пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-3oC
×

Как в Казахстане решается вопрос технического и профессионального образования молодежи

Ежегодно в колледжи поступают 150 тысяч студентов, из них 95 тысяч по государственному заказу. С 2017 года реализуется проект «Бесплатное ТиПО для всех», который финансируется из двух источников: за счет местного и республиканского бюджета в рамках программы «Еңбек». Корреспондент ИА «NewTimes.kz» побеседовала с  директором департамента технического и профессионального образования МОН РК Насымжан Оспановой, которая рассказала о том, каким образом решается проблема охвата молодежи техническим и профессиональным образованием.

фото Lada.kz
фото Lada.kz

«В рамках данного проекта студенты обеспечены социальной поддержкой: одноразовым горячим питанием, стипендией и бесплатным проездом два раза в год. Для многих молодых людей, которые получают образование в колледжах, это существенный источник дохода. Также по поручению Главы государства учащимся по рабочим специальностям технического и профессионального образования была повышена стипендия на 30% (до 21 787 тенге). Однако из-за недостаточного объема госзаказа 50 тыс. студентов поступают на платной основе, из-них почти 80% относятся к социально-уязвимым категориям населения. Ежегодно множится численность молодежи NEET, количество которой на сегодня составляет 237 тысяч человек»,— поделилась руководитель департамента технического и профессионального образования.

Глава государства в своем послании народу Казахстан от 1 сентября 2021 года дал поручение правительству исправить данное положение и обеспечить стопроцентный охват молодежи бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям.

«В рамках исполнения поручения Президента планируется поэтапный охват бесплатным образованием в первую очередь выпускников 9-х классов. С учетом предусмотренных средств из местного и республиканского бюджетов к 2025 году все желающие выпускники 9-х классов будут 100% охвачены бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям. Для этого регионами будет определен перечень востребованных специальностей с учетом потребности в кадрах и увеличен объем госзаказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием»,— добавила Насымжан Оспанова.

Только в этом году по сравнению с предыдущим годом госзаказ увеличен на 4,7 тыс. мест. Разработан новый механизм приема в колледжи по принципу «Деньги за студентом», где абитуриентам предоставлена возможность выбирать до четырех специальностей и до четырех колледжей.

«Были отменены вступительные экзамены, за исключением педагогических, медицинских и творческих специальностей, конкурс проводился автоматизировано по среднему конкурсному баллу оценок обязательных и профильных предметов аттестата. Данные меры позволили обеспечить прозрачность распределения госзаказа и приема абитуриентов в колледжи. Кроме того, в текущем году при приеме были включены дополнительные квотные категории: пять процентов квоты для детей из многодетных семей, один процент – для детей из неполных семей, один процент – для детей из семей, воспитывающих детей-инвалидов с детства к уже имеющимся шести квотным категориям. В результате прием по квоте по госзаказу в текущем году увеличился на 16 тысяч мест и составил 51,1 тысяч человек. Также увеличилось количество поступающих на базе девятого класса на 12 тыс. человек»,— продолжила спикер.

Также важно отметить, что абитуриенты впервые имели возможность пройти профдиагностику, получить рекомендации и ознакомиться с картами профессий при выборе специальности во время сдачи документов на конкурс. В дальнейшем для усиления профориентационной работы будут создаваться центры профориентации и карьеры в колледжах, кабинеты профориентации в школах, а также организовано обучение профориентаторов. Также будет разработана информационная система и мобильное приложение профессиональной ориентации и карьеры, в том числе на основе Атласа новых профессий Казахстана.

«Но на сегодняшний день основная проблема заключается в том, что профессиональное образование всё ещё малопривлекательно. Поэтому Министерством были сделаны первые шаги по предоставлению колледжам академической самостоятельности. Ранее мы жестко регламентировали и устанавливали сроки обучения по различным квалификациям. В среднем от двух лет до  четырех лет. Данную норму исключили из Закона «Об образовании». Теперь это будет зависеть от конкретной образовательной программы и требуемых результатов обучения. Сроки обучения были сокращены за счет исключения дублирующих дисциплин при освоении одной квалификации»,— сказала собеседница.

Сегодня колледжи совместно с работодателями самостоятельно определяют содержание образовательных программ, сроки обучения.

То есть у студентов появилась возможность получать необходимые квалификации и устраиваться на работу в более короткие сроки, а при необходимости возвращаться и получать дополнительно другие квалификации.

Логичным продолжением академической самостоятельности стало внедрение кредитной технологии обучения, которая повысит привлекательность колледжа за счет признания формального и неформального обучения.

«Для этого мы адаптировали европейскую кредитную технологию для профессионального образования и обучения, которая направлена на обеспечение перевода, признания и накопления результатов обучения. Кредитная технология уже сегодня позволяет студентам самостоятельно выбирать траекторию обучения путем накопления необходимого объема кредитов на разный уровень компетенций. При этом учитываются результаты обучения, полученные формально и неформально (сертификаты). Это тоже дает возможность для сокращения сроков обучения. Стоит отметить, что внедрение кредитной технологии не исключает использования других существующих технологий обучения»,— продолжила собеседница.

Таким образом, сегодня наш студент ТиПО может выбрать свою индивидуальную траекторию обучения, получить и совершенствовать навыки, сменить профиль деятельности, параллельно получить профессиональное образование по разным направлениям и стать гибким на рынке труда. Данные меры позволят подстроиться под технологические изменения на производстве и запросы рынка труда, и система ТиПО будет готовить специалистов, которые будут соответствовать требованиям работодателей.

«Пандемия заставила нас полностью переформатировать сферу образования. Действительно мы столкнулись с тем, что большую часть студентов необходимо было перевести на дистанционное обучение. На сегодня 100% колледжей имеют доступ к более 30 цифровым платформам, которые полностью автоматизированы и направлены на обеспечение доступа обучающихся к образовательному процессу. Следует отметить также, что более 40 тыс. педагогов прошли курсы по IT компетенциям», — сказала в заключении директор департамента технического и профессионального образования МОН РК.

Насымжан Оспанова так же добавила, что в настоящее время понятие «дистанционное обучение» законодательно закреплено и уже разработаны требования к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правила. Вопрос организации, совершенствования и внедрения дистанционного обучения в колледжах является актуальным независимо от ситуации с пандемией.

Перед организациями ТиПО Казахстана стоят важные задачи, реализация которых позволит обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами, способными дать достойный ответ современным вызовам.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0