суббота, 10 декабря, 2022
icon
472.14
icon
498.39
icon
7.65
Алматы:
icon
-13oC
Астана:
icon
-18oC
Подпишитесь на нас:
Общество Венера Баталова
25 октября, 2021, 12:52

Более 350 млн услуг было оказано порталом Egov с момента открытия

За время своего существования электронное правительство Казахстана преодолело четыре этапа становления и развития. Была проделана большая работа, и как любой IT- продукт, портал все время нуждается в совершенствовании и обновлении, так как на каждом этапе доработок использовались разные технологии и разные подходы. Именно поэтому сегодня остро встал вопрос об обновлении сервиса и о новом подходе, который позволил бы удерживать лидирующие позиции по развитию электронного правительства. О достижениях за 15-летний период и о том, как облегчилась жизнь казахстанцев благодаря введению онлайн-услуг, корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал председатель правления АО «Национальные информационные технологии» Ростислав Коняшкин.

Более 350 млн услуг было оказано порталом Egov с момента открытия

Фото АО «НИТ»

Здравствуйте, Ростислав Анатольевич! В этом году порталу электронного правительства исполняется 15 лет, расскажите о создании Egov.kz.

— Портал электронного правительства (Egov.kz) – это единый портал, где взаимодействуют все государственные органы друг с другом для обеспечения граждан при помощи информационных технологий.  Именно этот механизм позволил сократить очереди в государственные органы, упростить и ускорить процедуры получения справок, свидетельств, разрешительных документов и многого другого. Изначально, идея создания электронного правительства принадлежит первому президенту республики Казахстан – Елбасы Нурсултану Назарбаеву.

Так, 12 апреля 2006 года был запущен Портал с материалами о государственных услугах информационно-справочного характера. С 2007 по 2009 гг. формировалась инфраструктура портала, и создавались базовые компоненты. В 2008 году в рамках административной реформы снизилась нагрузка на бизнес, упростилась разрешительная система, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации, и так появился проект «Е-лицензирование».

 Расскажите о том, как проходит интеграция сопровождаемых продуктов АО «НИТ» с государственными органами и организациями?

— Интеграция компонентов электронного правительства с информационными системами государственных органов или другими организациями проводится на основе заявления, которое подается на портале Smart Bridge. Посредством данного портала можно подать заявки на публикацию сервиса или подключения к существующим сервисам.

Владелец услуги (госорган или иная организация) предоставляет требование к услуге: отрабатывается бизнес процесс, специалистами разрабатывается, согласовывается и утверждается спецификация требований к программному обеспечению (СТПО), информационная система формирует сервисы, публикует на портале Smart Bridge, далее специалисты занимаются настройкой шлюза электронного правительства, после чего проводится тестирование услуги.

В случае успешного тестирования начинается подготовка к запуску в промышленную эксплуатацию, подписывается протокол демонстрации, утверждаются соответствующие нормативно-правовые акты для запуска услуги.

Ранее поданную заявку на портале Smart Bridge направляют повторно, приложив сценарий тестирования и подписав акт тестирования. Затем проводятся настройки на боевой среде шлюза электронного правительства (информационная система, предназначенная для интеграции государственных и негосударственных информационных систем), интегрируемые системы обновляются на продуктивную среду синхронно, после утверждения нормативно-правовых актов.

 После всех вышесказанных процедур, услуги появляются на портале электронного правительства. Расскажите о самых популярных услугах, сколько их всего?

— После успешного проведения интеграций с госорганами и организациями наши граждане уже видят на портале готовые к заявке услуги, можно сказать витрину с услугами.

Количество сервисов и государственных услуг на портале увеличивается ежегодно, так по состоянию на октябрь 2021 года на портале Электронного Правительства доступны 92 сервиса и 276 услуг, а если считать с подвидами (когда одна услуга состоит из нескольких других) -  305. С начала 2021 года (по октябрь 2021) через портал Электронного Правительства было оказано более 40 млн. государственных услуг и проведены работы по автоматизации более 20 услуг.

Ниже как указано в инфографике (описание услуг):

1. Выдача информации о состоянии пенсионных накоплений (с учетом инвестиционного дохода) вкладчика (получателя) единого накопительного пенсионного фонда

2. Бронирование очереди в ЦОН;

3. Выдача справки о наличии либо отсутствии сведений по учетам Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК о совершении лицом уголовного правонарушения;

4.Выдача справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физического лица;

5. Справка о состоянии/не состоянии на учете в психоневрологической организации;

6. Выдача справки о зарегистрированных правах на недвижимое имущество физическому лицу;

7. Справка о состоянии/не состоянии на учете в наркологической организации;

8. Прикрепление к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь;

9. Выдача информации о поступлении и движении средств вкладчика единого накопительного пенсионного фонда;

10. Выдача справки о регистрации (перерегистрации) юридических лиц, учетной регистрации (перерегистрации) их филиалов и представительств;

11. Выдача справки о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве на заданную дату;

12. Регистрация по месту жительства населения граждан РК;

13. Выдача справки, подтверждающей принадлежность заявителя (семьи) к получателям адресной социальной помощи;

14. Выдача справки о всех регистрационных действиях ЮЛ;

15. Выдача справки по определению адреса объектов недвижимости на территории Республики Казахстан.

Как Вы уже говорили ранее, технологии постоянно обновляются, и в 2019 году было запущено мобильное приложение электронного правительства - eGov Mobile. Расскажите о его преимуществах?

— Да, технологии меняются и развиваются ежеминутно и уже сейчас люди не представляют свою жизнь без смартфонов. Ведь всегда удобно носить необходимые в обычной жизни документы всегда с собой и большую роль в развитии «электронного правительства» стало создание мобильного приложения eGov Mobile.

Сейчас в приложении доступно 115 государственных онлайн-услуг и сервисов. Зарегистрироваться в приложении просто и легко – не более чем за 5 минут с помощью биометрической идентификации лица можно получить ЭЦП и зарегистрироваться в базе мобильных граждан (БМГ). Кроме онлайн-услуг в телефоне казахстанцы теперь могут всегда иметь под рукой цифровые документы – аналоги своих самых востребованных документов, которые законно могут использоваться наравне с бумажными документами.

В 2021 году проведены работы по улучшению и упрощению пользования мобильным приложением, так с начала года был добавлен баннер «e-Otinish» для подачи заявки в государственные органы, опубликован баннер «Ashyq», реализована услуга «Запись на вакцинацию», услуги теперь разделены для физических лиц и юридических лиц отдельно.

 Особым спросом у населения пользуется сервис «Цифровых документов», на сегодняшний день в приложении доступно 18 документов в цифровом формате. В этом году реализованы новые цифровые документы: паспорт вакцинации, получатель пособия многодетной семьи, удостоверение инвалидности, получатель адресно-социальной помощи. К сервису для оказания услуг по цифровому документу подключены аэропорты 9 городов, несколько казахстанских банков и другие организации.

 Расскажите про сбои в системе, и какие услуги будут доступны, над чем ведется работа?

— Ежегодно проводятся работы по улучшению eGov.kz, так как технологии стремительно изменяются и добавляются новые услуги. В этом году также модифицированы уже существующие, появилась возможность увидеть цифровые документы не только в мобильном приложении, но и в личном кабинете пользователей портала eGov.kz, государственные услуги адаптированы под мобильное приложение электронного правительства, подписание услуг стало возможным посредством QR и биометрии.

Мы посчитали, что за все время существования портала было оказано 350 миллионов услуг, а в 2021 году - более 40 миллионов услуг на eGov и 5,3 миллиона через мобильное приложение eGov mobile. Количество зарегистрированный пользователей в 2021 году увеличилось на 1 053 373 по сравнению с 2020 годом. В июне был отмечен максимальный рост пользователей eGov, 187 068 человек зарегистрировались на портале. Предположительно рост спровоцирован популярными услугами поступления на грант и в ВУЗы, когда заявки принимались онлайн.

Через eGov mobile за все время с момента его запуска оказано 22 343 196 услуг. Существенно увеличилось количество активных пользователей, если в 2019 году пользователей насчитывалось порядка 510 тысяч, в 2020 году – 3,3 миллиона, то на октябрь 2021 года мобильным приложением пользуются 5,3 миллиона граждан.

Сбои возможны даже у самых продвинутых сервисов и тех, что в сотни раз меньше нашего. Стоит учесть, что сбои небольших приложений не редкость, а наш сервис – это более 400 интеграций информационных систем разных госорганов. Это крупнейший сервис и сбои избежать на подобных сервисах – практически невозможно.

Данные заинтриговали, поделитесь планами АО «НИТ» на ближайший год?

— Мы понимаем, что eGov.kz требуется обновление, поэтому планов много. Помимо добавления новых услуг в eGov mobile, необходимо тщательно подойти к вопросу технологической модернизации самого сервиса. IT тренды изменяются ежедневно и нам важно отходить от лоскутной модели сервиса к платформенной, которая позволит улучшить скорость и удобство получения государственных услуг.

Несколько лет назад было даже сложно представить, что государственные услуги могут оказываться где-то еще кроме портала электронного правительства egov.kz. В свою очередь, на предложение министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдата Мусина о демонополизации egov.kz и вывода его на внешние платформы и популярные мобильные приложения была неоднозначная реакция и многие в это не верили.

 Однако, уже сейчас, более 30% сделок по продаже автомобилей регистрируются и проводятся через приложения банков второго уровня, что максимально упрощает все процедуры для граждан.

Такая же история и с цифровыми документами. Сегодня цифровыми документами уже можно воспользоваться при получении государственных услуг в ЦОНе, посадке на поезд или самолет, в банках второго уровня, в отделениях сотовых операторов, у нотариусов и т.д. Мы работаем над расширением списка, и надеемся в скором времени предоставить возможность вылета из любой точки страны с цифровым аналогом удостоверения личности. Все это показывает, что имеется большой спрос на изменения, скорость получения государственных услуг и возможность использования внешних платформ.

Наряду с увеличением пользователей увеличивается и количество полученных услуг, что приводит к большой нагрузке на все системы. И, конечно же, граждане сталкиваются со сбоями и простоями. Бывают системные сбои. Это связано с тем, как я говорил ранее, что IT рынок не стоит на месте, информационные технологии, сервисы изменяются каждый день, а какие-то вовсе устаревают.

О новых проектах и обновлениях дополнительно мы будем сообщать с помощью наших информационных ресурсов, социальных медиа - Instagram - @nitec_kz, @egov.kz Facebook - @nitec.kz, @egov.kz и др.

В статье:
Что думаете об этом?
Подпишитесь на нас:


Эксклюзив
Интервью и мнения