Бензина в Туркестане нет, но вы держитесь...

Перебои с бензином на АЗС Шымкента начались 6 декабря. Утром 8-го дефицит ощутили водители в Туркестане. Видимых причин для этого нет. Есть привычные. В стране второй месяц действует «правило одной канистры» — запрет на вывоз автомобильного топлива. Потребность в ГСМ в зимний период обычно почти на четверть ниже, чем летом. Тем не менее, чтобы заправить машину в Туркестанской области и Шымкенте, надо объехать с десяток АЗС, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

Фото: Гани Назарбек

Причины очередного рукотворного топливного кризиса известны всем, кроме Минэнерго.

«У нас как не было, так и нет механизма распределения оптовых объемов ГСМ по регионам. Вернее, когда-то он был, — говорит председатель ассоциации АЗС «Жанар жағармай» Кайыпбек Камбаров. — И, хотя был далек от совершенства,  худо-бедно работал. Несколько лет назад Минэнерго уступило нажиму монополистов-оптовиков и ликвидировало даже зачатки порядка в этой сфере. В результате рынок отдан на их милость. В таких условиях создать искусственный дефицит топлива для них не проблема. Затем будет поднята цена. Осенью они уже проделали это с дизельным топливом. Схема старая и надежная».

На фоне пока легкой паники водителей на юге стране информация от министерства энергетики похожа на новости с другой планеты: «Казахстан продолжит увеличение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+», «Минэнерго изучит вопрос расширения мощностей Шымкентского НПЗ после разработки ТЭО».

И, наконец, эпохальное: «Вице-министр энергетики РК А. Магауов провел встречу с представителями гражданского сектора и НПО в рамках Х Гражданского форума Казахстана». На встрече поднимались актуальные вопросы по обеспечению рынка горюче-смазочными материалами. Вице-министр рассказал об основных направлениях министерства и принятых мерах по стабилизации внутреннего рынка дизельного топлива, в том числе и по недопущению сезонного дефицита ГСМ».

Господин Магауов рассказал общественникам о героической борьбе его министерства с осенним дефицитом дизельного топлива. Тогда главными виновниками Минэнерго назначило водителей транзитных грузовиков. Исходя из этой странной посылки, введен запрет на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом, с апреля 2021 года прекращен экспорт дизтоплива, перенесен на 2022 год плановый ремонт Актюбинского НПЗ, загруженного вместе с Шымкентским НПЗ дополнительными 100 тыс тонн нефти. ТОО «АНПЗ» и ТОО «ПКОП» провели переговоры с Минэнерго РФ по импорту дизельного топлива.

Читайте также: Дефициты от А до Я: Все о кризисе с углем, бензином и электричеством в Казахстане

А потом оптовые операторы повысили цены, и солярка чудесным образом появилась в достаточном количестве.

Как сообщил Магауов, министерством разработаны меры по недопущению сезонного дефицита ГСМ и спекулятивного колебания цен на внутреннем рынке:

  • увеличение объемов хранения на базах госматрезерва с расширением условий выдачи нефтепродуктов (внеплановые ремонты, аварии на НПЗ и трубопроводах);
  • на законодательном уровне предусмотреть обязательства по хранению крупными потребителями (КТЖ, горнорудная промышленность и т.д.) необходимого остатка;
  • заблаговременное формирование запасов дизтоплива для проведения полевых работ сельхозтоваропроизводителями;
  • оптимизация сроков проведения и четкая регламентация видов ремонтов НПЗ;
  • предусмотреть требование по поэтапному оснащению всех нефтебаз контрольными приборами учета.

Результаты бурной и вполне бессмысленной деятельности налицо — дефицита дизтоплива пока нет. Есть дефицит бензина. Ждем неизбежного повышения цен.