Приближается один из самых значимых праздников в Казахстане — День Независимости. 30 лет назад наша республика стала суверенным и независимым государством. Но эта свобода далась народу нелегко. Наши предки боролись за нее, порой ценою собственной жизни. Имена национальных героев люди должны помнить и передавать из поколения в поколение. Об этом в своей статье «Независимость дороже всего» сказал президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» побеседовала с историком Жаксылыком Сабитовым, который рассказал об одном из первых руководителей повстанческого движения по освобождению Казахстана — Кейки батыре.
В бескрайних тургайских степях, вольных и величественных, проживали степняки с широкой душой и открытым сердцем. Честь, достоинство и справедливость не были пустым звуком для этих людей. Так сложилось исторически. На этой земле родился и вырос Кейки. Сын своего народа, сын своей земли, воспитанный традициями и примером предков. Но долгие годы его имя было вычеркнуто из памяти потомков.
«Талантливый писатель Ахан Нурманов еще в советское время изучал историю Кейки батыра и написал об этом книгу. Он знал, что советская цензура не пропустит произведение о национальном герое, и поэтому не смог открыто озвучить его имя в своем произведении. Он назвал ее «Гибель Кулана». На протяжении всего советского периода это имя тщательно стиралось из нашей истории. Настолько, что после его гибели не осталось ни одной вещи, которая напоминала бы о его существовании»,— начал свой рассказ историк.
К 1916 году в степи сложилась сложная ситуация. Казахи оказались изгоями на собственной земле. Царское правительство в пользу переселенцев отнимало у населения лучшие земли. Грабительские налоги и поборы, несправедливость судебной системы — все это не могло не вызвать народного гнева. А начало Первой мировой войны, когда у населения стали отнимать скот и продовольствие, легло тяжелым бременем на плечи и без того угнетенного народа.
«Солдаты и офицеры, которые убегали с фронта в Китай, проходили через территорию казахских степей Торгая и Улытау. Это были дезертиры, которые разоряли все на своем пути. Они грабили и сжигали целые аулы, убивали мужчин и детей, а женщин насиловали. Этот произвол и безнаказанность преступников вынудили мирное население к самостоятельной борьбе и защите. Те, кто мог постоять за себя и защитить других, брались за оружие. Одним из первых таких защитников был Нурмагамбет Кукембайулы, которого позже современники назовут Кейки батыром. Он был обычным охотником и коневодом. Нередко в одиночку или с другими джигитами он спасал людей от неминуемой гибели», — продолжил рассказчик.
В то время вышел указ царя о реквизиции инородцев средней Азии и Казахстана на тыловые работы в качестве бесправной черной рабочей силы, который вызвал массовую стихийную реакцию. Народ поднялся на восстание, которое вошло в историю как национально-освободительное движение 1916 года.
«То, что казахов стали призывать в трудовую армию, не давая возможности даже держать винтовку, было оскорблением для народа. Против этого указа царя встали практически одновременно сотни тысяч простых бедняков, в числе которых были казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, кыргызы, населявшие обширные территории Казахстана и Средней Азии. Они организовывались в отряды сопротивления, которые уничтожали списки призывников, долговые и налоговые расписки и другие документы, громили аулы волостных управителей и баев, поддерживающих реквизицию. Все чаще стали происходить открытые столкновения с карательными отрядами. Царское правительство направило несколько полков, чтобы подавить это восстание. Но народные ополчения сражались настолько отчаянно, что их не могли сломить вооруженные пулеметами и пушками солдаты царской армии», — рассказал спикер.
Одним из самых сильных очагов восстания стал Торгай, где повстанцы свергли царскую власть и провозгласили ханство. Правителем был избран Абдигапан Жанбосынулы. Но фактическим лидером и главнокомандующим был Амангельды Иманов, который проявил себя как талантливый и дальновидный полководец. К моменту, когда восстание набрало силу, в его войсках насчитывалось более 20 000 человек. И это уже было не простое ополчение, а организованное войско.
Эта народно-освободительная война оказалась самой мощной во всем Казахстане и Средней Азии. И она не прекратилась до тех пор, пока царь не был свергнут с трона.
«Амангельды Иманову удалось применить сразу несколько новшеств в формировании отрядов и тактике ведения боя. К примеру, он впервые ввел в составе войска отдельное подразделение мергенов-снайперов. Это была отборная тысяча лучших воинов, которую возглавил Кейки батыр. О его храбрости и невероятных подвигах до сих пор ходит множество легенд. Одно его имя приводило в ужас врагов. Он один мог перебить целый отряд и остаться невредимым. Будто заговоренный, он неожиданно появлялся из ниоткуда и исчезал в никуда. Он не боялся смерти. Карательные отряды, охотившиеся за ним, на протяжении четырех лет не могли схватить его. Всякий раз он одерживал верх над преследователями, был неуловим. Солдаты царской армии считали его демоном и очень боялись. Слава о батыре разнеслась по всей степи. Однако сам Кейки был человеком скромным и нелюдимым. Большую часть времени он проводил вдали от больших аулов, занимаясь охотой. Потому земляки и прозвали его Кейки, что в переводе означает «отшельник», — добавил Жаксылык Сабитов.
Отличительной особенностью Кейки батыра было стрелять не целясь. Ему стоило просто взмахнуть рукой — и он попадал точно в цель. Батыр и патриот Кейки был человеком отважным и с открытой душой. Он был готов пожертвовать своей жизнью за родную землю, за свой народ и за товарищей. Но он не был политиком и революционером. И в то смутное время, когда власть постоянно менялась, а простой народ продолжал бедствовать, он не вникал в хитросплетение политических игр. Главной мечтой для батыра была независимость родной земли.
«Если Амангельды Иманов владел арабским и русским языком, то Кейки батыр знал только свой родной язык. У него была только одна правда — он защищал свой народ и свою землю. Он не хотел разбираться, кто «красный», а кто «белый». И всех считал оккупантами и не хотел впускать их на свою землю. После того как убили Амангельды Иманова, он потерялся и не мог понять, с кем он должен двигаться дальше. И он решил быть против всех,: и против белогвардейцев, и против большевиков. И это привело к тому, что его и всех, кто его поддерживал, стали считать бандитами», — рассказал историк.
Красная армия стала вести борьбу с его отрядом. Гибель соратников по освободительной борьбе казахского народа стала для Кейки батыра большой трагедией. Он остался один, не веря ни «красным», ни «белым».
Кейки батыра не смогли схватить карательные отряды Красной армии, которые снаряжались несколько раз. Тогда они решили воспользоваться хитростью. Было написано ложное письмо от имени Алиби Джангильдина, в котором стрелка приглашали в Торгай. Отряд возглавил комиссар Николай Токарев, отлично знавший казахский язык. Супруга Кейки Айжан тоже была храброй девушкой и была с ним до конца. Она смогла раскрыть предательский план большевиков и рассказала об этом супругу. Ночью Кейки с товарищами удалось скрыться от преследователей. Но далеко им не удалось уйти, спустя какое-то время Кейки с супругой и сыном его брата настигают солдаты Красной армии и убивают. Для устрашения местного населения целый месяц отрезанная голова казахского батыра висела у ворот города Торгая. После этого его голову отправили в Санкт-Петербург.
Кейки батыр мог уехать в Китай и Турцию, но он не хотел оставлять свою родину. Был до последнего вздоха со своим народом. Сражался до последнего патрона за свою землю и отдал свою жизнь за свободу казахов.
12 августа 2016 года, спустя 93 года после смерти великого казахского батыра, российская сторона вернула останки воина на родину, в Казахстан, чем была восстановлена историческая справедливость, честное имя и память.