Нужны ли учителям соцсети? Возможно ли дистанционное образование в Казахстане? Престижно ли в сегодняшних реалиях быть педагогом? На эти с другие вопросы в интервью ИА «NewTimes.kz» ответила первый казахстанский учитель-блогер и автор Telegram-канала «Проактивный педагог» Аяш Мырзабекова.
Аяш — учитель английского языка из Шымкента. Девушка рассказывает на своих страницах в соцсетях о том, как быть проактивным педагогом и что это значит. Педагог занялась блогерством около двух лет назад, и сейчас ее аккаунт в Instagram насчитывает более 4 тысяч человек.
«В преподавание пришла случайно: планировала карьеру переводчика-синхрониста, но знакомые попросили прийти на собеседование в школу — в середине года им срочно требовался учитель на замену.
Я согласилась, это был самый сумасшедший поступок в жизни, до этого вообще не представляла себя в школе. Школа — это абсолютно другой мир, быстро затягивает, много творчества и общения с детьми. Есть, конечно, свои сложности, но люблю преподавание, нашла себя в этом, работаю уже пять лет», — вспоминает Аяш.
Она уверена: в Казахстане сейчас много положительных изменений в сфере образования, несмотря на трудности и претензии, с которыми сталкиваются педагоги.
«Учителя сейчас больше учатся, чувствуют необходимость профессионального развития, вижу, что этот тренд набирает обороты. Есть определенная разрозненность проектов, организаций, но сдвиг заметен.
Думаю, наша профессия потихоньку становится престижнее. И вклад в профессиональное развитие, самообразование может обеспечить учителям не только достойную зарплату, но и уважение учеников, общества, чувство значимости труда».
Помимо обучения детей в школе, девушка увлекается блогингом. Как признается сама Аяш, около двух лет назад она «поняла силу и магию социальных сетей» и с тех пор на своей страничке в Instagram рассказывает о новых фишках в обучении детей и ноу-хау в системе образования в целом.
«Сначала просто делилась фотографиями с уроков. Потом приняла участие в марафоне для учителей-блогеров, нам дали задание писать посты каждый день. Удивилась тому, что много кто оставлял комментарии, что эти темы интересны коллегам. Именно учительские блоги развиваются по другим законам, есть естественный прирост аудитории, потому что ниша совсем не занята», — отметила собеседница.
Аяш признается, что в душе она типичный учитель и не готова уйти из школы, несмотря на то, что недавно занялась педагогическим дизайном и разработкой различных курсов для учителей.
«Рассказываю о мероприятиях для учителей, делаю обзоры книг, документирую школьную жизнь, реализую профессиональные проекты. Строю бренд проактивного учителя, мне важно доверие читателей, поэтому стараюсь быть этичной.
Не случайно, наверное, сейчас активно изучают маркетинг доверия. Главная фишка блога — это миссия и идея за ним: объединение учителей, создание ассоциации проактивных коллег по всему Казахстану. Думаю, креативным коллегам нужно общаться, заряжать друг друга, поддерживать и уже вместе менять ситуацию с образованием», — отмечает она.
Аяш уверена: в нынешних условиях важно быть креативным педагогом, это, по ее мнению, сможет удержать внимание детей к обучению.
«Мне кажется, важна даже не креативность, а желание развиваться, учиться, читать профессиональную литературу. Сейчас сложно удержать внимание подростков, поэтому все начинается с построения доверительных отношений, стараюсь включать в уроки стратегии активного обучения, давать ученикам больше автономии, права выбирать.
Существуют определенные инструменты эффективного обучения, которые учат детей тому, как учиться, фишки из когнитивистики (науки о познании). Когда учитель владеет этой информацией, уроки проходят в стиле ‘work smart, not hard’, то есть оптимизируются ресурсы, но достигается больше результатов», — делится спикер.
Педагог спокойно относится к тому, что у нее не будет миллиона подписчиков, для Аяш важнее качество контента.
«Хейта ни разу не было, наверное, потому, что я пишу тексты. У меня читающая аудитория, понимаю, что никогда не будет миллиона подписчиков, в приоритете — качество и лояльность. Учительские блоги больше про артхаусное кино, чем блокбастеры», — отметила она.
Аяш признается: для того чтобы восполнить пробелы в системе образования, нельзя замалчивать проблемы.
«Верю, что нам нужно объединиться как общество, не замалчивать проблемы, создавать попечительские советы при школах, включиться в процесс, если есть возможность, спонсировать школьные проекты, оснащение кабинетов. Главное, отказаться от инфантилизма и принять, что за детей, за их безопасность и развитие в первую очередь отвечают родители.
И второй момент, мне хотелось бы, чтобы учителя имели возможность развиваться в профессии, например, создавать авторские продукты и вебинары, материалы. У нас, например, нет независимых платформ для учителей, как в США, нет понятия teacherpreneur — учитель-предприниматель. Думаю, это сильно повлияло бы на имидж профессии педагога», — говорит она.
Педагог также считает, что дистанционное образование в Казахстане может иметь успех, но пока необходимо обращать внимание на ошибки.
«Чтобы справиться со всеми вызовами, повторяю, нужно объединиться как общество, привлекать внимание к проблемам образования, проявлять осознанность и активизм. Мечтаю, чтобы талантливые люди из разных сфер жизни приходили работать в школу, хотя бы проводили факультативы для учеников.
Чтобы директора школ имели возможность заниматься развитием учителей, а за хозяйственные вопросы могут отвечать другие люди. Чтобы мы искали спонсоров, которые помогут создавать школы с уютным дизайном. Чтобы родители выполняли функции родителей, а учителя занимались только обучением.
Чтобы дети в первую очередь учились учиться и получали больше практики для реального мира, например, учились финансовой грамотности, экономике, управлению стрессом, правильному питанию, основам бизнеса. Возможно, звучит наивно, но мир меняют идеалисты», — заключила она.