Прогнозы не радуют: Что будет с бензином и дизелем в Казахстане этой зимой

Министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев заявил, что оснований для роста цен на бензин нет в связи с тем, что он производится и отгружается в необходимых количествах, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на kolesa.kz.

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Увеличение прайса на заправках, которое показал бензин за последнее время (по словам министра, на 15 тенге за последние три года), в ведомстве беспокойства не вызывает. А что касается дизтоплива, то и с ним, считает Мирзагалиев, в стране все в порядке.

«Топливный кризис, с которым мы столкнулись, начался еще в летние месяцы, когда резко начали таять запасы дизтоплива на нефтебазах. И первым практическим решением была организация встречи с министерством энергетики России. Буквально за 1,5 месяца мы смогли ситуацию по дизельному топливу стабилизировать благодаря тому, что было завезено порядка 190-200 тыс тонн дизеля. Это достаточный объем для того, чтобы стабилизировать ситуацию. Конечно, вопрос цены очень актуальный. Дело в том, что мы наблюдаем рост цены на нефть. Соответственно, на заводах России цена на ГСМ заметно выросла. Мы были вынуждены импортировать более дорогое дизельное топливо», — заключил министр.

Как отметили аналитики, в цифрах глава Минэнерго слегка ошибся (на четверть примерно). По словам трейдеров, из России в Казахстан было завезено не 200, а все-таки 145 тыс тонн дизтоплива. Причем все оно, как более морозостойкое, осело на заправках северных областей республики. 

Южные регионы по-прежнему продолжают заливать в баки шымкентский дизель, вызвавший в начале октября немало нареканий у автомобилистов. Правда, буквально на днях Шымкентский НПЗ наконец-то перешел на выпуск топлива с минимальной температурой фильтруемости —15 градусов, то есть межсезонного. И сегодня после резкого похолодания в Алматы большинство дизельных авто все-таки завелись.

Одной из причин осеннего дефицита дизеля, продолжающегося уже после завершения уборочных работ, когда сельхозтехнику, казалось бы, заправлять не нужно, стала остановка на ремонт Павлодарского нефтехимического завода. Завершить работы на ПНХЗ должны были к 1 ноября, но накануне пресс-служба НК «КазМунайГаз» сообщила, что на заводе запущены все технологические установки, за исключением гидроочистки дизельного топлива.

«При запуске оборудования ГО ДТ выявлен дефект новой запасной части на компрессоре, которая ранее была заменена при ремонте. В настоящее время ведутся работы по устранению выявленной неисправности. Запуск установки гидроочистки дизельного топлива планируется с 6 ноября, что соответствует ранее запланированным срокам», — заявили в компании. 

То есть из пресс-релиза следует, что в эту субботу ПНХЗ якобы должен начать выпускать дизель в достаточном количестве, но, по имеющимся данным, дело вовсе не в «дефектной детали компрессора», на которую ссылается «КазМунайГаз», а в затянувшемся ремонте, завершить который не успели до наступления холодов. И теперь цех гидроочистки не сможет заработать едва ли не до весны.

На заводе в данное время выпускается всего несколько сотен тонн дизеля в сутки. А к 10 ноября планируется выйти на 3,8 тыс тонн в сутки (вместо необходимых 6 тыс, то есть меньше на треть). Большего количества дизеля класса К-4 завод с тем оборудованием, что у него сейчас работает, не потянет (К-2 и К-3 он производить, в принципе, сможет, но по техрегламенту его нельзя реализовывать на территории ЕАЭС. Разрешается только вывозить куда подальше).

Таким образом, в ноябре и декабре страна недополучит около 150 тыс тонн дизтоплива, которое придется снова ввозить из России (По 50 тыс тонн межсезонного и по 20–25 тыс тонн зимнего в месяц). А так как к дизелю в Казахстане сегодня достаточно крепко привязана коммерческая техника, все это может пагубно сказаться на стоимости продуктов, товаров и услуг. В январе-феврале спрос на дизель спадет (так происходит ежегодно), но к марту, перед началом полевых работ, ПНХЗ необходимо запустить производство дизтоплива в полную силу, считают эксперты.

«А пока в правительство ушли предложения об обнулении НДС на российское топливо, чтобы хоть как-то снизить нагрузку на кошельки наших сограждан. Одобрят его или нет — неизвестно. Но, как считают некоторые эксперты, в ближайшие три недели подскочить в цене на 5-10 тенге за литр может и бензин (торговцам, в начале этого года работавшим себе в убыток, позволят немного поправить свои дела), что радости казахстанцам к Новому году явно не прибавит», — говорится в сообщении.

К слову, накануне на совещании в Экибастузе президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что нехватка дизеля в Казахстане отнюдь не произошла сама собой.

«В октябре страна столкнулась с дефицитом дизельного топлива. Можно сказать, что он был создан искусственно», — сказал глава государства.

По его словам, несмотря на растущие объемы переработки нефти и проведенную модернизацию НПЗ, правительство с фондом «Самрук-Казына» не смогло предотвратить возникновение дефицита нефтепродуктов.

Водители в Казахстане начали жаловаться на дефицит дизельного топлива еще в августе, когда в стране началась уборочная страда. На заправках казахстанских городов образовались длинные очереди за горючим. На некоторых АЗС действовали лимиты и талоны.

К слову, с 1 октября в стране продлили запрет на вывоз из Казахстана бензина и дизтоплива автотранспортом.

В Минэнерго заявили, что рост объемов потребления топлива в Казахстане опережает темпы роста производства.

Для обеспечения внутреннего рынка дизельным топливом ввели запрет на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом, с апреля прекратился экспорт дизельного топлива, плановый ремонт на Атырауском НПЗ перенесли на 2022 год. С 1 сентября по 5 октября импортировано 55,9 тыс тонн дизтоплива из РФ и приняты другие меры.

16 октября глава Минэнерго заявил, что ситуация с дизельным топливом медленно, но улучшается.