В мире, где каждый день миллионы людей погружаются в цифровое пространство, остается важным навык уметь работать с информацией — брать нужное и полезное, а вредное и отвлекающее — решительно отсеивать. Почему нужно прививать культуру поведения в Сети детям уже с раннего возраста, и как это связано с их безопасностью — в материале ИА «NewTimes.kz».
Экспертным мнением по этим вопросам с редакцией поделилась журналист, руководитель проекта #tekmediasauat Бактыгуль Бурбаева.
Родительский контроль
До того, как подключать соответствующие функции в телефоне, нужно знать, что дети смотрят и ищут в интернете, разговаривать с ними, учить, как разделять информацию на необходимую и бесполезную, как не попадаться на уловки мошенников, которые в корыстных целях хотят раздобыть личные данные. Сегодня дети потребляет много контента и следует объяснять им, что на просторах интернета действуют правила безопасности, которые, прежде всего, помогут уберечь их. Так, нужно ставить защиту для личных аккаунтов, не вступать ни в какие переписки с незнакомцами, следить за тем, что вы публикуете.
Чем меньше информации о детях — тем лучше
Старайтесь не использовать фотографии своих детей в Интернете. Бывает, что этими снимки могут попасть в руки мошенников, злоумышленников или на запрещенные сайты. Не публикуйте фотографии возле вашего подъезда, номер автомобиля, снимки возле школы, где учатся дети, а также не выставляйте на всеобщее обозрение фото, где вы идете в детсад и понятно, о каком образовательном учреждении идет речь. Это все вопросы безопасности.
Мы должны помнить, что иногда мошенники могут жить недалеко от нас. Они следят за людьми в своих корыстных целях, и готовы уцепиться за любой «крючок», не надо давать им такую возможность. Также не стоит публиковать фотографии о том, что вы улетаете или «Я в отпуске». Ваша радость в этом случае понятна, но для тех же квартирных воров это лишняя «зацепка».
К слову, и по закону «О СМИ», и по новому закону «О рекламе и онлайн-платформах» вас могут привлечь к ответу за публикацию фотографий чужих детей. Фото — это тоже форма подачи информации.
Медиаграмотность с детского сада
В некоторых странах азы этого предмета преподают в детских садах. Ведь мы же говорим детям: «Не разговаривай с незнакомыми людьми», «Не бери конфеты и прочие сладости из рук незнакомых», «Ни в коем случае не садись в машину к чужим, незнакомым людям», так почему не делать этого в информационном пространстве? Если ребенок бесконтрольно пользуется Интернетом, он может перейти по любой ссылке, зайти на любой сайт.
Мы знаем, что нажать на кнопку достаточно, чтобы показать вашу геолокацию. В наше время люди по 8 часов, а то и больше, проводят в интернете. В киберпространстве — общение с коллегами, друзьями, бизнес, работы, доходы. Это часть жизни, но всегда стоит помнить, что она сопряжена с определенной опасностью. А потому не забывайте о необходимости защищать свои персональные данные, не доверяйте непроверенной информации, и тем более, не пересылайте ее.
Этика в Интернете
Еще одно важное правило поведения в Сети — этика или вопрос элементарной вежливости, соблюдения личных границ и уважения к собеседнику. Не используйте в интернет-общении язык вражды, не сейте рознь, не доверяйте сомнительной информации, сохраняйте благоразумие. Это не только вопрос соблюдения законности, но и кармы. Давайте научимся беречь друг друга и не давать возможности различным информационным вбросам, фейкам влиять на самочувствие общества. Не нагнетайте. Если дискуссия в Сети становится напряженной, граничащей с хейтом, лучше оставить ее. Помните, что в итоге может пострадать реальный человек, который оказывается в потоке негативных комментариев и это плохо скажется на его психике.
Всегда задавайте вопросы
У нас исчезла культура задавать вопросы, тогда как именно это позволяет разобрать информацию более детально и рассмотреть картину происходящего гораздо шире. Критическое мышление зиждется на том, чтобы задавать вопросы и подвергать информацию сомнению. Нужно учить детей этим навыкам с раннего детства.
Три года назад международный центр журналистики MediaNet совместно с Internews Kazakhstan подготовил первый учебник по информационной медиаграмотности для учащихся школ. Он прошел экспертизу, получил одобрение и поступил в Минобразования и науки РК (ныне Минпросвещения — прим. ред.). Этот предмет вошел в число факультативных. Также для учебника разработали методичку для учителей.
А в этом году наша команда - общественной организации «Казахстанская Медиа Сеть», — отправились работать в регионы. Мы проводим тренинги для всех, кто хочет делиться полученными знаниями по медиаграмотности. К тому же, КазМедиаСеть начала проект под названием «Меняем вредные медиапривычки/50 советов по медиаграмотности». Его поддержал Европейский Союз с помощью Internews Europa в рамках общего проекта REVIVE.
Безопасность в Сети
Помню, на одних из первых курсов по медиаграмотности тренеры советовали не сообщать в Интернете даже клички домашних животных. Я очень удивилась и подумала: «Какая связь?». Было время, когда пользователи придумывали пароли по кличкам любимых домашних питомцев? Это все подсказки для интернет-мошенников. Не зря сегодня в полиции есть целые отделы, занимающиеся расследованием киберпреступлений. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке, а их в интернете огромное множество и самых разных видов.
Если незнакомый человек обещает вам получение выгоды, предлагает моментальный выигрыш, подарки, или объясняется в любви — осторожно! Мы слышим истории о том, что к вам якобы из-за рубежа едет человек или предлагает вам получить подарки от него, вот они уже «поступили», но нужно оплатить определенную сумму, так как «груз застрял». Это классическая схема обмана, но она может подаваться мошенниками в разных вариациях.
Здесь можно провести такую аналогию: есть 10 сюжетов, из которых делают тысячи фильмов. Развитие технологий привели к тому, что мошенники подделывают многое — новостные сюжеты, информационные сообщения, фотографии, ролики, переговоры по телефону, и даже научную информацию, используя фейковую информация в своих целях.
Бывает, что какая-то фейковая новость существует десятилетиями, затем интерес к ней угасает, а спустя время она появляется и начинает вновь будоражить общество. Это и есть зомби фейки — возрождение забытых фейков. Хочу напомнить, что на каждом из нас как на потребителе информационного мира лежит ответственность — за слова и действия в Сети. Слово может обидеть, сбить с толку, дискредитировать. Прежде чем делиться непроверенной информацией, задумайтесь и всегда думайте о чувствах других людей.
Справка. Сайт tekmediasauat.kz посвящен повышению медиаграмотности. Здесь можно найти материалы по теме — интервью с медиаэкспертами, подкасты, анимационные ролики для детей, медиаквизы, ссылки на учебники и т.д.