спешит поработать над очередным интересным проектом, но корреспонденту ИА «NewTimes.kz» удалось пообщаться с мастером.
Как стал ювелиром
«После 8-го класса поступил в художественное училище в Алма-Ате, а до этого, когда я еще жил в селе Тарбагатай — это Восточный Казахстан, понемногу рисовал… Но когда приехал в столицу, в первый год не поступил и учился на подкурсах. Уже тогда многие говорили, что самая интересная специальность ━ художественная обработка металла. И вот я обучался у одного мастера, звали его Соловьев Гораций Эрнестович, ходил и к нему, и на платные курсы. Очень многое почерпнул у него и других педагогов.
И когда учился в художественном училище, там тоже были интересные люди, в том числе Дюсен Сейдуалиев ━ мой первый большой учитель…
Еще один мой сокурсник, Асылмардан Кадырбаев, тоже меня обучал, вместе с ним мы работали над первыми заказами. Да и вообще в моей жизни было много учителей. И потом, когда я начал осваивать на более серьезном уровне технику и приемы изготовления украшений, начал делать копии музейных экспонатов, примерно в 1986-м это началось… И постепенно, уже в 90-х я пришел к другому уровню. Страна уже была открытой, были разные течения, в том числе авангардные, я постарался связать ювелирные украшения и прикладное искусство с современными реалиями. На меня также оказали влияние многие наши талантливые художники, в том числе Молдакул Нарымбетов и Алма Менлибаева.
Коллекция длиной 30 лет
Я начал собирать ювелирные украшения примерно 30 лет тому назад. В ней, конечно, есть интересные экспонаты. В данный момент она выставлена в музее Усть-Каменогорска. Все течет, все меняется. Мы меняемся — наш образ жизни, быт, мы сами. У казахов изменилось многое: и костюм, и жизненный уклад. Логично, что меняются и украшения. И это естественный процесс для многих стран ━ меняются и трансформируются ювелирные украшения по мере развития той или иной страны.
Некоторые изделия становятся меньше в размерах, по весу. Если взглянуть на то, что было 200 лет назад или на последующий советский период, и взять современный Казахстан, получим разную картинку и вид украшений… Так что меняются и быт, и украшения, адаптируясь под реалии.
Загадки коллекции
Несколько лет назад я купил старинный предмет — круглый, серебряный, и непонятно было, что это такое. Поискал информацию в интернете, оказалось, это компас — шарообразный, открывающийся, состоящий из двух частей-полусфер, со стрелкой на магните внутри. Я думаю, что те, кто совершал хадж, с его помощью добирались до Мекки. А сам компас, скорее, работа кавказских мастеров.
Также, помимо ювелирки, у меня в коллекции есть старинные предметы быта казахов. Есть тема почти забытая — сыпыра называется. Это скатерть кожаная, на ней раскатывали тесто. Есть и другие предметы, и все они ценны с точки зрения культурной составляющей, исторической. Это и сундуки с вышивкой — кесте, и другие вещи, не менее интересные.
Что заказывают казахстанцы
Люди старшего возраста и казахстанцы, проживающие в регионах и сельской местности, чаще всего заказывают традиционные казахские украшения. Тут доминируют ювелирные изделия западно-казахстанской школы ━ так называемый адайский стиль ━ сложные украшения из зерни (зернь ━ золотые, платиновые или серебряные украшения в форме, например, треугольника, которые напаивают на орнамент, тем самым создавая эффектную фактуру, игру света и тени). Они любят крупные браслеты, перстни, а также ониржиек (нагрудные украшения).
Люди помоложе, а также представители творческих специальностей, те же художники, артисты, киношники предпочитают более модерновые украшения, а также стремятся к минимализму и, как сейчас говорят, заказывают ювелирку в формате контемпорари (современный актуальный стиль). Любят что-то под старину, но сделанное в современной технике.
Ювелирка и мода
На нас оказывают влияние разные тренды, в большей части европейская мода, на мой взгляд. Но у нас богатая история и культура, так что наш казахский стиль и орнамент в том или ином воплощении и визуализации будут актуальными всегда.
Ювелирка и финансы
Непростое экономическое положение, конечно, сказывается. Люди больше задумываются о хлебе насущном… В то же время, пока есть на свете женщины, они будут думать о красоте и об украшениях. Но реалии таковы, что многие казахстанцы обращаются к мастерам в преддверии больших праздников, тоев. Эта традиция не меняется.
Есть и те, кто хочет сделать заказ, когда рождается ребенок ━ так создаются уникальные вещи, в том числе маленькие браслеты для детей или соски из серебра. Возрождаются и наши традиции: чаще стали заказывать и забытые наперстки, и другие редкие предметы.
Студенты и талант
Сейчас я работаю в столичном Казахском национальном университете искусств ━ в известном здании, которое носит название «Шабыт», на художественном факультете. Специальность ━ «художественная обработка металла». У нас уже был первый выпуск.
Я преподаю студентам, в том числе в формате производственного обучения. Группы маленькие, выдают три-четыре гранта, но есть и студенты, обучающиеся на платной основе. Когда меня спрашивают, есть ли таланты среди моих учеников, отвечаю, что во все времена — и тридцать лет назад, и сто лет назад — были и одаренные, и старательные. Кто чем берет, кто как достигает успеха».
Материал подготовил Арнур Мамытбеков