Руководитель фонда «Не молчи» Дина Тансари и практикующий семейный психолог Елена Игина назвали пять причин, по которым жертвы бытового насилия забирают свои заявления из полиции и отказываются от предъявления обвинений к своему мужу, передает inAlmaty.kz.
По данным фонда «ООН-женщины» в Казахстане, вследствие домашнего насилия ежегодно погибают около 400 женщин. Родственники и знакомые жертв избиений недоумевают, почему они не могут положить происходящему конец. На самом деле, сделать это совсем не просто.
Статистика умалчивает, сколько жертв бытового насилия обращались в полицию, и сколько заявлений забрали. При этом общее количество женщин, подвергшихся бытовому насилию, подсчитать практически невозможно. По словам Тансари, большое количество женщин «с переломанными костями» от побоев и вовсе ни разу не обращались в полицию.
«Мне часто звонят и спрашивают: «Что мне делать? Меня бьет муж». Я говорю, звони в полицию, собирай доказательства, снимай побои. А она отвечает: «Не приедет полиция, уже была в прошлый раз». Каждый раз одно и то же», — говорит Тансари.
Эксперт выделила две основные причины, по которым жертвы насилия забирают заявления. Первая — это отсутствие действующего наказания.
По новым поправкам в кодекс об административных правонарушениях за умышленное причинение легкого вреда здоровью (если речь о семейно-бытовых отношениях) грозит предупреждение или административный арест на срок до 15 суток.
За нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью — предупреждение или административный арест на срок до 10 суток.
«Закон не предусмотрел действенного наказания для преступников, поэтому жертвы бытового насилия не видят смысла собирать доказательства, ходить по судам, тратить время, чтобы виновник получил штраф, предупреждение, или арест на 10-15 суток. Есть еще один момент, когда потерпевшая оставляет заявление, а подозреваемый подает встречное. Уже в суде предлагают примириться, так как они оба якобы виноваты. Получается, женщину выставляют виноватой», — добавила Дина Тансари.
Тансари добавила, что в новых поправках есть и хорошие изменения. Если ранее женщины забирали заявления, в том числе из-за штрафа за домашние побои, который платить приходилось обоим, то в настоящее время штраф отменили.
Кроме того, заявление теперь может написать третье лицо, которым может оказаться сосед, родственник, или любой знакомый.
Второй причиной, по которой женщины забирают заявления являются преследования со стороны мужа и семьи, считает руководитель фонда Немолчи.
«На жертв насилия оказывают давление родственники, чаще всего матери или сестры мужа-тирана, либо сам муж. Бывает даже, что пара уже в разводе, а он ее находит, и создает проблемы. Часть просто не дает проходу, это чревато не только избиениями, но и убийствами, поджогами и так далее. В случае, если родственники, напротив, хотят помочь, но жертва отказывается, значит она боится, что все уйдут, а ей предстоит остаться наедине с мужем», — продолжила Дина Тансари.
Психолог Елена Игина рассказала, как вычислить так называемого «преследователя», который в дальнейшем не отпустит женщину ни при каких обстоятельствах.
По словам психолога, такие люди с маниакальными наклонностями являются социопатами, они никогда никого не жалеют, и никому не сочувствуют. Поэтому при знакомстве женщине важно обратить на это внимание.
Елена Игина выделила три причины, по которым жертвы бытового насилия терпят происходящее. Первая причина касается так называемого треугольника Карпмана, в котором существует три роли: жертва, контролер-диктатор, и спаситель. Участники периодически меняются ролями.
Если объяснить на простом примере, то девушка, посоветовавшая развестись своей подруге с мужем, который ее избивает, может оказаться «диктатором», из-за которой распался брак.
Поменять роль она может после того, как муж будет молить о прощении и заявлять, что подруга хочет для нее худшего.
По словам практикующего семейного психолога Елены Игиной, центры помощи, существующие в Казахстане, работают с позиции «спасатели» вместо необходимой «поддержки».
Второй причиной психолог назвала низкую самооценку жертв. Некоторые девушки уверены, что они недостаточно хороши для нормальной жизни, и думают, что их есть за что наказать, уверяет психолог. На бездействие жертв бытового насилия могут повлиять и психологические проблемы.
«Девочка воспитывалась в благополучной семье, где была прекрасная мама, прекрасный папа, поэтому она считала себя «отличницей», у которой должна быть идеальная семья. Когда она выходит замуж и все идет не так, как она представляла, она считает, что проблема в ней, потому что она не справляется со своими обязанностями, и ее нужно наказывать. Либо такая же «отличница» считает, что если рассказать о побоях, значит признать свой не правильный выбор», — добавила практикующий психолог.
Напоследок, Елена Игина пояснила, как на жертв бытового насилия может повлиять отсутствие любви с раннего возраста.