Житель Усть-Каменогорска Сергей Васильев рассказал, что сейчас в городе и ближайших районах осталось всего три работающих томографа. И пройти КТ легких больным коронавирусом или пневмонией будет не так-то просто, учитывая приближающуюся вторую волну COVID-19. Кроме того, медики региона возмущены прекращением социальных выплат и вынуждены увольняться или уходить в бессрочные отпуска, передает ИА «NewTimes.kz».
«Вторая волна вируса КВИ, похоже, подобралась очень близко и вот-вот накроет нас. Вчера, помогая товарищу, заболевшему ковидом, столкнулись с проблемой отсутствия КТ. Оказалось, что пройти компьютерную томографию органов дыхания не так просто в Усть-Каменогорске — два аппарата сломаны.
В частной клинике Nova, которая была палочкой-выручалочкой для населения, агрегат не работает уже месяц и в лучшем случае заработает к концу ноября. Такая же ситуация в облбольнице. Там ждут нужные детали из Германии, и хотя тендеры проведены, поставки издалека не быстрые.
Фактически на город и ближайшие районы осталось три томографа — в 1-й горбольнице, ЦМИР (центр матери и ребенка — прим. ред.) и онкодиспансере. На них теперь и выпала основная нагрузка. И если аппараты выйдут из строя из-за чрезмерной круглосуточной работы, будет край!
30 октября был даже издан специальный приказ об упорядочении работы КТ, но, как известно, сломанный аппарат, скажем, в облбольнице, сколько ни приказывай, быстрее не заработает. А клиника Nova вообще частники, и у них на все свои резоны», — пишет возмущенный горожанин в Facebook.
По словам автора, поломка аппаратов удивительным образом совпала с началом второй волны распространения КВИ и не была устранена до начала ноября. Хотя массовое увеличение числа ковидников ожидали еще месяц назад. Кроме того, в регионе есть проблемы с койко-местами в городских стационарах.
«Вчера неожиданно выяснилось, что не так просто попасть и в стационар! В ЦМИРе мест не было, а в 1-й и 4-й горбольницах оставалось лишь несколько свободных коек. Возможно, ситуация изменилась в понедельник утром и выздоровевших выписали, но, очевидно, и на эти места нашлись желающие.
Как пояснили медики, сверху есть распоряжение занимать не более 40% коечного фонда! Для чего и кого придерживаются остальные 60%, не знают даже они. Парадоксальная ситуация, не правда ли? Койко-места вроде как есть, но де-факто их нет, и положить туда ковидников в больницах не могут.
При этом, по словам медиков, при массовом наплыве пациентов необходимо занимать не менее 70% коек, но никто не решается озвучить это требование руководству региона. Там, похоже, придерживаются мнения, что при заполняемости на 40% необходимо открывать новые ковид-стационары. И тем самым, возможно, вытеснять других стационарных больных.
Например, сейчас готовятся принять ковидников в медико-социальном центре «Ульба». Ждут окончания ремонта и запуска стационара в бывшем хирургическом корпусе БСМП, рассчитанном на 150 койко-мест для ковид-больных. Но теперь возникает резонный вопрос: а все ли 150 мест будут заняты после открытия в конце ноября или руководство распорядится оставить пустыми 60%?» — описывает сложившуюся ситуацию Васильев.
Автор также рассказал о положении медиков в области и их недовольстве по поводу прекращения социальных выплат в случае заражения КВИ.
«С одной стороны, это понятно: ведь на новых площадях с новыми больными должен кто-то работать, лечить и ухаживать, а новых опытных специалистов фактически нет. Да и откуда им браться, если лишенные части доплат за работу с ковидниками медики на грани срыва.
По возможности увольняются или уходят в отпуска. А с другой стороны, при заполнении на 40% разве не проще отчитаться наверх, что ситуация под контролем и заполняемость стационаров ниже нормы? Статистика она ведь такая», — рассуждает горожанин в посте.
А вот что думают о текущей ситуации сами медработники. Опытный врач-рентгенолог Андрей Коробейников открыто заявляет, что необходимо срочно менять отношение к медикам. И его позиция вполне понятна: если пандемия вируса КВИ — это война, то врачи и медсестры — это бойцы. Солдаты и офицеры медфронта!
«Мы показали себя лояльными исполнительными работниками. Не было ни одного случая саботажа в области. В нашей сложной в политическом смысле области, — цитирует Васильев медика. — В ответ мы получили «благодарность» — нас лишили компенсационных выплат для заболевших на работе.
Что будет, если полный состав, который без отпусков трудится, возьмет и в полном соответствии с законом уйдет? Сейчас мы имеем 3-5 смертей в сутки. Что будет, если мы не выдержим? Пока лучше эту ситуацию смоделировать, просчитать заранее. Не допустить. Я так думаю. И прошу понять правильно: это не призыв к саботажу, это призыв к грамотному анализу».
По мнению врача, руководители местной медицины и профсоюза должны довести до высшего руководства страны, что риски социальной дестабилизации среди медиков ничуть не менее катастрофичны, чем риски выхода из повиновения войск.
«Врачи должны получать зарплату старшего офицера, медсестры — младшего офицера, санитарки — рядового состава. Администрация — как командный состав, поскольку пандемия — это как в горячей точке», — считает Коробейников, и, пожалуй, он прав. Прислушаются ли к нему? Ведь если медфронт будет прорван, тогда точно наступит коллапс», — резюмирует автор.