суббота, 4 февраля, 2023
icon
458.69
icon
501.3
icon
6.52
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-19oC
Подпишитесь на нас:

Эксперт: Половина экономики Казахстана вне легального периметра и это вызов №1

В июле ожидается ежегодное расширенное заседание правительства. На повестке – вопросы инфляции, инвестиций, итоги социально-экономического развития страны за полгода. Прозвучат ли на совещании, где будут все министры в полном составе, громкие заявления? Услышат ли чиновники критику в свой адрес и если да, то за какие промахи? Эти вопросы ИА «NewTimes.kz» задал эксперту, руководителю HKO «DESHT» Куанышу Жаикову.

Эксперт: Половина экономики Казахстана вне легального периметра и это вызов №1

Фото:pixabay.com

По его словам, расширенное заседание правительства в июле – дежурное, на нем традиционно подводят итоги первого полугодия экономического развития страны. Также стоит учитывать, что обычно в сентябре президент обращается к народу с Посланием, а до этого времени остается около двух месяцев.

«Первое. Возможно, скажут: вот такие задачи, дайте результаты за эти полтора месяца, иначе осенью будут приняты меры. Традиционно все же ожидают осенних отставок, но это больше дежурное совещание. Второе. Вопросы, поднимаемые на этом совещании, тоже достаточно обычные. Прошло полгода, вопрос инфляции тоже понятен, и, безусловно, актуален. Но проблема в том, что он актуален всегда», — считает эксперт.

В экономике есть две главные проблемы и зачастую они взаимозаменяемы. Это инфляция и безработица, считает спикер. Все остальное – уже так называемые промежуточные проблемы.

«Соответственно, обсуждается либо первое, либо второе. Что касается инфляции, все годы так или иначе она была на острие повестки. Возможно, накопилось достаточно много проблем и теперь уже есть понимание, что в ручном режиме их не устранить. Надеюсь, предстоящая дискуссия будет про системные меры», — сказал Куаныш Жаиков.

Мы поинтересовались, на какие самые острые проблемы, по его мнению, сегодня стоит обратить внимание правительству Казахстана.

«Мы сейчас рассуждаем в парадигме развитых стран, когда все более или менее отрегулировано и работает. Если речь о капитализме с рыночной экономикой, вы занимаетесь «хирургическими вмешательствами», то есть на на повестке есть отдельные индикаторы, которые вас не устраивают. А в развивающихся странах, куда относится и Казахстан, есть более глубокие проблемы, и они провоцируют одновременно плохие показатели во всех сферах. Как пример: что мы делаем, когда человек заболеет? Лечим вирус в целом, чтобы устранить его последствия. В Казахстане из-за проблемы с самим фундаментом все происходит одновременно – инфляция, высокая безработица, монополизация в каких-то сферах и т.д. Это все следствие чего-то другого. На мой взгляд, в первую очередь стоит обратить внимание именно на это», — считает эксперт.

Одна из проблем в экономическом развитии страны – наличие нелегального сектора в разных сферах, будь то занятость или предпринимательство. И это мешает увидеть объективную статистику, к примеру, по показателям безработицы.

«По разным подсчетам, у нас половина экономики находится вне легального периметра. Если смотреть по занятости – есть наемные работники, они платят налоги, соцотчисления, декларируют доходы. Но половина взрослых граждан не видна. То же самое с их доходами. Дело даже не в том, что они не подключены к государственным фискальным системам – налоги, ОСМС и прочее. Они живут по своим законам. Если мы говорим, что государство – это система формальных институтов, законов, правил, организаций, контролирующих их исполнение, то здесь половина экономики для нас просто не видна. Это даже не проблема, а вызов №1», — говорит Куаныш Жаиков.

Так, на протяжении многих лет компании не отражали объективно финансовые обороты, чтобы не платить налоги, импорт завозили «серыми» способами, совершали платежные операции через мобильное приложение.

«После январских событий выяснилось, что нелегальная часть общества может создать проблему. Что есть огромная масса людей, которых не устраивает трудоустройство, они могут прийти в город и грабить магазины. Легальный и нелегальные секторы начали пересекаться. Инфляция образуется в том числе в нелегальном секторе: там, где начинаются «серые» зоны, существует монополизация, отсутствует конкуренция, применяются силовые и административные методы, коррупция. На этих этапах формируется инфляция, а после до прилавков доходят все эти цены. То же самое с безработицей. К примеру, вместо пяти предприятий существует одно, которое заручилось поддержкой местных чиновников. Оно не может трудоустроить много людей, просто получает прибыль, а в итоге мы имеем безработицу на местах», — отметил спикер.

По его словам, необходимо легализовать «невидимый» сектор, чтобы получить ту самую экономику, где видны все денежные транзакции, сделки заключаются прозрачно, а люди доверяют друг другу.

«Это важнее, а решение вопроса с той же инфляцией – один из шагов на этом пути. Это первое, на что нужно было обратить внимание правительству, особенно в сфере политических реформ, когда президент объявляет политику деолигополизации экономики, возвращаются в госсобственность ряд объектов. Логическим продолжением был бы более системный подход к теневому сектору. Тогда для решения проблем инфляции было бы достаточно нескольких точечных мер»,— рассказал он.

Также мы поинтересовались о том, какие поручения, данные правительству, сегодня исполняются в недостаточной мере. Таких поручений много, но не только правительство несет единоличную ответственность за их исполнение, считает эксперт. Так, проблемы в регионах должны решаться на местах.

«Мышление о том, что правительству поручают правильные задачи, а оно не исполняет – это из категории прежнего Казахстана. Исполнительная власть так работать не должна, особенно когда речь идет о стране с огромной территорией с разбросанным населением. Есть принцип субсидиарности, когда решения принимают максимально на местах. Там, где живет население и есть местные чиновники, знающие о текущих проблемах. Невозможно решить проблемы из центра, столицы. У нас сложилась условная пирамида: президент дает поручение, затем оно поступает в администрацию, в правительство, оттуда даются поручения акимам. Здесь нужен разумный баланс между правительством и местным исполнительным органом, особенно в сфере объявленных политических реформ - усиления роли маслихатов и т.д», — высказался Куаныш Жаиков.

Он также считает, что правительство – не какой-то суперэффективный орган, а организация со своими ограничениями – человеческими, временными, функционалом. А избыток поручений мешает эффективно их исполнять.

«Как в любой компании, где, допустим, работает несколько человек. Им день за днем дают много поручений, и какими бы эффективными они не были, в какой-то момент они захлебываются и "выгорают". То же самое происходит сейчас. Очень много поручений, причем очень конкретных. Все спускается в правительство, предполагая, что дальше все заработает. Есть хорошая поговорка: скорость каравана равна скорости самого медленного верблюда», — отмечает спикер.

По его мнению, для эффективной работы госаппарата нужна реформа по экономической и административной децентрализации. Руководство на местах следует освободить от менеджмента в центре, передать социально-экономическое планирование в регионы. Тогда как правительство должно заниматься стратегическими вещами межрегионального характера — инфраструктуры, транспорта и пр.

«Если бы это было сделано заранее, то июльское расширенное заседание было бы эффективным. Можно было бы загрузить правительство стратегическими вопросами, такими, как сохранение статуса-кво, решением вопросов транспортных маршрутов. Это огромные межрегиональные проекты, которое правительство могло бы взять на себя. Пока правительство загружено миллионами задач и за все ответственно, оно не может делать то, что должно на самом деле. Уверен: будет критика правительства, что поручения были даны, и они не исполняются в полной мере. Но нужно понимать, что есть проблемы самих поручений. Я предлагаю взглянуть на ситуацию немного по-другому. Понять, что мы развивающаяся страна и половина экономики находится в нелегальном секторе. Второе – исполнительную власть нужно рассматривать шире. Правительство единолично не отвечает ни за рост экономики, ни за инфляцию. Следует правильно расставить систему исполнения. Тогда правительство сможет отвечать за исполнение стратегических задач», — заключил эксперт.

В статье:
Что думаете об этом?
Подпишитесь на нас:


Эксклюзив
Интервью и мнения