Все постсоветские деревни имеют свой неповторимый колорит. Казахстанская деревня в корне отличается от российской, украинской и белорусской и других постсоветских стран тоже. В нашем селе Возвышенка под программами развития сельских и приграничных территорий жить можно. Хотя нюансов еще предостаточно, пишет блогер из Северо-Казахстанской области Анатолий Яхимович.
В Беларуси полностью сохранили и во многом приумножили советское наследие, а промышленные гиганты страны, которые окрепли за годы независимости, обеспечивают белорусскую деревню современной техникой. Основная система хозяйствования на селе государственная, хотя есть немного частного сектора.
Российская деревня имеет очень пеструю картину по регионам. Почти заброшенные деревни Нечерноземья и относительно благополучные в других регионах. В частности, в Омской области деревни относительно ухоженные. Тому есть ряд причин. Переселенцы из постсоветских республик оседали в основном в Омской и Тюменской областях. Потом наши бывшие переселенцы на российский север, заработав неплохие деньги, вернулись в привычный климат на юг Омской области, и построенные ими в селах современные дома впечатляют. Хотя земля там в руках крупных корпораций, есть даже и казахстанские, как «Казагро». Если Беларусь производит в 2 раза пищевой продукции выше своих потребностей, то Россия почти по многим продуктам стала обеспечивать себя сама, а зерновые культуры занимают свою нишу в российском экспорте.
Украина, как я понял со слов своего племянника, в руках крупных транснациональных корпораций, и основное направление — это продажа продуктов на мировой рынок. Промышленные гиганты Украины лежат на боку. Если учесть, что племянник мечтал уехать на заработки в ЕС, жизнь на селе у них тоже несладкая, и это на Житомирщине, где самые плодородные земли в мире. А что творится у нас, это знают все.
«Наступило будущее». То, о чем говорили еще пару-тройку десятков лет назад, свершилось. Многое из прогресса, конечно, очень радует. Другое изумляет, а третье — шокирует.
Урбанизация городов растет в геометрической прогрессии. Села исчезают в такой же прогрессии. Люди хотят жить как в Сингапуре, где экономика страны формируется в финансовом секторе и IT-технологиях. За это они могут себе позволить высокий уровень жизни, качественные продукты питания, современную технику, гаджеты и прочие атрибуты хорошей жизни.
Другие страны стремятся к такому уровню жизни, только те, кто успел сесть в люксовый вагон, уже ушли намного вперед, и повторять их успехи — это тупиковый путь. Надо искать свои ниши, где можно быть лучшими или хотя бы наравне с передовыми.
У нас есть такой путь. Это производство высококачественных продуктов питания. Современная пищевая продукция все больше скатывается к пищевому ширпотребу, где в хлебе разные наполнители и разрыхлители, а в колбасе — соя и усилители вкуса. Мясо, выращенное на анаболиках, а соя — генномодифицированная. Да еще современные усилители вкуса, на которые подсаживаются потребители.
Сами производители, точнее, руководители этих предприятий, эти продукты наверняка не едят, для многих подходит поговорка «деньги не пахнут». К тому времени, как развалятся последние села, в колбасе уже не будет мяса и даже сои будет мизер. Современные технологии уже позволяют выращивать и искусственное мясо, добивая «последних из могикан» самозанятого села.
А мы хотим жить на селе и кушать высококачественные продукты. Благо государство создало программу развития базовых сел. Но в округе этих сел деградация сельских поселений продолжается.
В нашем селе под программами развития сельских и приграничных территорий жить можно.
Вся наша жизнь происходит в усадьбе. До обеда мы что-то делаем, ищем себе занятие. Сократили до минимума приусадебное животноводство. Оптимизировали огород. Надо сказать, что цены на все выросли довольно прилично.
Хотелось бы остановиться на выгоде, которую можно получить с огорода или сада. К примеру, саженцы плодовых растений лучше покупать в проверенных питомниках. На наших рынках широкий выбор саженцев, только вот качество их оставляет желать лучшего.
Неосведомленный покупатель может купить просто непривитую дичку. Такой случай был со знакомым. Вырастет просто не пригодное для потребления в будущем растение. Его можно только привить культурным сортом.
Стоит у нас саженец яблони 3500 тенге. Я брал, но растет он плохо. А вот привитый мной на дичку сорт уже в прошлом году плодоносил крупными яблоками с хорошим десертным вкусом. Груша тоже привитая, правда, вкус посредственный, но в засушке она прекрасна. Мы на зиму в прошлом году заготовили 11 трехлитровых банок.
Нет смысла покупать у непроверенных продавцов саженцы вишни и сливы. Вишни у нас много в лесополосе, и в прошлом году мы наморозили четыре ведра на зиму и до сих пор делаем морсы и компоты, измельчая миксером. Сливу я вырастил кустиком, выкопанным рядом с плодоносящей. На третий год она начала плодоносить не крупными, но вкусными плодами. Основной уход — обрезка и удаление корнеотпрысковых.
Есть у меня крыжовник и смородина двух видов. Черная почему-то не ведется, крыжовник — в угнетенном состоянии, я думаю, им нужно место более открытое и уход. А вот красная смородина растет большим кустом и гроздьями. Мы ее тоже морозим в зиму.
В этом году в деревне ажиотаж был. Все ищут семена картофеля. После того как в прошлом году цена подскочила до более 500 тенге.
Да, про поливную воду. Берем из скважин, дождевую собираем, в доме есть вода из водопровода, иногда выводим на улицу. У нас куб стоит 250 тенге.
Удобрения для огорода тоже свои. Навоз из-под кур и баранов перепревает — и отличная органика. Так же вносим амофос.
Ездили с супругой в магазин. В магазинах есть все, но цены зашкаливают. Супруга захотела копченой курочки и попутно овощей и фруктов. Копчености у нас свои, но, когда лень этим заниматься, берем местного комбината, который в селе. Цены относительно приемлемые. Там и конину свежую наборами продают, и мясо местного закупа.
Предложил жене, может, колбасы купить, она стала открещиваться. От колбасы мы давно отказались, иногда для окрошки или зимних салатов берем. Колбас в ассортименте тоже очень много. В общем, полки ломятся от продуктов.
Официальная статистика говорит, что цены выросли на 10-15%. Враки! Почти в два раза. С пятитысячной купюрой придешь и купишь так, на один зуб. Встретили внучку на детской площадке возле магазина. Говорю, пойдем купишь себе чего-нибудь вкусненького. Она взяла мороженое за 480 тенге, и вроде упаковка небольшая.
У нас, к примеру, яйцо продают по 300 тенге, молоко — 250 за литр. Рыба — карась живой — любого размера по 250. Огурцы в магазине — 310 тенге, помидоры — 800 тенге, но они уже как домашние. Продают зернофураж.
Я в этом году впервые за много лет не планирую продавать мясо на рынок, и таких, как я, очень много. Мои виды на урожай тоже неутешительные. Пыльные бури, малый запас влаги не внушают оптимизма. Жаль, мука долго не хранится. Придется купить несколько мешков пшеницы. Просто мы, пережившие лихие 90-е, по-другому смотрим на то, что творится в мире. На запрет многих стран на вывоз из страны продуктов. Так что совет: у кого есть дачи и огороды, хотя бы корнеплодами себя обеспечьте. Может быть, я все утрирую и все не так, как говорю, а так, как чиновники вещают по телевизору?
Наши фермеры неплохо платят своим рабочим, что тоже радует. После того как люди не стали идти работать за бесценок, ситуация резко изменилась. В наших соцсетях народ что-то продает и покупает. На наше село опять должен прийти транш 165 млн тенге на внутрипоселковые дороги, также финансирование на другие проекты в селе.
За деньги можно купить все! А если основные продукты свои, то, наверное, голод селянам не грозит. К сожалению, продуктов для горожан на селе с подворий, скорее всего, уже не будет. В селе кипит своя обычная жизнь.
Общаясь с местными жителями, иногда проскальзывает интересная информация. Один жалуется, что работы для большегрузов уже практически нет. Другой говорит, что, видно, придется закрывать цех по переработке и закупке мяса. Резко сократилось поступление продукции от населения. Третий говорит, что по осени заставили отчитаться по зерну в завышенном объеме, а сейчас продажу ограничили. Если это так, то того объема зерна, на который рассчитывает правительство, в стране наверняка нет.
Подрезали крылья самозанятым, завысили реальные объемы зерна. Как сказал мой один знакомый, «я в этой лабуде почти не вижу экономики, а больше передел сфер влияния и финансовых потоков и меньше ответственности с тех, кто принимает решение».