четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
443.85
icon
474.3
icon
4.8
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
9oC
1xadv
×

«Нас этому не учили»: Беседа с терапевтом из РК, попавшим на передовую борьбы с пандемией в самом начале карьеры

Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Екатерина Мостовая уже знакомила читателей с молодыми ребятами, которые решились посвятить себе медицине. За это время они успели окончить вузы, стать докторами и даже пережить волну пандемии — мало кому из молодых врачей везло пережить такой опыт в самом начале карьеры. Одна из героинь нашего цикла материалов о студентах-медиках, астанчанка Жанат Сабитова, согласилась вновь побеседовать с нами и рассказать, как ей работается терапевтом в поликлинике, на что у нее открылись глаза, чему научила пандемия и что чувствовала, пребывая в огромных средствах защиты.

Фото из личного архива Жанат Сабитовой
Фото из личного архива Жанат Сабитовой

Жанат Сабитова окончила Медицинский университет «Астана». Когда мы беседовали с ней в первый раз, в 2018 году, она была интерном-терапевтом на втором году обучения. Сейчас девушка уже работает терапевтом в поликлинике Костаная — отрабатывает государственный грант и заодно набирается опыта.

Когда мы в первый раз в этом году обсуждали с Жанат новое интервью, пандемия для казахстанцев существовала лишь в новостях. А вскоре девушка уже работала с КВИ-положительными пациентами в центре фтизиопульмонологии.  

Фото: kstnews.kz / Сергей Миронов. Жанат Сабитова — крайняя слева

Обычный день терапевта, пациенты и главное открытие

«В Костанае отрабатываю свой госгрант, еще на 7-м курсе заключила договор со 2-й поликлиникой, работаю там терапевтом. Мой день начинается, как обычно в поликлиниках, с 08.00, и, конечно, все начинается с очереди к терапевту, все хотят попасть быстро и «просто спросить». Иногда участковые работают и дома, заполняя медико-социальную экспертизу для оформления инвалидности. В общем и целом работа 24/7 (смеется).

К счастью, сейчас люди стали понимать, что время — ценный ресурс, и берегут как свое, так и время терапевта. День терапевта не делится на активную деятельность и чилаут, каждый пациент требует активного участия и мышления со стороны терапевта.

Бывает так, что пациенты очень грубо ведут себя, но это очень редкий случай. Как воспитали человека родители, окружение и жизнь, так он себя и будет вести даже в глубокой старости, кто на что горазд, так скажем. Особенно когда видят перед собой молодого специалиста, относятся с недоверием.

Но опять-таки, раз на раз не приходится, многие понимают, что все когда-то были молодыми и не свалились с неба опытными врачами. Есть и такие, кто доверяет больше молодым, так как мы только выпустились и у нас еще свежий взгляд и ум.

…После нашей первой беседы и начала работы здесь мое мнение и мышление осталось таким же, но мои глаза открылись на одну страшную вещь. Это острая нехватка кадров, особенно в маленьких городах. Я уже молчу об узких специалистах.

И жаль, что медицина продвигается только в таких больших городах, как Нур-Султан и Алматы. Людям из маленьких городов приходится ехать туда и лечиться, а это тоже немалые затраты на дорогу и проживание. Эту нехватку нужно увидеть своими глазами, чтобы понять.

Начало пандемии и моральная поддержка

На тот момент ситуация действительно была нам неизвестна — я про рядовых врачей. КВИ пришла, как и во весь Казахстан, извне. Если честно, было немного страшно, потому что нас этому не учили — как действовать при ЧП.

Были смутные чувства, потому что мы не сталкивались с пандемией, когда статистика умерших только увеличивается, но мы поддерживали друг друга, и если есть опора и четкое понимание, что это просто болезнь и ее можно вылечить, то справиться можно.

Меня поддерживала семья, благо она живет в Нур-Султане, и с ней контакта не было, а ведь я работала с пациентами с положительным ПЦР-тестом. Я не заболела, потому что выполняла все санитарные правила и нормы. Медперсонал проверяют на наличие бессимптомного течения и если есть симптомы.

Насчет врачей, у которых сдают нервы до истерики: воочию не сталкивалась с таким, но тоже видела множество роликов, где доктора умоляли народ оставаться дома, соблюдать карантин. Ведь каждый по-разному воспринимает и пропускает через себя проблему.

Работа на передовой

Я терапевт, пневмония любого генеза — это моя область деятельности, но во время пандемии пневмонию лечили не только терапевты, но и хирурги, наркологи, психиатры, так как на таких базах раскрывали провизорные и инфекционные стационары, каждый четко понимал, что с КВИ справиться можно и нужно. Есть четкие протоколы лечения, утвержденные ВОЗ, руководствуясь ими, можно выстроить адекватную терапию, что, собственно, и выполнялось врачами любого профиля.

По количеству пациентов не могу сказать рекорд, но был один раз, когда мы за три часа приняли 21 пациента в инфекционнный стационар.

Насчет СИЗ... На самом деле тема очень щепетильная, потому что были даже на уровне СМИ разборки насчет нехватки. Но я работала в Костанайском областном центре фтизиопульмонологии, у нас все было хорошо. Но под маской и СИЗ, конечно, мы ощущали себя как в тропиках — дышать нечем, пот течет ручьем, а после снятия СИЗ хирургический костюм полностью пропитан потом, приходится менять, включая белье.

Последствия самолечения, вера в COVID и самодисциплина

Люди занимались самолечением, на ранних этапах принимали антибиотики, тогда когда они показаны только при присоединении бактериальной инфекции. Например, пациент, а у него жена-медик, с начала заражения начал принимать антибиотики, причем из резерва, то есть те, которые используют только на крайних этапах.

И мы не знали, чем его лечить дальше, потому что этим он вызвал резистентность, то есть устойчивость к сильным антибиотикам. И такие случаи сплошь и рядом, поэтому правильно, что антибиотики нужно покупать строго по рецепту.

Были пациенты, которые не верили в КВИ. Более того, были бессимптомные носители с положительным ПЦР-тестом на КВИ, но они все равно не верили. Те, кто пострадал от болезни, у них не было сомнений в существовании коронавируса. В основном агрессия была у тех, кто уже вылечился и хотел уйти домой, но это единицы. В любом случае все сомнения испарялись как и у пациентов, так и у медперсонала, как только они воочию встречали больных КВИ.

Пандемия меня научила одной простой истине: самодисциплина, которой не было у нашего населения, может сыграть огромную роль в сохранении здоровья». 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 2
Возмутительно 2