Этой весной многие люди испытали на себе неудобства и дискомфорт из-за введенного карантина. Большое количество людей оказалось за пределами родных стран из-за прекращения всех международных авиарейсов. Среди них и наш земляк, известный казахстанский художник и ювелир Бахтияр Таурбеков, который оказался в ловушке в чужой стране и провел всю весну, будучи отрезанным от внешнего мира, в турецком отеле, долг которому рос с каждым днем, а денег не было даже на питание. И только помощь арт-сообщества через социальные сети частично выправила эту ситуацию. Гражданский журналист «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева узнала у него, каково ему пришлось.
«Моя история началась с того, что я, как многие специалисты, остался без работы на родине, поэтому я договорился с турецкими друзьями по вопросам сотрудничества в ювелирном искусстве и уехал в Турцию в конце зимы.
Сначала все шло неплохо, но карантин сломал все планы: деньги закончились, все учреждения и предприятия закрылись и наступили тяжелые времена. Я мог бы вылететь чартерным рейсом, но, как и у многих наших граждан, у меня не было средств на билеты. К этому времени денег даже на простое существование уже не было. Отель, где я жил, не выгнал на улицу, но долг за проживание, продолжал расти», — говорит ювелир.
В первое время Бахтияру помогали друзья и родственники, но вскоре и их финансовые ресурсы закончились, а мастер остался в беде один.
Супруга ювелира находится в Алматы в нелегком положении, а сын оказался за пределами родного города. У Бахтияра не было денег даже на еду, поэтому за время нахождения в заточении он скинул 15 килограмм и заработал проблемы со здоровьем.
В конце мая печальную историю узнали пользователи интернета, и нашлись люди, которые решили погасить долг и помочь ювелиру. Уже через несколько дней его забрали из отеля, сейчас он живет у знакомых и ждет восстановления авиасообщения, чтобы вернуться на родину.
Еще в марте Бахтияр связался с консульством Казахстана, но, к сожалению, в Турции в подобном положении оказалось достаточно много наших сограждан. Оказать помощь каждому посольство было не в состоянии.
Бахтияр отмечает, что простые граждане Турции оказались очень добры к нему: сопереживали, поддерживали и приносили иногда еду.
«Вообще, карантин в Турции соблюдался жестко. Турки – это очень дисциплинированный народ. Они законопослушны и режим самоизоляции не нарушали», — уверяет Бахтияр.
После прибытия на родину мастер планирует сразу же продолжить свою работу и начать постигать новые техники и стили своего дела. Он хочет заняться многофигурными композициями. Это, по его словам, очень интересное и сложное направление ювелирного мастерства.
Несмотря на то, что Бахтияр получил образование по направлению «художественная обработка металлов» еще в молодости и занимается этим делом очень давно, он считает, что изучать разные направления и техники можно бесконечно.
Сейчас он идет в направлении знаменитого звериного стиля: пытается возродить древние традиции, общается с археологами, изучает литературу в этом направлении и применяет новые знания в изготовлении изделий. Мастер отмечает, что молодые коллеги часто забывают о существовании национальной школы этнического ювелирного искусства и нарушают все, что было выработано веками.
Тем не менее, стоит отметить, что и сам он в молодости не придерживался всего традиционного и был активистом авангардного движения «Кок-Серек». Сейчас же он называет то время лишь одной страницей своей жизни.
«Галерея «Кок-Серек» была создана мной. В молодости, как и сейчас, я пребывал в состоянии поиска. Сейчас, наряду со «звериным» стилем, я ищу возможности применения «супрематизма» в ювелирном искусстве. Но не плоскостного, как у Мондриана и Малевича, а более глубокого. Что из этого выйдет — известно одному Богу. Тем не менее, я буду искать» – отмечает Бахтияр.
«Каждый человек должен быть свободен и волен иметь выбор в любой ситуации» — это главная мысль, которую сформулировал для себя казахстанец, оказавшись в заточении.