Ежедневно в полицию Алматы поступает 10-15 обращений от граждан, подвергшихся насилию в семье. Заместитель начальника управления местной полицейской службы департамента полиции Алматы полковник полиции Диас Дуанбеков рассказал собственному корреспонденту ИА «New Times» Нелли Адаменко, какие меры принимают стражи порядка, чтобы дать абьюзерам отпор и не допустить трагедии в семьях.
С начала года совершено 21 уголовное правонарушение в бытовой сфере, за аналогичный период прошлого года — 23. В их числе такие тяжкие преступления, как три убийства, семь случаев тяжких телесных повреждений, шесть фактов телесных повреждений средней тяжести, одно истязание и одно изнасилование.
Бытовые конфликты могут быть связаны с нанесением легких телесных повреждений, побоев, совершением противоправных действий, когда агрессор разбивает дома мебель, предметы быта, оскорбляет жертву.
Все это относится к административным нарушениям. В отношении таких абьюзеров полицией Алматы установлено 3889 защитных предписаний. А к 477 гражданам судами по ходатайству органов внутренних дел установлены особые требования к поведению. За этими цифрами стоят семейные скандалы, конфликты, сломанные судьбы… Поэтому сотрудники полиции ежедневно проводят мероприятия по недопущению кризисных ситуаций, чтобы менее тяжкие правонарушения не перешли в более тяжкие.
— Далеко не все жертвы бытового насилия пишут заявление на своего обидчика. У одних — так называемый стокгольмский синдром, другие впоследствии жалеют домашнего тирана, не хотят отправлять его под стражу, другие просто боятся последствий таких шагов…
— Как показывает практика, в основном жертва, боясь совершения последующих насильственных действий, может сказать, что не имеет претензий к насильнику. Это приводит к тому, что человек, который совершил данное правонарушение, остается вне поля зрения полиции, не отвечает за свои правонарушения, что ведет к его полной безнаказанности. Чувствуя свое превосходство и зная, что жертва находится от него в зависимом положении, абьюзер продолжит дальнейшие издевательства.
В этом году были внесены поправки в административное законодательство Казахстана, согласно которым отказ жертвы бытового насилия от подачи заявления на домашнего тирана не является обязательным требованием для дальнейшего производства в его отношении. Сейчас такое обращение не требуется, даже если жертва не хочет разбирательства.
Сотрудник полиции, проводя соответствующую процедуру, проверку, сам может сделать выводы, какие меры принимать в отношении абьюзера. Внесенная по поручению президента РК министерством внутренних дел норма в отношении бытовых агрессоров дает хорошие результаты, и мы сможем применять к ним более действенные профилактические меры.
— Насколько защитное предписание спасает жертву насилия и кто его выдает?
— Защитное предписание выносят сотрудники полиции — участковые инспектора. При этом полицейский может и не принимать во внимание мнение жертвы с учетом того, что она находится в зависимом или подавленном состоянии. При прежнем законодательстве, когда новая норма не применялась, мы видели ежедневное повторение скандалов, абьюзер звонил, приходил на работу к жертве, выражался прилюдно в ее адрес нецензурно, провоцировал конфликты дома.
Когда мы выдаем защитное предписание, тем самым запрещаем абьюзеру совершать эти и другие противоправные действия. Если он продолжит вести себя по-прежнему, то за нарушение защитного предписания понесет определенное наказание. Поэтому данный метод является действенным.
Проведенный нами мониторинг показал, что люди, которые состоят у нас на учете, правонарушений не допускают. Процент повторных правонарушений в период вынесения защитного предписания сегодня минимизирован и составляет порядка 10 процентов. В основном домашние хулиганы понимают, что находятся под бдительным оком полиции, и стараются в тот период соблюдать определенные требования.
— Как вы узнаете, что агрессор не соблюдает защитное предписание? Для этого жертва семейного насилия должна вновь обратиться в полицию?
— Мы можем узнать это как от жертвы насилия, так и от членов ее семьи, соседей. В течение недели абьюзера проверяем дважды по месту жительства, обязываем, чтобы он приходил к нам. То есть полицейские проводят индивидуальную воспитательную работу в течение месяца. За это время сотрудник полиции может прийти к нему в любое время и поинтересоваться, чем он занимается.
Некоторые агрессоры уверены, что бить жену правильно, и объясняют это восточным менталитетом. А о том, что это нарушение закона нашей страны, вряд ли задумываются. Большинство наших женщин терпят моральные и физические издевательства от своей второй половины, полагая, что так и должно быть. И это нередко приводит к трагическим последствиям. Так, после тяжких побоев супруга в полицию обратилась женщина, которая проживает в браке девять лет, имеет двоих детей. Семь лет она терпела бытовое насилие, и таких случаев, увы, немало. Поэтому я призываю женщин не терпеть издевательства, а обращаться в полицию по телефону 102 или в кризисные центры.
— Какие меры предусмотрены за нарушение защитного предписания?
— Для впервые совершивших правонарушение в сфере бытового насилия предусмотрен арест на пять суток. В случае, когда абьюзер сделал это повторно, то десять суток. Если в отношении него выдано защитное предписание, которое он нарушает, то получается двойное правонарушение. Тогда в отношении агрессора возбуждаются два дела, и по совокупности он может получить 15 суток ареста.
— Как быть с семьями, в которых официально брак не зарегистрирован? Может ли женщина обращаться в полицию на своего сожителя, который ее терроризирует?
— К нам могут обращаться по этому поводу как граждане, живущие в зарегистрированном, так и незарегистрированном браке, а также разведенные пары, которые имеют общего ребенка. Одной из основных причин рецидивного правонарушения в семейно-бытовых отношениях является употребление алкоголя, что приводит к систематическим скандалам.
Одним из методов профилактики бытовых конфликтов является лечение от пагубной привычки. На принудительное лечение от алкоголизма мы направили 128 агрессоров. Чтобы отправить человека на принудительное лечение от алкоголя, согласно последним поправкам, не обязательно заявление жертвы насилия, которая с ним живет.
Участковый по собственному усмотрению может принять решение о возбуждении ходатайства на направление на принудительное лечение, если видит, что конфликты происходят на почве пьянок. Это подразумевает помещение злоупотребляющего дебошира в наркоцентр от полугода до двух лет. Решение о том, сколько времени для лечения необходимо, чтобы человек вышел из состояния алкогольного опьянения, принимает врачебная комиссия.