Тайное общество, мировое правительство, теория заговора — что только не предлагает Google по запросу «масоны». Пожалуй, это движение больше всех прочих окутано пеленой тайн, а информация о нем у обывателя строится на догадках и домыслах. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решила узнать обо всем из первых уст и поговорила с казахстанским масоном Сергеем Кравченко о причастности Алихана Букейханова, взаимоотношениях со спецслужбами, финансовой составляющей братства и масонских символах в Астане.
Экскурс в историю
Масонство окутано тайной и мраком. Развейте все иллюзии и расскажите, как родилось это явление?
— Если углубляться в историю, то масонство зародилось в Англии в 1717 году: объединились 3 ложи, и была создана Великая ложа Англии. Потом появлялись различные уставы. Историки приписывают возникновение ордена гильдии каменщиков, которые жили в одном месте и создавали планы строительства. А собирались тайно, потому что хранили секреты строительства. Это было оперативное масонство. Мы же представляем спекулятивное масонство. Мы тоже строим храмы, но храмы духовные: собираемся и совершенствуемся. То есть мы изучаем не только узкие знания, но и те, что мы можем почерпнуть от братьев. У нас люди разных специализаций и слоев населения. Один расскажет об истории, другой о науке, третий об экономике, и таким образом братья начинают получать те знания, которые в обычной жизни можно почерпнуть только в университетах. Мы пишем зодческие работы — философские труды, которые зачитывают на работах ложи, изыскания морально-этического плана. Некоторые историки причисляют масонов к ордену тамплиеров. Но это не совсем так. Этот орден перестал существовать задолго до появления масонов, но оттуда были взяты принципы рыцарских посвящений.
Масонство для казахстанцев — совершенно незнакомое явление. Тем не менее, в нашей стране существует так называемая Великая ложа Казахстана. Когда она появилась? И почему одной из алматинских лож присвоено имя Алихана Букейханова?
— Великая ложа Казахстана была создана год назад. До этого наши братья ездили в другие страны, в частности в Россию. Когда количество людей достигло желаемого, мы смогли создать свою ложу, так было положено начало казахстанскому масонству. Одним из правил братства является запрет на раскрытие имен братьев. Но о тех братьях, которые уже не живут — мы их называем «ушедшие на восток вечный» — можно говорить: многие из них — известные деятели культуры. Например, Исаак Ньютон, Моцарт, Кутузов, Суворов, Пушкин. Из казахской стороны вступил Букейханов в одну из лож в Санкт—Петербурге, и это, как я сейчас уже понимаю, дало толчок созданию движения Алаш Орда, которое тоже преследует равенство и братство, как и масонство. А сейчас мы сотрудничаем с профессорами и историками, чтобы больше рассказать о деятельности Алихана Букейханова.
Это почти как в «Бойцовском клубе», первым правилом которого было не рассказывать о нем. А почему люди предпочитают оставаться в тени?
— Во многих странах Европы принадлежность к ордену вольных каменщиков является почетной. В Германии удивляются, если в 40 лет ты до сих пор не масон. В Европе почетно, а вот на постсоветском пространстве активно формировалось негативное отношение к масонам, называли жидомасонами, причисляли к иудаизму. Но у масонства нет религии, национальности, и мы аполитичны. Многие завистливые люди пытались опорочить орден. Говорят, мол, тайная организация, творит заговоры, хочет свергнуть правительство. Вторая часть — журналистские сенсации. И некоторые представители СМИ пытаются приукрасить реальность. Вот и сложилось впечатление, что масоны — это зло. А мы не отвечаем на выпады и обвинения. Масонство — это благо. Мы объединяем людей культурных, которые стремятся сделать что—то хорошее для страны. И мы — патриоты, более преданных людей вы не найдете в Казахстане. А вообще в Казахстане сложно открыться, так как неправильно истолкованное мнение о масонстве может отразиться на деловой репутации. А я директор нескольких предприятий и председатель общественного объединения, изучающего масонов, моя деятельность связана с масонством, поэтому я и называю свое имя.
Масоны и власть
И государственные, и правоохранительные органы в нашей стране крайне настороженно относятся к любым организациям и собраниям, отсюда и тщательный контроль. А что собой представляет ложа в юридическом смысле?
— Мы — законопослушные граждане, и зарегистрировали общественное объединение в Минюсте. Это что касается юридического контекста. Также при создании той или иной ложи выдается сертификат, мы имеем преемственность. Великая ложа России дала нам патент.
А проблем с правоохранителями или спецслужбами никогда не возникало?
— Не возникало! Почему мы и стараемся быть на виду: чтобы люди понимали, что мы работаем на законных основаниях, и нет никакой угрозы. Мы не тайная организация, мы организация с тайнами. Возьмите любой гольф-клуб! Это то же самое. Там состоятельные люди, делают взносы и тоже хранят определенные тайны, но их не причисляют к заговорщикам. Я не вижу противоречий.
Кстати, о признании масонов официальными органами. В июне 2017 года в комитете по делам религий сообщили, что сведения о масонах в Казахстане отсутствуют. Не обидно?
— Я нормально отношусь к этому суждению по одной простой причине: они регистрируют религиозные объединения, а мы к ним не относимся. У нас вообще запрещены разговоры о религии, чтобы не возникало конфликтов между братьями. Соответственно, комитет по делам религий не может давать заключений. Комментировать это, не зная, о чем говоришь — неправомочно. Чтобы знать о масонах — нужно быть масоном.
Путь в масонство
А как вы оказались членом этой «организации с тайнами»?
— Я долго искал организацию, но потом нашел передачи об истории российского масонства. Я понял, что мне это было близко: во мне были те же принципы. 2 года я искал организацию, в которую мог бы вступить, писал в разные, но никто не отвечал. Как выяснилось позже, это были нерегулярные ложи. А потом моя анкета попала в Великую ложу России. Работал некоторое время в российской ложе. А вообще в моем случае это был интерес к новой общественной формации.
Как близкие относятся к этому?
— Время пребывания в ложе расставило все на свои места. Но они видят хорошие изменения во мне, поэтому уже относятся нормально. Супруга моя участвует в моих делах и всячески помогает. Папа мой тоже знает и все изучает. Люди, изучающие историческое наследие, понимают, что это благо.
А супруги знают имена ваших братьев по ложе?
— Невозможно скрывать. Есть белые агапы — мероприятия, проводимые раз в год после ассамблеи, где собираются все с друзьями и супругами. Но что касается работы ложи — тайна для всех.
Естественный отбор
Логично предположить, что для попадания в «организацию с тайнами» необходимо пройти серьезный отбор. Расскажите, что нужно для этого сделать?
— Прежде, чем стать масоном, человек должен собрать набор опций. Должен быть не младше 21 года — исключение составляют сыновья масонов, имеющие возможность вступить с 18 лет, человек должен быть верующим — любая монотеистическая религия, он должен быть свободным, то есть финансово независимым. Также важно, чтобы было высшее образование.
Кроме того, у нас есть ежегодный взнос. Он символический для наших братьев, иметь счет в банке не нужно. Для каждой страны взнос имеет свой номинал. В богатой стране с долгой историей масонства делают взносы в 1 тыс евро, может, 5 тысяч евро. У нас же это более скромные цифры. Но помимо этого мы часто участвуем в благотворительных акциях, но так, чтобы никто не знал. Это все тоже с пожертвований братьев.
Когда вы говорили о возрасте, отдельно отметили сыновей масонов. А что с дочерьми не так? Женщина не может стать масоном?
— Появление организаций, которые принимают женщины, нарушает принципы масонства, они называются нерегулярными. Они не признаны Великой ложей Англии. 300 лет назад не принимали женщин, а мы просто продолжаем традиции. Это не сексизм (улыбается — прим.NT).
Чем это все—таки объясняется?
— Раньше женщина не была свободна, не имела права голоса, всегда зависела от мужчины. Поэтому не имела права вступать. А мы просто соблюдаем традиции, поэтому поддерживаем и это правило в том числе.
Кого еще, кроме женщин, точно не примут в ряды масонов?
— Из основополагающего — психическая нестабильность, стараемся выяснять адекватность реагирования. Также неприемлемо наличие мыслей у кандидата о том, что после вступления появится сфера влияния на людей и государство. Мы не участвуем в политической жизни. Вот такие резко выраженные отклонения могут повлиять. Может повлиять и субъективное мнение кого-то из братьев при голосовании.
Кстати, а что собой представляет процесс отбора и голосование?
— Отказов не бывает на этапе изучения анкеты. Анкеты рассматриваются нами, а потом мы начинаем разговаривать. Один из братьев звонит, спрашивает о социальной жизни, о морально—этических качествах, выясняет принадлежность к экстремистским организациям. Потом человека приглашают на собеседование, он беседует по отдельности с 3 разными мастерами. Также стараемся выяснить, с кем он общается. Когда уже понимаем, что человек подходит нам, можем провести опрос под повязкой: человека заводят с повязкой на глазах во время работы ложи и задают ему разные вопросы. Это окончательный шаг. Потом братья голосуют, бросают шарики разного цвета в мешочек.
А что дальше? Существует какой-то обряд инициации?
— Существует обряд посвящения, но рассказать его тонкостей я не могу, это одна из тайн. Но вы можете почитать произведение Толстого «Война и мир», это очень близко. Некоторые элементы взяты из рыцарства, как я уже говорил.
И сколько масонов на сегодня насчитывается в Казахстане?
— У нас 4 ложи, 3 в Алматы и одна в Астане, называется «Байтерек». Вообще в пределах 30—40 человек по всему Казахстану. Дело в том, что к нам очень сложно попасть, мы не заинтересованы, чтобы люди ринулись к нам толпой. Ведь мы даем клятву и отвечаем за жизнь своих братьев. Я каждого своего брата люблю и пожертвую для него всем самым дорогим.
А что собой представляет «среднестатистический масон» Казахстана?
— В наших рядах есть и молодые братья, но средний возраст — 35-40 лет. Чаще всего у них свой бизнес, а если это наемные сотрудники, то хорошо зарабатывающие. Но политиков и чиновников среди них нет.
А часто ли люди выходят из числа масонов?
— Не часто, но случается, человек волен делать, что угодно. Но, выходя, он дает обещание ничего не разглашать. Когда человек выходит из братства — это называется «усыпление».
Астана масонская
Иногда в Сети мелькает мнение, что Астана — столица масонов, и весь город спроектирован в соответствующей символике. Что думаете об этом?
— Астана — точно не масонская столица. А вся символика присутствует действительно, но истоки берет от Европы. Просто проектировщик, который планировал Астану, был нашим братом, а построили, не придавая значения. То есть причина только в том, что многие архитекторы и проектировщики были масонами, а каждый масон хочет увековечить свое творение. Скрытого смысла нет никакого. В Алматы, например, на многих университетах изображены циркуль с наугольником, но это просто инженерный символ. А многое при этом притянуто за уши.
А что скажете о логотипах Halyk Bank и Нурбанка? Многие высказывают мнение, что масонство взаимосвязано с иудаизмом, а их логотипы якобы основаны на соответствующей символике.
— Если говорить о символике банков, то это просто модная фишка. Банковская система берет истоки из Европы. Многие из масонов были владельцами банков, и они ставили модные знаки. И для нашего обывателя масонский символ не является подтверждением его принадлежности к ордену. А вообще масонство берет истоки из христианства. И люди, которые видят во всем теорию заговора, просто не знают, чем заняться.
То есть, подытожив все то, что вы озвучили, получается, что ложа Казахстана — это просто некий элитарный клуб по интересам?
— Именно! Клуб состоятельных мужчин, которые делятся своими знаниями и проводят время.
В интернете действительно существует множество «доказательств» того, что в проектировании улиц и зданий использована масонская символика. Пожалуй, самым часто упоминаемым в этом списке объектом является Дворец мира и согласия или, как его называют в народе, Пирамида.
*Все иллюстрации взяты с сайта news.allinfo.kz/
ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать, перепечатывать и распространять на любых ресурсах материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты