Не секрет, что в настоящее время качество образования в Казахстане, особенно высшего, оставляет желать лучшего. И сегодня автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов предлагает дельные идеи.
Прежде всего, необходимо отметить, что сейчас система образования, увы, неэффективна. И главным образом это сказывается на качестве образования. И если в средней школе многие просчеты, недочеты, ошибки и разночтения более-менее нивелируются, то в высшей школе такое уже недопустимо, так как ведет к более фатальным последствиям, особенно в перспективе.
Опасно и неприятно то, что ухудшение качества образования имеет устойчивую тенденцию прогрессировать. Таким образом, нужно срочно переломить этот негатив, если мы хотим видеть Казахстан в числе передовых и образованных стран.
Понятно, что реформировать всю систему образования — это объемная и серьезная задача, и она будет складываться из многих последовательных шагов. Поэтому пока предлагается несколько ориентиров.
Каждый год примерно около 80 тыс выпускников школ сдают ЕНТ на проходной балл. Тестирование само по себе довольно спорная система, нуждающаяся в критическом пересмотре, но это тема для отдельного обсуждения.
Из успешно сдавших ЕНТ почти 3/4 получают государственные гранты на обучение. Оставшиеся или платят сами, или не идут учиться дальше.
Почему они не получают грант? Если они выбрали специальность, которую не поддерживает государство, — это вопрос необходимости таких специальностей для обучения. А если грант не был получен из-за худшего балла по ЕНТ, то тут уже вопрос к системе оценивания и градации тестирования.
По сути, ЕНТ должно показывать очень четко, кто способен получить высшее образование, а кому не дано. Исходя из такой нехитрой логики, предлагается пересмотреть систему государственных грантов и самого ЕНТ, чтобы его успешная сдача означала безусловное получение государственного гранта на обучение.
Остается только вопрос конкуренции вузов за лучших абитуриентов. Короче говоря, если человек сдал ЕНТ, то он обучается бесплатно. Таким образом, в Казахстане можно официально заявить о бесплатном высшем образовании для своих граждан. Обучение для иностранцев остается платным или в рамках систем международных грантов.
В Казахстане, по данным министерства образования и науки РК, в настоящее время 129 вузов. Из них 84 — частные. Как видно, частных — большинство, но, увы, это не означает качество обучения.
По данным платформы egov, а именно национального рейтинга лучших вузов Казахстана, практически везде и во всех отраслях лучшими являются государственные учебные заведения. Десятки и «пятнадцатки» лучших содержит государство. Это говорит о многом: и о качестве обучения, и о контроле, и о финансировании и поддержке, и о возможностях и связях и т. д.
Частные вузы чаще всего ограничены в возможностях, качестве, во влиянии и поддержке. И это, несомненно, сказывается на качестве образования студентов. Некоторые коммерческие учебные заведения просто штампуют специалистов якобы с высшим образованием, которое, увы, таковым не является. Потом такие «профессионалы» часто не могут даже просто найти работу по специальности, не говоря уж о том, чтобы приносить ощутимую пользу стране. Зачем тогда нам дутая статистика и дутое образование?
129 вузов на небольшое количество нашего населения — это много. Вполне хватит гораздо меньше. И лучше всего сделать так: на всю страну оставить только 14 крупных университетов, как раз по количеству регионов. В каждом областном центре — по одному крупному государственному университету. И у каждого такого университета будет своя региональная специфика — упор именно на необходимые региону специальности, наряду с основными академическими профилями, конечно: где-то аграрные науки, где-то металлургия, где-то горное дело и многое другое.
Студент может учиться в своем регионе бесплатно, а если хочет учиться в другом, то это уже будет платно. Общежития в таких университетах сделать бесплатными. Таким образом, все региональные университеты будут равнозначны по уровню образования, сервису и статусу. Среди них самыми крупными должны быть университеты в городах республиканского значения. Под их эгидой можно объединить лучшие вузы страны. Такая реформа позволит существенно снизить затраты на высшее образование при улучшении качества и контроля за процессом образования.
Не подлежит сомнению, что качество казахстанского образования, увы, несопоставимо с мировым или, например, европейским. Но для того чтобы развивать страну и не отставать от мирового прогресса, нужно чтобы как можно больше наших молодых людей обучалось в университетах мира. Для лучших студентов в нашей стране существует программа «Болашак», но, увы, не все могут ею воспользоваться.
Есть определенный процент студентов, которые по каким-то причинам не смогли попасть в эту программу, но имеют достаточный потенциал для серьезного обучения за рубежом. Тем временем в Европе — Германии, Франции, Бельгии и т. д. есть университеты с бесплатным обучением. Причем они входят в рейтинг лучших в мире. Главное условие — знать язык страны обучения. Студентам только необходимо оплатить перелет, небольшие целевые сборы, проживание и, конечно, затраты на питание. В среднем это где-то 700-800 евро в месяц.
Так вот наше государство могло бы взять на себя расходы казахстанского студента, обучающегося в зарубежном вузе. Причем чаще всего эти траты необходимы только в первые годы, потом студент осваивается и может подрабатывать не в ущерб учебе и самостоятельно закрывать свои расходы. Мало того, еще в школах Казахстана можно создать выпускные классы с усиленным обучением европейских языков, что уже позволит заранее определиться с профессиональной ориентацией и страной обучения. Такое нововведение сэкономит студенту целый год языковой подготовки для поступления.
Чтобы мотивировать выпускников европейских вузов возвращаться в Казахстан, предлагаю следующую схему. Те, кто после окончания вернулся назад и отработал определенное количество лет в Казахстане, могут не возвращать деньги, потраченные за его учебу. А те, кто захочет остаться, должны вернуть деньги государству со своей заработной платы в Европе в сжатые сроки. Довольно ясно и понятно. В результате такая схема обучения обеспечит страну большим количеством специалистов международного класса, которые смогут привнести в развитие страны знания и опыт мирового уровня.
Конечно, это только несколько предложений по реформе образования в Казахстане. Подробно и детально их можно расписывать очень долго и подробно. Но то, что нынешняя система образования, особенно высшего, нуждается в кардинальных изменениях, — это факт. И можно начать с этих направлений.