среда, 24 апреля 2024 г.
icon
445.66
icon
474.58
icon
4.78
Алматы:
icon
15oC
Астана:
icon
9oC
1xadv
×

Водной безопасностью из-за России и Китая обеспокоились в Казахстане

Депутаты народной партии Казахстана обратились с запросом к заместителю премьер-министра РК Роману Скляру по поводу водной безопасности в стране, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: inbusiness.kz
Фото: inbusiness.kz

По словам депутатов, водная безопасность в Казахстане — проблема государственного уровня. Помимо трансграничных рек с Российской Федерацией, есть водные проблемы с другими странами, такими как Китай и Кыргызстан. С ними тоже периодически возникают споры о воде.

«В целях улучшения водообеспечения Оренбурга планируется строительство Уральской плотины, на которую выделяется 300 млн рублей. В реке Урал, которая является третьей по протяженности рекой Европы, воды с каждым годом все меньше и меньше. С 2010 года вода в реке опустилась на 2,5 метра. На Урале уже имеется 12 плотин, объем каждой 10 млн кубометров. Это может стать серьезным ударом по водной безопасности Казахстана в будущем, помимо экологических проблем», — говорится в запросе.

Депутаты утверждают, что уже сейчас Западно-Казахстанская область находится в зависимости от Саратовской и Волгоградской областей. Ежегодно ЗКО получает 54 млн кубов воды из Саратова, 28 млн кубов — из Волгограда. Но этого недостаточно.

«Для полноценного водоснабжения Западного Казахстана требуется еще 131 млн кубометров воды. Казахстан покупает у Российской Федерации один кубометр воды за 4,6 рубля», — отмечается в запросе.  

Также представители НПК затронули внесение изменений в водный кодекс Кыргызстана. По статистике на 2019 год, Казахстан платил Кыргызстану за воду 119 млн тенге в год. Однако эти средства выделены не на воду, а на ремонт водоемов в Кыргызстане.

«Вопрос воды с Китаем куда сложнее, чем с Российской Федерацией и Кыргызстаном. Судьба Нур-Султана, Усть-Каменогорска, Семея, Павлодарской, Карагандинской, Балхашского регионов напрямую связана с водами Или и Иртыша. Не обошли стороной и вопросы отвода от русла обеих рек, строительства плотин, электростанций. Истоки и Иртыша, и Или находятся на территории Китая. В 2000 году Пекин официально принял программу развития Западного Китая. В 2019 году власти КНР отводили 30% воды Черного Иртыша в Синьцзян-Уйгурский автономный район через канал Иртыш-Карамай. Пекин планирует увеличить численность населения Западного Китая с 20 до 100 млн к 2030 году. Это означает, что в будущем использование иртышской воды увеличится в несколько раз», — отметили депутаты.   

По прогнозам экологов, если Пекин увеличит потребление илийской воды еще на 10%, то Балхаш может разделиться на две части и повторить судьбу Аральского моря.

«В ближайшие 10-20 лет водная безопасность Казахстана и дефицит воды выйдут на первый план. Неизвестно, предпринимаются какие-либо шаги для его решения или это оставлено на будущее. Уважаемый Аскар Узакбаевич, исходя из вышеизложенного, рассмотрите этот депутатский запрос и укажите позицию правительства по этим вопросам», — уточняется в депутатском запросе.  

В министерстве экологии ответили, что переговоры по вододелению Китай ведет только с Казахстаном.

«Китай в своей истории до сегодняшнего дня не заключил ни одного международного договора по вододелению ни с одной из 18 стран, с которыми имеет трансграничные водоемы. Однако акцентирую внимание на том, что переговоры по вододелению Китай ведет только с нашей страной. В 2013 году в ходе государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан принято решение начать с 2015 года разработку и согласование проекта соглашения о вододелении трансграничных рек», — пояснил вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Серик Кожаниязов.

Чиновник добавил, что экологическая катастрофа озеру Балхаш не грозит.

«Важно отметить, что за последние десять лет уровень озера не снизился ниже отметки 341 метр по балтийской системе. Ученые на основе многолетних наблюдений и исследований полагают, что это оптимальный уровень для существования озера Балхаш, как полноценного водного объекта. Позиция казахстанской стороны в переговорном процессе вододеления с КНР — сохранить приток реки Иле в объеме не менее 12 кубокилометров», — отметил Серик Кожаниязов.

Вице-министр подчеркнул, что китайская сторона также не заинтересована в возникновении экологического бедствия близ своей границы.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 0