четверг, 21 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
0oC
×

Боги и марионетки: Взгляд опытного художника на современный Казахстан

Искусство и личность художника – это мир, полный тайн и загадок. Художники мыслят метафорами, а разговаривают языком красок, форм и символов. Они  обладают удивительной способностью не только говорить о тонких материях, но и берутся отражать самые актуальные и острые проблемы общества через яркие метафоры. Таким художником представляется яркий представитель современного искусства Казахстана, арт-критик, журналист и общественный деятель Зитта Султанбаева. К 60-летию артистки редакция ИА «NewTimes.kz» записала с ней интервью о пути настоящего художника, актуальных проблемах искусства в настоящем времени и о том, как в сознании художника зарождаются образы для его творения. 

Фото из личного архива Зитты Султанбаевой
Фото из личного архива Зитты Султанбаевой

— Как начался ваш творческий путь?

— Направление моего пути в область искусства, наверное,  с самого детства, хотя я не мечтала стать художником. Но я росла в окружении рисующих родных. Я завороженно наблюдала за тем, как рисовал мой любимый дедушка Фазыл Юсупов, которого все мы в нашей семье называли Абзикой, что в переводе с татарского – дядя. Это был совершенно чудесный и изумительный человек. Он умел чудесно рисовать то, что он любил больше всего в своей жизни - цветы, которые он сам выращивал и за которыми ухаживал, сначала в большом саду на улице Чайковской, где располагалось наше родовое гнездо, потом в палисаднике в 6-м микрорайоне. Его не раз рисовал сам Сидоркин.
В моей семье хорошо умел рисовать мой папа, его рисунки хранились в альбоме. Один только его каллиграфический почерк чего стоит! Отлично рисовала моя сестра Гульнара, которая в то время обучалась на художника модельера и жила с нами рядом. А еще я видела, когда ходила в гости  маминой подруге  на Масанчи в частный домик, как лепил из черного пластилина друг моих родителей, известный казахстанский скульптор Марат Айнеков. А вот первый мастер-класс дала мне моя золотая тетя, чье драгоценное имя Гульфайрус было у всех на слуху.


         
Секрет творческого пути кроется в том, что нужно  научиться извлекать дух так, чтобы линия, пятно и форма наполнились Дыханием Сущего, Божественным Огнем, моим нутром, ведь я есмь частица Творца и все мои творения должны быть одухотворены, а не просто демонстрировать великолепное владение кистью и карандашом.

— Расскажите про вашу первую выставку?

— Моя первая выставка прошла спустя четыре года после окончания моих девяти лет обучения в Алма-Атинском художественном училище им. Гоголя и театрально-художественном институте им. Жургенева. И это была громкая, веселая и дерзкая  выставка в Доме Кино, открывшаяся в 1992  году. Я выставила тогда серию своих монотипий «Лики и лица».
Сочинила сценарий перформанса,  на ее открытии и выплеснула в нее всю свою накопившуюся энергию. Даже бывалый Дом Кино, место богемных тусовок, был обескуражен происходящему действу. Помню, как на наших репетициях выбегала из своего кабинета раздосадованная Галина Леонидовна Кузембаева и осаждала нас! 
В листах моего раннего периода, я часто обращалась к таким архетипичным образам, как птица, черви и короли. Это отсылка к мифу о трехуровневом устройстве нашего мира, где верхний мир олицетворяет птица, средний – человек, а нижний – червяки. Позднее я повторила эту структуру в нашей инсталляции «Азиатский маршрут», которая заняла 1-е место во второй годовой международной выставке современного искусства в 2000 году.

 На поэтическом вечере памяти поэта Нуписа в «Голден Будда», фото И.Бруля, 2008

Моя выставка произошла в тот момент, когда после развала Союза началось формирование новых структур существования художественной жизни в республике. Организовать выставку мне помогали всем миром. Это были мои друзья из  группы «Зеленый Треугольник» и театральный художник Гульнара Хусаинова, художник Галим Маданов, вошедший чуть позже в список 10 лучших молодых живописцев современности,  подаривший мне 12 рамок для моей графики, известный скульптор Оскар Есембаев, купивший мне  стекло для оформления работ.

— Чем отличался мир искусства в молодости от нынешнего времени?

— Мир искусства моей молодости строился на обломках советского искусства. В тот  момент, когда вся налаженная  инфраструктура  деятельности союза художников в виде нескольких художественных выставочных залов,  художественного комбината «ОНЕР» и дирекции художественных выставок, чей экспертный совет распределял заказы на создание тех или иных произведений, капчагайского фарфорового завода, выпускавшего эксклюзивную авторскую  керамику собственного производства, книжных издательств «Жалын» и «Онер», являвшихся заказчиками тех или иных произведений просто один за другим,  исчезли,– уйдя с молотка в руки частников и нуворишей.  Представители искусства остались без привычных опор, без заказов, но молодые восприняли все как данность и стали приспосабливаться к новым условиям. Зарождавшееся искусство перебралось в подвалы, музеи книги, и квартирные выставки.

На месте исчезнувших, проданных объектов культуры появились НПО, западные международные фонды и иностранные компании, такие как Chevron, Mobil, Philip Morris, Siemens, где я провела свою вторую персональную выставку. Разница с том, что поменялся заказчик для создания произведений искусства. 

В Советском Союзе была идеология социалистического общества (где все-таки люди себя чувствовали социально защищенными),  которое необходимо было пропагандировать и воспевать. Обязательным условием для членов союза художников было исполнение заказов на тему воспевания труда, материнства,  мира в виде «чистого неба над головой» и так далее. А в постсоветское время заказчиками искусства стали такие международные фонды как Хивоса, Сороса и Рокфеллера, а также такие институции, как Гете институт, Британский совет, консульство США и другие. Все темы, под которые они выделяли свои гранты, были предопределены. Это защита ЛГБТ и фем-повестка, это деколонизация и новый тренд – «инклюзия».

На мой взгляд, ни о какой особой свободе в выборе тем не было и речи, так они были разработаны не самими художниками, а некими управленцами, сидящими в головных офисах, где-нибудь в Любляне или Цюрихе. Например, выставка современного искусства 2000-го года, в Алматы имела название: «СамоIDентификатия и коммуникации. Опыты взаимодействия». Впервые в Казахстане и во всей Средней Азии стало внедряться под маркой совриска: гендерное и феминистические направления в искусстве, цифровое искусство – «Digital Art», задолго до курса оцифровки в нашей стране. А в 2018-м мы выиграли заявку на участие в Ташкентском биеналле, где главной темой стало такое направление как Artsсiense / искусство и наука». Именно там я узнала о таком явлении, как постгуманизм, и цифровая био-конвергения. После этого я окончательно поняла, что современное искусство – это инструмент глобальной и античеловечной политики.

Как в советское время, так и в постсоветское художникам удавалась создавать нечто свое, не вписывающееся в установленные рамки бюрократических аппаратов и  идеологических конструктов, как советского, так и постсоветского периодов. Ситуация сегодняшнего дня, на мой взгляд, отличатся тем, что молодежь стала изучать современное искусство за рубежом, как сформированную область искусства со своими законами и правилами  в различных художественных академиях в Вене, Лондоне, Берлине, Париже или Нью-Йорке. Отучившись, новая генерация креативного класса полностью заточена и переформатирована под требования «нового времени» с установками к так называемой толерантности, инклюзии и постгуманизма, о которых я уже говорила выше. Они вынуждены плясать и петь под дудку своих иностранных кураторов и менторов. В Алматы таким образом почти не осталось по-настоящему независимых арт-площадок. А те, что имеются, оккупированы внешним управлением. 

Хотя  у нас вас в стране¸ безусловно, есть достойные и прекрасные художники старшего и среднего поколения, да и среди молодых есть очень яркие и сильные таланты.


— Расскажите о ваших любимых художниках и их произведениях

— За годы моего вхождения в мир искусства менялись мои вкусы и предпочтения. Что то из ранее любимого вошло в мою кровь, а что - то выпарилось из нее. Но,  в моем сердце  навсегда останутся имена тех художников, чье искусство пронизано любовью к божественным проявлениям этого мира, такие как Питер Брейгель-старший, Ци Бай Ши, Ван Гог,  Гойя и Веласкес, Рокуэлл Кент. Внутренне очищаюсь перед божественными ликами русской иконописи. Благоговею перед светоносными полотнами Кузьмы Петрова-Водкина. Согреваюсь у работ Нико Пиросмани, обожаю детскую живопись Кати Медведевой и много кого еще люблю.

Мое творческое кредо формировалось под впечатлением и воздействием окружавших меня художников и искусствоведов. Через Назипу  Еженову, преподававшую у нас в вузе,  я услышала многие, ставшие важными и для меня имена. Позднее я  и мой брат Нурлан познакомилась с ее близкими друзьями –  Рустамом Хальфиным и Лидой Блиновой. Альтернативный центр изучения искусства находился в их маленькой квартирке, в которой однажды Лида мне дала мастер-класс по работе с пластиком. 
Свое творческое кредо я сформулировала так: Моя рука должна быть уверенна настолько, чтобы линия текла свободно и легко, чтобы в ней было место Богу. 

  Монотипии «Нимфы» и «Инь и Ян». Начало 90-х

— Какой ваш проект вы считаете самым значимым из вашей художественной практики?

— Самый значимый мой проект? Мне кажется и у меня и у артдуэта ZITABL есть много достойных и очень интересных и глубоких работ. Но я бы выделила свою серию «Лики и Лица», «Боги и марионетки» и свою знаковую работу EMBRIO, как спиралеобразный символ жизни. Потом я продолжила эту тему серией своих свитков, напечатанных, на шелке, которые я выставила на своей персональной выставке «Произрастание» в 2004 году. Это было связано с зарождением жизни внутри меня. Когда у нас родилась дочь, которой мы дали имя Аурелия.

 Эмбрионы из серии «Произрастание», в центре - 1993 год, по бокам - 2003 год

Каждый наш проект был репликой на то или иное событие, происходившее в стране: «Азиатский маршрут» в 2000-м с его обращением к живой реальности урбанизированного, но архаичного пространства на пороге нового тысячелетия; «Медиа-Айтыс» с его дуальным осознанием социального противоречия (заложенного в самом ландшафте города, имеющего свой «верх» и «низ»), возникшего после слома эпох, созданный накануне 11 сентября, когда мир вздрогнул от теракта, уничтожившего башни-близнецы в Нью-Йорке; видео «Узник» и инсталляция «Просто в клетке», служившие метафорой «несвободы» современного человека в современных обществах; фотоколлаж «Молчание Ягнят» ― реакция на убийство политика А.Сарсенбаева; выставка «Яйцеголовые…», отразившая общечеловеческую историю как повторяющуюся и заевшую пластинку на «конвейере человеческого времени»; видео «The Blinde ― Breigel-remix» и одноименная фотосерия говорили о коллективной слепоте человечества.

Тогда, в 2000-м, мы близко к сердцу восприняли слова куратора из Берлина Сабины Фогель, которая говорила, что современный художник ― это такой барометр общества, своими произведениями отражающий состояние своей страны. Желая преобразования своей родине, мы всегда имели в виду этот критический аспект в СИ.

— Что для вас искусство?

— Это акт творения. Это медитация. Это выход из тела в мир образов и тонких миров. Если мы есть частицы Творца, а хочется надеяться на, то, что мы создания Первотворца, то мы наделены даром Творческого Акта. Искусство это не то, что должно обслуживать господствуюшие идеологии, это то, что позволяет понять фундаментальные вещи и ответить на вопросы: Кто я есть? Зачем я здесь? Что я люблю? И что я хочу оставить после себя этому одновременно прекрасному и больному миру? Тезис о том, что совриск пеленает раны, красиво звучал, но кто же наносит миру эти раны? 

  Перформанс и фотоколлаж «Мисс Азия» ― с протестным настроем против размещения американских военных баз в Казахстан

— Как вам пришла идея вашей книги «Арт Атмосфера АлмаАты»?

— С 1999 года появилась мое альтер-эго – Ася Нуриева. Это мой журналистский псевдоним, под которым я стала публиковать свои статьи об искусстве в различных изданиях и довольно успешно. Мои статьи занимали  призовые места на различных конкурсах, посвященных современному искусству. У меня накопилось очень много интереснейших и эпохальных материалов о героях искусства за годы моей арт-журналисткой практики. И я поняла, что артистическая, художественная, театральная, кинематографическая, архитектурная АлмаАта требует своей фиксации в формате изданной книги, где будет отражена эпоха переходного периода от советского к нашему времени: 80-е, 90-е и нулевые...

 На презентации книги «Арт Атмосфера Алма-Аты» с Едыге Турсуновым, ГМИ им.Кастеева, 2016 год

— Спустя 8 лет после ее издания изменилась ли атмосфера города?

 — Еще бы! Вроде бы как остались те же люди, артисты, художники и музыканты, но, в тоже время по нам прошелся каток 2014 и 2020 годов. Две эти даты разделили общество и артистическое сообщество на тех, кто «за» и тех, кто «против».

— В вашем творчестве прослеживается некая связующая нить - яйцеголовые, марионетки, куклы и кукловоды. Это философия? О чем это для вас?

— Да, тема кукол и марионеток притягивала меня с детства. Может быть на меня повлияла моя любимая киносказка «Старая, старая сказка» с хрустальным и хрупким Олегом Далем в роли кукольника и его куклы-солдата, где кукла-марионетка выступает как образ «маленького человечка», пляшущего в театре нашей жизни. Вопрос: под чью дуду он пляшет?
«Что же дальше маленький человек?» – так звучал знаменитый роман германского писателя Ганса Фаллады. Тема маленького человека или марионетки в руках рока или судьбы – очень актуальная. Отсюда появилось наш с супругом Абликимом видеопроект «The Blinde-remix» в 2008 году.

 Из графической серии «Боги и марионетки», 2001 год

Я задавалась вопросом: Что есть человек? Только ли его оболочка? И какого его место в этом мире? «Тварь он дрожащая или право имеющий»? Что есть его уникальность и унифицированность? 

— Зачем социуму искусство? 

Искусство – как акт творения, это про то, что мы являемся творцами, не только своего творчества, но и своей судьбы. Искусство позволяет осмысливать бытие, создавать образы, влиять на окружающее пространство. Поэтому так важен стерлиговский тезис о «чистом дыхании ». Что будет излучать твои работы наедине со зрителем?  
А там, где появляется «социум», там уже искусство превращается в «креативные индустрии» (вы заметили, как произошла еще одна подмена понятий?)  А это средство не столько массовых развлечений, как это бывает на различных международных биеннале,  но и управления сознанием.  Современное искусство, закрепившись в сознании рядового потребителя культуры в качестве музейных и выставочных экспонатов, выходит на улицу под таким видом как «паблик-арт», поначалу казавшимся безобидным украшательством города. Но, в итоге, опять продвигающим те же самые – глобальные повестки через сетевую управленческую структуру международных и глобальных центров современного искусства. Если ты не подчиняешься или разоблачаешь их директивы, то тебе, как художнику, просто перекрывают пути. Но, тем ценнее выбор своей собственной дороги в большой мир культуры, где нет иезуитской политики и практики, а есть зафиксированные в твоих произведениях моменты взлета человеческого духа, вскормленного «чистым дыханием». 

 Семейное и творческое трио ZitAbl & Aura на выставке «ОТ ненависти ДО любви», 2018 год, ЦВЗ фото Анель Айбасовой

— О ваших планах?

— В настоящее время готовлю к изданию книгу своих стихов, хотела бы издательскими и выставочными делами вплотную заняться. Ищу спонсоров и меценатов. Хочу поблагодарить за поддержку мою дорогую семью Абликима и Аурелию и издание редакции NewTimes.kz – Айнур Оразбекову  и Дмитрия Кима за плодотворное сотрудничество. Я ни о чем не жалею по итогам пройденного мною пути  и благодарна всем своим коллегам, друзьям и родным!

Молодому поколению я желаю не идти по дороге конформизма и мейнстрима, и хорошенько разобраться, хотят ли они остаться Человеком или же пойдут по пути цифровой биоконвергенции, оставив позади свой титул суверенного человека, сотворенного по образу Творца.

Фото из личного архива Зитты Султанбаевой

Что думаете об этом?
Нравится 24
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0