Директор столичной автошколы рассказал о трудностях в бизнесе после изменений в законодательстве, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
С июня 2016 года в Казахстане отменили обязательное обучение в автошколе для получения водительских прав категории А и В (мотоциклы и легковые автомобили). Претенденты кинулись в СпецЦОНы сдавать экзамены и получать заветный документ. Конечно, получить права стало проще, но если смотреть на эту ситуацию с другой стороны, многие школы остались без работы. Как за год новый закон пошатнул финансовое положение автошкол — рассказал директор столичной автошколы «За рулем.kz» Ринат Айткенов.
Ринат Тохтарович, как изменилась ваша работа после принятия закона, который отменил обязательное обучение в автошколе? Насколько уменьшился поток курсантов?
― В принципе сильных изменений нет, но чувствуется, что людей стало меньше. Меньше стало занятий по вождению, потому что нет людей. И на теорию приходит меньше людей. Мы уже не в том объеме работаем, что раньше. Хотя филиалы продолжают работу, преподавательский состав и инструкторы тоже.
Как сильно закон ударил по вашему финансовому положению? Насколько примерно уменьшился доход? Не стал ли бизнес убыточным?
― Мы чувствуем спад. Доход сократился процентов на 20. Есть две автошколы, которые не набирают группы. Конечно, это влияет на нас. Мы должны платить заработную плату, аренду, налоги и так далее. Это, конечно, все сказывается. Тем не менее, мы продолжаем работать. Худо-бедно справляемся.
Увеличилась ли конкуренция среди автошкол?
― Некоторые автошколы закрываются, а те, которые работают, пытаются выживать. Конкуренция есть. Из-за этого меняется ценовая политика. Соответственно, мы тоже снизили цены. Конечно, это идет в ущерб нам. Мы сбрасываем цены, другие автошколы тоже. Все пытаются привлекать людей минимальной ценой.
Какие именно меры по выходу из кризиса использовала ваша автошкола?
― Мы немного сократились. Раньше могли позволить себе снимать большой офис, покупать специальную литературу… Сейчас мы экономим. Урезаем зарплату преподавателям теории и инструкторам. Это порождает конфликтные ситуации, потому что у всех сейчас кредиты. Поэтому иногда с нашей работы уходят очень хорошие специалисты. Но мы не опускаем руки, продолжаем работать.
Каково ваше отношение к принятым нормам сейчас, спустя год после их введения? Не считаете ли вы, что мнение бизнес-сообщества по этому поводу не было услышано?
―Я думаю, что это неправильно. В любом случае автошкола должна существовать, потому что в там дают те навыки и знания, которые водители будут применять в дальнейшей жизни.
Нам стоит снова вернуться к тому, чтобы водители проходили обучение в автошколах. Я не скажу, что они дают большой опыт в вождении, чтобы человек с нуля смог ездить, но какие-то навыки человек в любом случае получает.
Например, когда курсант первый раз садиться за руль, он садится за наши автомобили, которые обеспечены дополнительной педалью тормоза. Новый водитель чувствует руль, рукоятку, газ, а самое главное — страховку. Кроме того, он учится водить как в городе, так и за его пределами.
Хочу добавить, что в автошколах имеются опытные преподаватели, которые не первый год обучают теории, объясняют предмет по дорожным знакам, как действовать в той или иной ситуации. Они берут примеры из своей практики, и все доступно объясняют.
Как вы думаете, вообще возможно самостоятельно сдать на права, если ты никогда не сидел за рулем?
― Обучаться самому можно, но это очень тяжело. Потому что когда человек самостоятельно проходит теорию, он некоторые моменты не понимает, а здесь, в автошколе, ему могут объяснить, как это правило действует на дорогах. То же самое по практике.
Первое вождение осуществляется на автодроме, на специальном автомобиле. Только после закрепления материала курсанты выезжают на маршруты с инструктором.
На своих машинах можно обучиться, но это нелегко. Во-первых, нет никакой страховки, во-вторых, ездить без прав запрещено.
Если бы у вас была возможность внести корректировки в данную норму, какие бы моменты вы пересмотрели?
― Однозначно нужно вернуть обучение в автошколах, потому что мы еще не подготовлены. Мы пока не перешли на такой уровень, чтобы самостоятельно обучаться. Может быть, это будет когда-то, но не сейчас.
По вашему мнению, как это нововведение отразилось на качестве подготовки водителей и безопасности на дорогах?
― Если водитель неопытный, он должен устанавливать знак «У». Хотя он и без знака заметен. Новичка сразу можно определить по движению, он идет не в такт. Поток идет, а он немного отстает, едет с минимальной скоростью и, соответственно, мешает движению. Кроме того, неопытные водители резко останавливаются на светофорах. Так, что водитель сзади может не среагировать и ударить его.
Что вы можете сказать о других нововведениях, например, об отмене жезлов?
― К жезлам мы привыкли. Жезл смотрится красиво, и сотрудника полиции с ним сразу видно. Мы можем его заметить даже в темное время суток, руку-то ты не увидишь.
Мы сейчас даже курсантов обучаем, показываем им, как на дороге сотрудники полиции без жезлов работают. По моему мнению, сотрудник полиции должен четко показывать сигналы, чтобы они были понятны и водителям, и пешеходам.
Но если вернуть им жезлы, я не возражаю. Потому что именно жезл дает четкий сигнал, то есть по жезлу можно определить конкретное направление транспортных средств.
Беседовала Амина Курмангазиева